АКИМОВА, София Владимировна (1887–1972)

Кафедра сольного пения
Профессор

АКИМОВА (урожд. Хекимян; по 1-му мужу – Акимова-Андреевская, по 2-му мужу – Акимова-Ершова) София (Софья) Владимировна (15/27 марта 1887, Тифлис, ныне Тбилиси – 16 января 1972, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры) — оперная и концертная певица (лирико-драматическое сопрано), пианистка, педагог. Профессор (1939). Потомственная дворянка. Заслуженный артист Узбекской ССР (1944). Награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УзССР (1943) и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Жена И. В. Ершова, мать художника И. И. Ершова.

С 7 лет обучалась игре на фортепиано у Ж. А. Фирсовой. Окончила 1-ю Тифлисскую женскую гимназию (1904). Училась в Тифлисском музыкальном училище по кл. фортепиано у И. М. Матковского (1904–1906). Окончила Королевскую консерваторию в Лейпциге по кл. фортепиано у К. Вендлинга (1906–1909). Исполняла в Большом зале Королевской консерватории фортепианные концерты Р. Шумана, А. Г. Рубинштейна, С. В. Рахманинова.

Пению училась у М. А. Славиной (1909–1913). По свидетельству Акимовой, освоить вокальное мастерство ей также помогло штудирование книги Л. Леман «Мое искусство пения». В 1914 в Веймаре под руководством К. Шайдемантеля изучала вагнеровский репертуар (партии Елизаветы из «Тангейзера» и Эльзы из «Лоэнгрина»), а также песни Ф. Шуберта и Р. Шумана на языке оригинала. Совершенствовала вокальное мастерство и методику преподавания вокала под руководством С. М. Мирович (1924–?).

Солистка Мариинского театра (1913–1915, 1918–1929). Одна из организаторов и руководителей Рабочего музыкального университета (1934).

Преподаватель Рабфака Консерватории (1930–1935), Музыкальной школы-десятилетки при Консерватории (не позднее 1937 – не ранее 1940); в 1935–1950-х преподаватель Техникума (Музыкального училища при Консерватории). Член вокально-методического отдела Государственного научно-исследовательского института театра и музыки (1937–1941). Преподаватель по повышению квалификации в Ташкентском русском оперном театре имени Я. М. Свердлова (1941–1944).

В Консерватории: профессор по кл. сольного пения вокального факультета (1919–1924, 1929–1951, утв. 1939), заведующая вокальной кафедрой (1935–1950), декан вокального факультета (1936–1938, утв. 1936), руководитель кл. сольного пения (с 1948). Руководитель кл. пения в Высшей школе художественного мастерства при Консерватории (1933–1934). Член Художественно-литературного совета (с 1929), Методической тройки (с 1930), Художественного совета Оперной студии (с 1938), Ученого совета (с 1939). В годы Великой Отечественной войны была эвакуирована с Консерваторией в Ташкент. Участвовала в научно-методической работе вокального факультета, выступала с докладами «О певческом дыхании», «Слово в пении».

Среди учеников — Е. П. Андреева, И. М. Бугаев, А. В. Ганорская, А. А. Григорьева, М. А. Довенман, П. С. Ефимов, В. И. Кильчевский, Н. М. Коган-Сердечкова и В. Н. Кудрявцева, Т. Н. Лаврова, М. А. Лейбович, Э. С. Лир, Н. Н. Мейева, Л. Е. Неверов, Е. Н. Николаева, О. П. Пядышева, В. Г. Сопина и многие другие.

Акимова — одна из выдающихся оперных певиц 1-й пол. XX в. Обладала красивым и сильным голосом, ярким темпераментом. Придавала большое значение психологической оправданности и выразительности вокального интонирования, осмысленному синтезу музыки и поэтического текста. Пение и драматическая игра в ее выступлениях представали в неразрывном единстве. Прославилась как одна из лучших отечественных исполнительниц музыки Р. Вагнера в ролях Брунгильды («Зигфрид», «Гибель богов»), Гутруны («Гибель богов»), Елизаветы («Тангейзер»), Зиглинды («Валькирия»), Ирены («Риенци»), Ортлинды («Валькирия»), Эльзы («Лоэнгрин»). Всего в репертуаре более 20 оперных партий, в том числе — Грета Грауман («Дальний звон» Ф. Шрекера), Донна Анна («Каменный гость» А. Даргомыжского), Зейнаб («Измена» М. М. Ипполитова-Иванова), Золотой петушок и Феврония («Золотой петушок» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова), Маргарита («Мефистофель» А. Бойто), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мария («Воццек» А. Берга), Софья («Галька» С. Монюшко), Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна), Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Фата Моргана («Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева), Шарлотта («Вертер» Ж. Массне), Эльза («Чудо роз» П. П. Шенка), первая исполнительница партии Ирены («Победа» П. П. Шенка).

С 1912 выступала в симфонических концертах. В репертуаре — партии в вокально-ораториальных произведениях И. С. Баха («Страсти по Матфею»), Г. Ф. Генделя («Самсон»), В. А. Моцарта (Реквием), Л. Бетховена («Торжественная месса»), Г. Берлиоза («Осуждение Фауста»), Шумана («Рай и Пери»), концертные арии Бетховена, фрагменты из опер Вагнера (в т. ч. III акт «Тристана и Изольды»), «Шехерезада» М. Равеля и другие.

С 1916 пела в камерных концертах, в том числе в Вечерах современной музыки. В репертуаре — более 600 произведений (арии, песни, романсы). Первая исполнительница ряда романсов А. М. Житомирского (1881), М. Ф. Гнесина (1883), Ю. А. Шапорина (1887), А. С. Животова (1904), М. В. Коваля (1907) и др. Выступала в Большом и Малом залах Консерватории, военных госпиталях Кронштадта, а также в Москве и Шлиссельбурге. Пела в Германии и Франции. Прекратила концертные выступления в 1940.

Партнеры-вокалисты — И. А. Алчевский, П. З. Андреев, А. В. Белянин, Н. А. Большаков, Г. А. Боссе, Н. Н. Бутягин, А. В. Висленева, И. В. Ершов, А. М. Кабанов, Н. Н. Куклин, А. М. Лабинский, Ф. В. Литвин, А. Д. Мейчик, К. И. Петраускас, О. П. Пядышева, М. А. Славина, А. В. Смирнов, Л. В. Собинов, И. В. Тартаков, Ф. И. Шаляпин и др. Пела под управлением В. А. Дранишникова, М. Г. Климова, А. Коутса, Э. А. Купера, С. А. Кусевицкого, Э. Ф. Направника, Д. И. Похитонова, Г. Г. Фительберга, Ф. Штидри и др. Регулярно выступала в ансамблях с И. С. Миклашевской (1918–1940).

Партнеры-инструменталисты — М. А. Бихтер, Г. М. Бузе, С. Б. Вакман, Н. Ванадзиньш, И. А. Венгерова, С. О. Давыдова, А. Б. Мерович, М. В. Юдина и другие.

Библиография

Сочинения: [Соч. С. В. Акимовой] // Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750–1917: Слов.: [В 2-х ч.]. [Ч. 1]. М., 1991. С. 16;

Литература: Лит. [о С. В. Акимовой с 1918 по 1987] // Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750–1917: Слов.: [В 2-х ч.]. [Ч. 1]. М., 1991. С. 16–17; Большой путь // Музыкальные кадры. 1962. 12 апр. № 7. С. 3; Лейбович М. А., Пядышева О. П., Лаврова Т. Н. и др. Беззаветное служение искусству. К 80-летию С. В. Акимовой // Музыкальные кадры. 1967. № 5 (13 марта). С. 3; С. В. Акимова: [Некролог] // Советская музыка. 1972. № 6. С. 144; Акимова Софья Владимировна: [Биогр. справка] // Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750–1917: Слов.: [В 2-х ч.]. [Ч. 1]. М., 1991. С. 16–17; София Акимова. (1887–1972). СПб., 2008. 176 с.

Иконография

Акимова (урожд. Хекимян, Акимова-Андреевская, Акимова-Ершова), Софья Владимировна (1887–1972). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личная карточка С. В. Акимовой. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1951. Д. 523. Л. 1–4; Личное дело С. В. Акимовой. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и студентов за 1919–1954. Д. 1. Л. 139–161, 196–270.


М. И. Алейников, 2012