ГРИГОРЬЕВА, Антонина Андреевна (1905–1992)

Кафедра сольного пения
Профессор

ГРИГОРЬЕВА, Антонина Андреевна (13/26 марта 1905, Ленинград – 1992) — певица (сопрано), педагог. Профессор (1973). Награждена Орденом Трудового Красного Знамени (1971), медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «За трудовую доблесть» (1953). Жена Г. М. Бузе

Окончила вокальный ф-т Консерватории (1929) и аспирантуру (1936) по кл. сольного пения у С. М. Мирович. Ранее обучалась у К. Н. Дорлиак. Отмечена почетным дипломом на II Всероссийском конкурсе музыкантов-исполнителей (1935), лауреат II премии на Ленинградском конкурсе на лучшее исполнение советского произведения (1937).

В Консерватории: ассистентка С. М. Мирович (1938), преподаватель (1941), доцент (1944, утв. 1949), профессор (1962–1989) каф. сольного пения. Среди учеников — нар. арт. СССР, солистка Большого театра Е. В. Образцова; засл. арт. РСФСР, солистка ГАТОБ имени С. М. Кирова и московского Большого театра Е. Н. Зименко (Зименкова); засл. арт. РСФСР, солистка ГАТОБ имени С. М. Кирова Т. С. Кузнецова; Т. В. Лымарева; Т. Д. Новиченко; нар. арт. Латвийской ССР, солистка Рижского театра оперы и балета С. Раая; засл. арт. РСФСР, солистка Свердловского театра оперы и балета О. И. Соловьёва; солисты Ленинградского академического малого оперного театра Е. Г. Шумская и Т. П. Романова, солисты Ленконцерта Н. Хаустова, В. В. Гирдюк и многие другие.

Исполнительская деятельность Г. связана с выступлениями в качестве оперной (Оперная студия Конс. и ленингр. гастрольный Большой оперный театр) и камерной певицы (солистка Ленинградской филармонии). 

Принимала участие в постановках опер в концертном исполнении: Марцелина в опере «Фиделио» Л. Бетховена под управлением Ф. Штидри; Звридика в опере «Орфей» Глюка под управлением А. Цемлинского. 

Партнеры С. И. Мигай, В. И. Касторский, А. С. Пирогов, Г. С. Пирогов, Ф. С. Мухтарова, Д. А. Смирнов. Выступала как камерная певица в дуэте с пианистом Г. М. Бузе, том числе с циклом концертов «Развитие русского романса». В репертуаре — камерная вокальная лирика М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Танеева, Рахманинова, музыка западно-европейских и советских композиторов.

Отношение Григорьевой к педагогической деятельности сформировалось под влиянием общения с выдающимися деятелями Консерватории К. Н. Дорлиак, З. П. Лодий, М. А. Бихтером, И. В. Ершовым, С. В. Акимовой-Ершовой. В основе педагогического метода Григорьевой — школа Мирович — ученицы выдающегося вокального педагога А. Мишуги. Главная цель педагогического процесса — формирование профессионального певческого тона, что включает опору звука на дыхание, чистоту интонации, формирование гласных в высокой певческой позиции, однородность звучания, естественность и простоту. Особенности метода Григорьевой: постановка дыхания только через певческий звук, постепенность в развитии вокальных навыков. Особое внимание она уделяла упражнениям закрытым звуком и выработке гибкости, подвижности голоса как для высоких, так и для низких женских голосов. Краеугольным камнем вокальной методики, по мнению певицы, является не только достижение учащимся высокого вокально-технического мастерства, но и художественное развитие, воспитание психики будущего певца, непрерывное развитие его творческой фантазии. 

Архивные источники

Личная карточка А. А. Григорьевой Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава за 1989; Личное дело А. А. Григорьевой. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава за 1989 г. Л. 34–82; Дело ассистента Григорьевой А. А. Архив СПбГК. Дела проф.-преп. состава и студентов за 1925–1952 гг. Д. 61; Дело на утверждение в ученом звании профессора Григорьевой А.А. за 1971. Архив СПбГК. Дела на утверждение в ученых званиях профессора: Бражникова М.В., Григорьевой А.А., доцента: Маргулиса В.И. Д. 1751. Л 51–64. 

Т. В. Лымарева, А. Н. Цветкова, 2018