СЛАВИНА (в замужестве Медем), Мария Александровна (1858–1951)

Кафедра сольного пения
Профессор

СЛАВИНА (в замужестве баронесса Медем), Мария Александровна (5/17 июня 1858, Санкт-Петербург – 1 мая 1951, Париж) — оперная певица (меццо-сопрано, контральто), драматическая актриса, педагог. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Профессор (1919).

Родилась в семье драматических актеров. Обучалась драматическому и балетному искусству в Театральном училище при Санкт-Петербургской Императорской труппе, затем перешла на драматическое отделение.

Обнаружив вокальное дарование, стала брать уроки пения у композитора и дирижера Императорской Итальянской оперы в Санкт-Петербурге, вокального педагога Э. Гамиери, (1862/1863), а затем поступила в консерваторию (1876–1879). Занималась сначала в классе Н. А. Ирецкой (1876–1878), а затем перешла в класс К. Эверарди (1878/1879[?]).

Совершенствовалась в вокальном искусстве за границей, развив блестящую вокальную технику бельканто.

По приглашению Э. Ф. Направника очень успешно дебютировала в Мариинском театре в партии Амнерис, (опера Дж. Верди «Аида», 1879). 38 лет прослужила в Мариинском театре, после чего перешла в драматическую труппу Александринского театра (1917).

Отличалась неповторимой артистической индивидуальностью. Создавала глубоко правдивые художественно-музыкальные образы, обладая ярким драматическим талантом, мощным интеллектом, сценическим темпераментом и точным ощущением стиля. Вокально-драматическое мастерство позволяло ей с равным успехом выступать в драматических, героических, лирических и комических партиях, а также в ролях травести. Ее бархатный голос обладал подвижностью, пластичностью, разнообразием тембровой палитры, дикция была ясной и четкой, жест — точным и скупым, мимика разнообразной.

Вершинами творчества певицы стали: Хафиза («Фераморс» А. Г. Рубинштейна), Розина («Севильский цирюльник»Дж. Россини), Ортруда («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Княгиня («Русалка» А. С. Даргомыжского), Марина Мнишек и Федор («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Лель («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова).

Первая исполнительница партий: Ганны в опере «Майская ночь» (1880) Н. А. Римского-Корсакова, Фатимы в опере «Кавказский пленник» (1883) Ц. А. Кюи, Гиты в опере «Гарольд» (1886) Э. Ф. Направника, Княгини Евпраксии Романовны в опере «Чародейка» (1887) и Графини в опере «Пиковая дама» (1890) П. И. Чайковского, Зулемы в опере «Жуан» (1888) Б. А. Фитингоф-Шеля, Дашутки в опере «Горюша» (1889) А. Г. Рубинштейна.

Впервые в Санкт-Петербурге исполнила партию Ольги в опере «Евгений Онегин» (1884) П. И. Чайковского, Кармен в одноименной опере Ж. Бизе (1885), Кончаковны в опере «Князь Игорь» (1890) А. П. Бородина, Лолы в опере «Сельская честь» (1893) П. Масканьи, Клитемнестры в опере «Орестея» (1895) С. И. Танеева, Далилы в опере «Самсон и Далила» (1896) К. Сен-Санса, Орфея в опере «Орфей и Эвридика» (1897) К. В. Глюка, Любаши в опере «Царская невеста» (1901) Н. А. Римского-Корсакова, Клитемнестры в опере Р. Штрауса «Электра» (1913, постановка В. Э. Мейерхольда) и других. Всего — более 60 партий в операх русских и зарубежных композиторов разных эпох, стилей и направлений.

Участвовала в первом исполнении в России Реквиема Дж. Верди (1881) и исполнении Реквиема В. А. Моцарта.

В 1897 году ей было пожаловано звание солистки Его Величества.

Выступала под управлением П. И. Чайковского, Э. Ф. Направника, А. С. Аренского, Ф. М. Блуменфельда, А. Коутса, Э. А. Крушевского, К. А. Кучеры и других. Партнеры по сцене — И. В. Ершов, И. А. Мельников, Ф. И. Стравинский, Н. Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин и другие выдающиеся певцы.

Славиной посвятили свои романсы Э. Ф. Направник (баллада «Тамара», романс «Первая разлука») и А. К. Глазунов (романс на стихи А. С. Пушкина «Делия»).

В Консерватории: профессор класса специального пения (1919/1920 учебный год).

Среди ее частных учениц — С. В. Акимова. За помощью в работе над ролью к ней обращались М. Б. Черкасская, Л. А. Андреева-Дельмас и другие выдающиеся певицы.

Эмигрировала в Париж, где некоторое время преподавала пение в Парижской Русской консерватории, гастролировала в Монте-Карло, Буэнос-Айресе. Выступала в парижском Театре-комик.

Библиография

Литература: Очерк деятельности М. А. Славиной на сцене Мариинского театра // Театр и искусство. 1898. № 2 (11 января). С. 30–31; Финдейзен Н. Мария Александровна Славина: (к 20-летию сценической деятельности этой чудесной артистки) // Русская музыкальная газета. 1898. № 1. Стб. 66–68; 25-летие артистической деятельности М. А. Славиной // Русская музыкальная газета. 1903. № 6. Стб. 179–181; Славина Мария Александровна: (солистка Его Императорского величества) // Ежегодник Императорских театров. 1902–1903. Приложение 3-е. С. 16–19; [Славина Мария Александровна] // Старк Э. Петербургская опера и ее мастера, 1890–1910. Л.; М., 1940. С. 60–69; Гозенпуд А. Русский оперный театр на рубеже XIX–XX веков и Ф. И. Шаляпин, 1890–1904. Л., 1974. 264 с. Примечание: о М. Славиной на с. 7, 10, 11, 45, 64–65, 103–104; Акимова С. Воспоминания певицы. Л., 1978. 96 с. Примечание: о М. Славиной на с. 26–29, 48, 50; Григорьева А. П. Славина (по мужу Медем) Мария Александровна // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1981. Т. 5. Стб. 80. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7046/Славина; Григорьева А. П. Славина в операх П. И. Чайковского // Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского: сб. статей / сост. Б. Я. Аншаков, Г. И. Белонович, М. Ш. Бонфельд. Ижевск, 1985. С. 54–64; Вайнштейн Л. Мария Славина: (Мастера оперной сцены) // Музыкальная жизнь. 1985. № 2. С. 15–16; Славина (по мужу Медем) Мария Александровна // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: [в 2-х ч.]. Ч. 2. М., 2000. С. 46.

Архивные источники

Славина М. Автобиография (машинопись). РНБ. Ф. 1110. Оп. 1. Ед. хр. 272.

Н. Б. Селиверстова, 2016