БИХТЕР, Михаил Алексеевич (11/23 апреля 1881, Москва – 7 мая 1947, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — пианист-ансамблист, дирижер, исследователь, педагог. Профессор (1939). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). Награжден медалями: «За оборону Ленинграда» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Муж Л. Л. Штрейхер.
Учился игре на фортепиано у В. Ю. Зограф-Плаксиной (Москва, до 1891), у Экспера и (В. И. или С. В.[?]) Зарембы (Саратов), на Музыкально-драматических курсах Е. П. Рапгофа по кл. игры на фортепиано у А. И. Полетики (1894–1898). В Консерватории занимался в кл. игры на фаготе Ю. И. Затценгофера, кл. игры на фортепиано А. И. Полетики (1898–1901), К. ван Арка (1901–1902) и А. Н. Есиповой (1902–1906, 1907–1910), кл. аккомпанемента Я. Витолса, обязательном кл. теории у Н. Ф. Соловьёва, А. К. Лядова и А. К. Глазунова, кл. инструментовки М. О. Штейнберга, кл. дирижирования Н. Н. Черепнина. Окончил композиторский и фортепианный ф-ты Консерватории с золотой медалью (1910).
Работал преподавателем Музыкально-драматических курсов Е. П. Рапгофа (Санкт-Петербург, 1899–1905, по некоторым источникам — с 1897), Музыкальных классов Императорского Русского музыкального общества (Томск, 1906–1907). Помощник дирижера и аккомпаниатор общества «Симфонические концерты Кусевицкого» (Москва, 1910–1912). Руководитель оперного кл. на Драматических курсах Н. Н. Арбатова (Санкт-Петербург, 1912–1913). Руководитель музыкальной части и главный дирижер Театра музыкальной драмы (Петроград, 1912–1916). Преподаватель теории музыки и вокального ансамбля в Музыкальной студии (Петроград, 1914–1917, по некоторым источникам в 1915/1916), позже преобразованной в Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского.
Основатель, директор, преподаватель теории музыки и фортепианного кл. Харьковской консерватории, дирижер симфонических концертов Харьковского филармонического общества (1917–1918). Председатель Губернского музыкального комитета в Харькове, председатель Всеукраинского Музыкального комитета в Киеве и дирижер симфонических концертов при Наркомпросе Украины (1919–1920).
Профессор Ростовской консерватории, дирижер симфонических концертов, главный дирижер Первой советской оперы (Ростов-на-Дону, 1920).
Пианист ударной труппы Культпросвета профсоюзов (1921–1924). Преподаватель теории музыки Музыкальной школы имени Н. А. Римского-Корсакова (Петроград, 1921–1923, по некоторым источникам в 1922–1924), Четвертого Петроградского государственного музыкального техникума (1922/1923, по некоторым источникам в 1923/1924), Третьего ленинградского государственного музыкального техникума (1927/1928). Один из основателей Кружка друзей камерной музыки (1922). Артист Московской филармонии (1923–1933). Художественный руководитель и аккомпаниатор Радио (Ленинград, 1930–1947). Преподаватель Ленинградского института повышения квалификации работников искусств (1933–1935). Работал с артистами Госэстрады над повышением их квалификации (Ленинград, 1936–1937).
В Санкт-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) консерватории: преподаватель обязательного кл. игры на фортепиано (1909–1910, в некоторых источниках — с 1907 или 1908), преподаватель сольного пения на Рабфаке (с 1935), профессор камерного пения (1933–1935, 1939–1947, утв. 1939), профессор сольного пения (1935–1939) вокального ф-та; директор, художественный руководитель и главный дирижер Оперной студии (1936–1939[?]).
В течение всего периода Великой Отечественной Войны находился в Ленинграде, выступал в концертах.
Исполнительское и педагогическое искусство Бихтера сформировалось под влиянием крупнейших музыкантов — учителей и творческих партнеров. Во время учебы в Консерватории работал концертмейстером в кл. сольного пения А. Котоньи (по признанию Бихтера, пение Котоньи развило его вкус и заложило основу вокальной методики), кл. игры на скрипке Л. Ауэра и кл. сольного пения В. М. Самуся. Огромное значение имело сотрудничество с Ф. И. Шаляпиным, с которым Бихтер не только выступал (благодаря инициативе Бихтера певец впервые исполнил в концертах ряд романсов Н. А. Римского-Корсакова), но и помогал ему разучивать оперу «Дон-Кихот» Ж. Массне.
Исполнительский стиль Бихтера отличался ярким своеобразием. Певец боролся с исполнительскими штампами — по мнению слушателей, в его интерпретациях музыка представала неузнаваемо обновленной. Своеобразно относился к ритму, утверждал, что «ритм произведения не дан нотами» (Бихтер М. Листки из книги воспоминания / подг. к публ. и предисловие С. Левика // Советская музыка. 1959. С. 134); видел свою задачу в том, чтобы найти путь к авторскому замыслу, понять, что композитор хотел выразить, но «не мог в тесноте нотных вериг»; и своих учеников призывал исходить «от самой музыки, но не от привычных правил ее исполнения».
Наиболее плодотворный период дирижерской деятельности связан с работой в Театре музыкальной драмы, в котором Бихтер подготовил к исполнению и продирижировал операми «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Кармен» Ж. Бизе, «Мейстерзингеры» Р. Вагнера, «Садко» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. К лучшим спектаклям принадлежал «Евгений Онегин» — интерпретацию Бихтера высоко оценили В. И. Сафонов, М. И. Чайковский, С. А. Самосуд и другие.
В качестве пианиста выступал только как ансамблист, заслужив признание Й. Иоахима, Ц. А. Кюи, Л. Ауэра, Ф. И. Шаляпина, Ю. Д. Энгеля, В. Г. Каратыгина, Э. Петри, С. Ю. Левика, М. В. Юдиной и других. А. В. Оссовский сравнивал Бихтера с А. Г. Рубинштейном.
За исполнительскими советами к Бихтеру обращались помимо Ф. И. Шаляпина, М. И. Бриан, К. Н. Дорлиак, Н. И. Забела-Врубель, П. Я. Курзнер, З. П. Лодий, Е. Ф. Петренко и др. Партнеры-вокалисты: С. В. Акимова, И. А. Алчевский, М. И. Бриан, И. В. Ершов, Н. И. Забела-Врубель, М. Н. Каракаш, С. Ю. Левик, Л. Я. Липковская, М. И. Литвиненко-Вольгемут, З. П. Лодий, А. И. Мозжухин, Е. И. Попова, П. И. Цесевич и другие.
Партнеры-инструменталисты: скрипачи — Й. Иоахим, Ф. Крейслер, Э. Изаи, виолончелист А. В. Вержбилович.
Творческие отношения Бихтера со многими крупнейшими певцами — например, с Шаляпиным, Ершовым, Алчевским — были непросты: между ними нередко возникали стычки на почве глубоко различного понимания трактовки того или иного произведения.
Особое место в творческой биографии Бихтера заняло содружество с певицей В. И. Духовской (1923–1934), явившее собой новую форму ансамбля, названную Е. М. Шендеровичем «вокально-фортепианный дуэт». Бихтер, являвшийся лидером ансамбля, его художественным руководителем (а по сути и учителем певицы), разрушал прежние представления о «подсобной» роли аккомпаниатора. По словам Л. Н. Раабена: «голос и фортепиано Бихтер рассматривал в неразрывном единстве. Он “вокализировал” рояль и “инструментовал” голос, органически сливая их, достигая полноценного художественного синтеза обоих компонентов исполнения» (Шендерович Е. М. Памяти выдающихся аккомпаниаторов // Музыка и жизнь. Вып. 3. Ленинград; Москва, 1975. С. 120). Работая с певицей, Бихтер с огромным вниманием относился к слову, дикции. В репертуар ансамбля Духовская — Бихтер входило более 700 произведений, прежде всего, русских композиторов: А. Л. Гурилёва, А. Е. Варламова, А. А. Алябьева, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, А. Т. Гречанинова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, М. Ф. Гнесина, А. Н. Александрова, Л. К. Книппера, В. Я. Шебалина, Г. В. Свиридова, М. В. Коваля, В. А. Белого, Б. С. Шехтера, А. А. Давиденко, И. О. Дунаевского и др.; также исполнялась музыка зарубежных авторов, в частности, Э. Шоссона, М. Регера, Б. Бартока. Ансамбль активно гастролировал во многих городах СССР, в т. ч. в Москве, Ленинграде, Тифлисе, Ростове-на-Дону.
Педагогическая деятельность Бихтера — итог и продолжение его артистического опыта. Преподавал вокал, главным образом, концертно-камерное пение (с 1938 занимался также с аспирантами). Выступал против господствовавших методов обучения пению, работал по своей методике. Отрицал целесообразность обучения абстрактной технике пения, оторванной от смысла музыки, от ее эмоционального содержания. Считал, что качество звука должно контролироваться слухом, поэтому не следует развивать дыхание певца вне пения. Предъявлял три основных требования к вокальному звуку: ясность, легкость, полнота. Полагал, что не тип дыхания руководит звуком, а звук — дыханием. Придавал огромное значение общей «стихотворно-поэтической культуре» певца. «Певец, чуждый искусству поэзии, не в силах ощутить тонкости, почти неуловимости чувств, выраженных музыкой. Зачастую он стремится открыть не музыку, а себя, свой голос… <…> Осмысленность в пении возвращается вместе с осмысленной передачей того, о чем говорится в стихах» («Этюды о пении»). В педагогической работе уделял особое внимание произношению слова, правильной осмысленной дикции. Поднимал вопрос о национальном своеобразии вокальных школ. Признавая необходимость взаимного влияния вокальных систем, считал губительной ситуацию, когда «характер вокальной школы создан не на основе интонации музыки данного народа, без учета ее своеобразия» («Этюды о пении»). В построении учебных программ придерживался принципов, утвердившихся в настоящее время: на III курсе вводил изучение музыки В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, усвоение тонального и диатонического пения, на IV курсе — музыка западноевропейских романтиков и русских композиторов 2-й пол. XIX в., на V курсе — музыка XX в.
Среди учеников — Сегаль, Небельская. Педагогическая деятельность Бихтера подвергалась острой критике со стороны преподавателей-вокалистов Консерватории.
Автор мемуаров «Телега жизни» и «Листки воспоминаний» (фрагменты опубликованы в журнале «Советская музыка», 1959. № 9 и 12), содержащих галерею ярко запечатленных колоритных портретов педагогов Консерватории дореволюционного времени, а также страницы воспоминаний о творческих встречах с Ф. И. Шаляпиным, меткие наблюдения о личности и искусстве певца. Научные работы Бихтера — «Этюды о пении» и «Основы музыкального исполнения» (не завершены, не изданы) — сохраняют свою ценность и в настоящее время. Бихтеру принадлежат мастерски выполненные переводы на русский язык текстов вокальных сочинений И. С. Баха, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа, Ж. Массне.
Цитируемая литература
Бихтер М. Листки из книги воспоминания / подг. к публ. и предисловие С. Левика // Советская музыка. 1959. С. 121–134. URL: https://mus.academy/articles/listki-iz-knigi-vospominaniya (Исполнительское искусство).
Шендерович Е. М. Памяти выдающихся аккомпаниаторов // Музыка и жизнь. Вып. 3. Ленинград; Москва, 1975. С. 118–135.
Библиография
Основные литературные сочинения: Об исполнении вокальных произведений на иностранных языках // Музыкальные кадры. 1941. № 21. С. 4; Листки из книги воспоминания // Советская музыка. 1959. С. 123–134; [Соч. Бихтера М. А. с 1922 по 1959] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 98.
Неопубликованные сочинения: Основы музыкального исполнения: исследование о природе музыкального выражения, или Исследование форм звучащей музыки. КР РИИИ. Ф. 96; Телега жизни: [мемуары]. КР РИИИ. Ф. 96; Этюды о пении, его сущности, путях развития и связи с личностью. КР РИИИ. Ф. 96. Ед. хр. 2.
Основная литература: М. К. Вечер песни Веры Духовской и М. Бихтера // Музыкальная новь. 1923. № 2 (нояб.). С. 28; Диков А. Концерты Духовской и Бихтера // Музыкальная новь. 1924. № 4 (янв.). С. 24; В. Х-н. Концерт В. Духовской и М. Бихтера // Молот (Ростов-н/Д.). 1929. 5 апр.; Костомолецкий А. В. Духовская и М. Бихтер // Советская музыка. 1934. № 2. С. 72; Левик С. Ю. Памяти М. А. Бихтера // Советская музыка. 1948. № 3. С. 63–65; Левик С. Ю. [О М. А. Бихтере] // Левик С. Ю. Записки оперного певца. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1962. С. 574–589; Мильштейн Я. И. Бихтер М. А. // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 485. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1053/Бихтер; Шендерович Е. М. Памяти выдающихся аккомпаниаторов // Музыка и жизнь. Вып. 3. Л., М., 1975. С. 118–135; Россихина В. П. Михаил Бихтер и Вера Духовская // Россихина В. П. Советское камерно-вокальное исполнительство: творческие портреты: Зоя Лодий. Михаил Бихтер. Вера Духовская. Анатолий Доливо. М., 1976. С. 40–70; Мелентьева Т. И. Методические установки в педагогической деятельности профессора М. А. Бихтера // Вокальная школа Петербургской консерватории: страницы истории: [сб. науч. статей / ред.-сост. З. М. Гусейнова, Т. В. Лымарева]. СПб., 2008. С. 123–137.
Иконография
Бихтер, Михаил Алексеевич (1881–1947). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Бихтер, Михаил Алексеевич (1881–1947) за роялем. Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК
Архивные источники
Шалопанова-Трублаевич К. В. Воспоминания о нашем учителе Михаиле Алексеевиче Бихтере. КР РИИИ. Ф. 96. Ед. хр. 71; Личное дело М. А. Бихтера. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1934–1947. Д. 11. Л. 17–41; Личное дело М. А. Бихтера. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1935–1953. Д. 33. Л. 91–123; Личная карточка М. А. Бихтера. Архив СПбГК. Личные карточки на уволенных рабочих за 1947. Д. 370. Л. 8–10.
М. И. Алейников, 2012