БОССЭ, Гуальтьер (Gualtier Bosse) (1877–1953)

Кафедра сольного пения
Профессор

БОССЭ (Bosse, Боссе), Гуальтьер (Gualtier, Гуалтиер, Гуалтьер, Гуальтиер, Гуальтер, Гуалетьер Антонович) (9/21 сентября 1877, Рига – 18 декабря 1953, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — русский оперный и камерный певец (бас) французского происхождения, педагог, режиссер. Потомственный дворянин. Заслуженный артист Республики (1927). Профессор (1926). Награжден орденом «Знак почета» (1939), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Окончил классическую гимназию в Касселе (1889–1897, в некоторых источниках — окончил в 1899; учился в классической гимназии не только в Касселе, но также в Кёльне и Нюрнберге). Учился вокалу у И. Ф. Россета (Санкт-Петербург, конец 1890-х – начало 1900-х). В 1903–1906 совершенствовал мастерство в Милане — обучался пению и сценическому искусству у В. М. Пинторно, брал уроки у Э. Моттини.

Служил бухгалтером в Международном коммерческом банке (Санкт-Петербург, 1897–1901, в некоторых источниках — в 1900 уехал в Италию). Выступал в оперных театрах Генуи, Флоренции, Милана, Венеции, Феррары, Падуи (1903–1905). В составе итальянской оперной труппы совершил турне по Голландии (Амстердам, Роттердам, Гаага) и Германии (Лейпциг, Вормс, Дармштадт, Галле, Берлин, Ганновер). В 1906–1909 (в некоторых источниках в 1907–1910, 1906–1910) был солистом Киевского оперного театра, также гастролировал на Урале (в т. ч. в Екатеринбурге, 1907), в Сибири, Крыму, на Кавказе.

Солист Мариинского театра (1909–1947, в некоторых источниках с 1910). Режиссер Петроградского Малого оперного театра (1918–1919). Пел в Ленинградском государственном академическом театре комической оперы (1920). Участвовал в организации и руководстве Рабочего музыкального университета. Проводил шефскую работу на Специальных курсах командного состава Рабоче-Крестьянского Красного флота (1936).

В Консерватории: профессор вокального факультета (1918–1949, в некоторых источниках — с 1913 или 1914, утверждено в 1926), педагог Рабфака (1930–1936), заведующий кафедрой сольного пения (1938–1940). Член-учредитель Научно-вокального общества. Преподавал сольное пение. Опирался на методические принципы Л. Леман, изложенные в ее работе «Мое искусство петь». Руководил методической и исследовательской работой членов вокальной кафедры. Среди учеников — В. П. Арканов, А. П. Иванов, Э. И. Каплан, З. П. Юрьевская, И. П. Яшугин и другие.

Выдающийся солист Государственного академического театра оперы и балета. Обладал сильным голосом теплого тембра и обширного диапазона, отточенной вокальной техникой. Отличался ярким сценическим дарованием (в особенности в комических партиях). Недостаток исполнения партий в русских операх — иностранный акцент. В репертуаре около 50 партий, среди них лучшие: Бургомистр («Царь-плотник» А. Лорцинга), Вотан, Хаген («Валькирия», «Гибель богов» Р. Вагнера), Доктор («Воццек» А. Берга), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Иван Хованский, Пимен («Хованщина», «Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина), Король («Золушка» Ж. Массне), Леандр («Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева), Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера). 1-й исполнитель ряда партий, в т. ч. Капеллана («Чудо роз» П. П. Шенка), Белосельского («Орлиный бунт» А. Ф. Пащенко), Тизенгаузена («Лед и сталь» В. М. Дешевова).

Партнеры: С. В. Акимова, А. Д. Александрович, Дж. Ансельми, Н. А. Большаков, Е. А. Бронская, Е. Э. Виттинг, И. В. Ершов, В. И. Касторский, Л. Д. Кобеляцкая-Ильина, Е. Ф. Петренко, И. В. Тартаков, Ф. И. Шаляпин и др. Пел под управлением В. А. Дранишникова, М. Н. Жукова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Коутса, Н. А. Малько, Э. Ф. Направника, И. О. Палицина, Д. И. Похитонова и др. Выступал как камерный певец (с 1914), пел в Петербургском вокальном квартете. Участвовал в симфонических концертах А. И. Зилоти, где пел сольные партии в произведениях И. С. Баха, Л. ван Бетховена. Искусство певца ценили А. К. Глазунов, Б. В. Асафьев, С. Ю. Левик.

В личном деле Г. Боссэ (Архив СПбГК) есть упоминание о неизданных литературных работах: «Об искусстве пения: постановка голоса, ощущения при правильной подаче звука» и «О возможностях человеческого голоса. Советы молодым советским композиторам».

В течение всего периода Великой Отечественной войны находился в Ленинграде, неоднократно выступал с концертами перед воинами на фронте и жителями города.

Библиография

Основные литературные сочинения: [Сочинения Г. А. Боссэ с 1925 по 1939] // Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750–1917: словарь: [в 2 ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 68.

Основная литература: Премьеры Академического Малого оперного театра // Музыкальный Ленинград / ред.-сост. И. В. Голубовский. Л., 1958. С. 90–109; Боссе Гуальтьер Антонович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 1. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1973. Стб. 546. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1177/Боссе; Боссе Гуалетьер Антонович // Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750–1917: словарь: [в 2 ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 67–68; [Литература о Г. А. Боссэ с 1927 по 1984] // Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750–1917: словарь: [в 2 ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 68.

Сценография

Тома А. Миньон (Петроградский Малый оперный театр, 1918); Лортцинг Г. Царь-плотник (Петроградский Малый оперный театр, 1919).

Иконография

Боссэ (Bosse), Гуальтьер (Gualtier) Антонович (1877–1953). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личное дело Г. А. Боссэ // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1918–1953. Д. 16. Л. 65–118; РГИА. Ф. 482. Оп. 10. Ед. хр. 1112; Ф. 497. Оп. 13. Ед. хр. 115; Ф. 1405. Оп. 433. Ед. хр. 398.

М. И. Алейников, 2012