РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, Николай Андреевич (1844–1908)

Кафедра специальной композиции и импровизации
Профессор

Заслуженный профессор (1904)

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, Николай Андреевич (6/18 марта 1844, г. Тихвин – 8/21 июня 1908, усадьба Любенск, близ г. Луги, ныне Псковская обл.; захоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладб., в 1937 перезахоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры) — композитор, создатель композиторской школы, дирижер, музыкально-общественный деятель, педагог. Заслуженный профессор (1904). Дворянин.

Первоначальное музыкальное образование получил дома, проявляя исключительные способности с раннего детства. Продолжил занятия музыкой во время обучения в Санкт-Петербургском Морском корпусе (1856–1862). Брал уроки игры на фортепиано у пианиста Ф. А. Канилле (1858–1860), который руководил его первыми композиторскими опытами и ввел в 1861 Римского-Корсакова в музыкальный кружок М. А. Балакирева (позже получившего название «Могучая кучка»). Под руководством Балакирева Римский-Корсаков создал 1-ю симфонию ми-бемоль минор (1865), Увертюру на темы трех русских песен (1866), «Сербскую фантазию» (1867), ранние романсы, симфоническую музыкальную картину «Садко» (1867), 2-ю симфонию «Антар» (1868) и оперу «Псковитянка» (1868–1872).

В 1872 женился на пианистке Н. Н. Пургольд (1872).

Летом 1871 Римский-Корсаков получил приглашение преподавать от директора Консерватории М. П. Азанчевского.

В Консерватории: профессор кл. практического сочинения, теории композиции и инструментовки, руководитель оркестрового кл. (1871–1908); профессор 1-й степени (1881), заслуженный профессор (1904–1908).

Не получив систематического музыкального образования, самостоятельно совершенствовал свои знания по гармонии, контрапункту, инструментовке (1871–1875). Выработал целостную педагогическую систему преподавания композиции и теоретических предметов, которая вела от простого к сложному: от освоения строго стиля по методу И. Фукса и Г. Беллермана — к сочинению аккомпанемента для мелодий в различных стилях — к построению фуги и сонатной формы.

По воспоминаниям учеников Римского-Корсакова (М. Ф. Гнесина, М. О. Штейнберга, Я. Витолса, Б. В. Асафьева и других), он воздействовал на студентов обаянием личности и огромного мастерства. Был очень пунктуален и добросовестен в занятиях, требуя того же от учеников. Частичным обобщением педагогического опыта Римского-Корсакова является «Практический учебник гармонии» (1886) и «Основы оркестровки» (1908). Ему принадлежат статьи «О музыкальном образовании» (1892) и «Проект преобразования программы теории музыки и практического сочинения в консерваториях» (1901). Оставил литературные работы, среди них — «Летопись моей музыкальной жизни» (1876–1906), рецензия на оперу Э. Ф. Направника «Нижегородцы» (1869), статья «Вагнер и Даргомыжский» (1892) и др. Преподавал гармонию в Императорской Придворной певческой капелле (1883–1894).

За 37 лет работы в Консерватории Римский-Корсаков воспитал блистательную плеяду композиторов самых разных художественных направлений, среди которых русские, украинские, армянские, грузинские, белорусские, прибалтийские, итальянские композиторы. Среди учеников по кл. практического сочинения — А. К. Лядов, А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, М. Ф. Гнесин, М. О. Штейнберг, Н. Н. Черепнин, Н. Я. Мясковский, А. И. Капп, М. А. Баланчивадзе, Н. В. Лысенко, Я. Витолс, А. А. Спендиаров, В. А. Золотарёв, О. Респиги, а также крупные историки и теоретики Л. А. Саккетти, Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский, дирижеры Г. О. Дютш, М. Г. Климов, Н. А. Малько, Д. И. Похитонов, Л. П. Штейнберг, и др. (всего около 200 учеников). Все они унаследовали от учителя высокий профессионализм, тягу к просветительству и живой интерес к народным истокам музыкального творчества.

Одновременно с преподавательской и композиторской деятельностью инспектировал Музыкантские хоры (военные духовые оркестры) Морского ведомства (1873–1884), а также был директором и дирижером симфонических концертов Бесплатной музыкальной школы (1874–1881). Изучая русский фольклор, составил сборник «100 русских народных песен» (1875–1876), гармонизовал 40 народных песен (1875–1882), создал оперы «Майская ночь» (1879) и «Снегурочка» (1881), вдохновленные украинским и русским фольклором.

Самоотверженно работал над музыкальным наследием ушедших из жизни друзей-композиторов. Гармонизовал и оркестровал неоконченную оперу М. П. Мусоргского «Хованщина» (постановка в 1886). Вместе с А. К. Глазуновым завершил оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (постановка в 1890).

Возглавлял общественную, издательскую и концертную деятельность Беляевского кружка. В качестве дирижера участвовал в «Русских симфонических концертах» (1885–1900), пропагандируя произведения русских классиков, творчество членов «Могучей кучки» и композиторов-современников: А. К. Глазунова, А. К. Лядова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др. В этот период создал «Испанское каприччио» (1887), симфоническую сюиту «Шехеразада» (1888), увертюру «Светлый праздник» (1888), оперу-балет «Млада» (1889). Успешно выступал с «Русскими симфоническими концертами» в Париже (1889).

В начале 1890-х переживал кризис, связанный с потерей близких, разрывом отношений с Балакиревым и недоброжелательным приемом оперы «Ночь перед Рождеством» (1895) со стороны петербургской критики и дирекции Императорских театров. Сотрудничал с Частной оперой С. И. Мамонтова в Москве, где поставил оперы «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1898), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1899) и «Кащей бессмертный» (1902).

Во время революции 1905 выступил в защиту революционно настроенных студентов. В качестве оппозиционера властям был уволен из состава профессоров. Вернулся после предоставления Консерватории частичной автономии по отношению к Санкт-Петербургскому отделению Императорского Русского музыкального общества и смены руководства (директором Консерватории стал А. К. Глазунов). 

В последние годы жизни создал оперы «Сервилия» (1902), «Пан воевода» (1904), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907) и «Сказка о Золотом петушке» (1908).

Многогранная деятельность Римского-Корсакова оказала значительное влияние не только на отечественных, но и на западноевропейских композиторов, среди которых К. Дебюсси, М. Равель, О. Респиги, А. Бакс. 

Именем Римского-Корсакова названа Консерватория.

Перед зданием Консерватории установлен памятник работы скульпторов В. Я. Боголюбова и В. И. Ингал (1952). Бюст композитора ранее находился на втором этаже Консерватории, перед входом в учебный корпус.

Нотография

Сочинения: Степанов О. Б. [Сочинения Римского-Корсакова Н. А.] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 646–647. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6482.

Библиография

Литературные сочинения: Степанов О. Б. [Литературные сочинения Римского-Корсакова Н. А.] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 647–648; URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6482Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Изд. 8-е. М., 1980. 453 с. (9-е изд. — 1992 г.).

Основная литература: Список учеников Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории / сост. Т. А. Хопрова // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: статьи и материалы / под ред. С. Л. Гинзбурга. Л., 1959. С. 258–270; Библиография Н. А. Римского-Корсакова, 1917–1957 / сост. С. М. Вильскер // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: статьи и материалы / под ред. С. Л. Гинзбурга. Л., 1959. С. 273–319; Степанов О. Б. Римский-Корсаков Николай Андреевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 632–652. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6482Мейлих Е. Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908): Краткий очерк жизни и творчества. Л., 1978. 120 с.; Соловцов А. Н. А. Римский-Корсаков: Очерк жизни и творчества. М., 1984. 400 с.; Н. А. Римский-Корсаков: альбом. М., 1988. 192 с.; Кунин И. Ф. Н. А. Римский-Корсаков. Изд. 3-е. М., 1988. 156 с.; Барсова Л. Н. А. Римский-Корсаков. 2-е изд. Л., 1989. 85 с.; Н. А. Римский-Корсаков. Черты стиля: сб. ст. / сост. Е. Л. Александрова. СПб., 1995. 233 с.; Рахманова М. П. Римский-Корсаков и Вагнер // Русско-немецкие музыкальные связи / ред.-сост. И. И. Никольская, Ю. Н. Хохлов. М., 1996. С. 179–214; Память о великом земляке. Сохранение, восстановление и использование памятников и памятных мест, связанных с именем великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: материалы науч. конф., март 1994. Вып. 1. Тихвин, 1999. 103 с.; Римская-Корсакова Т. В. Н. А. Римский-Корсаков в семье. Из семейной переписки. СПб., 1999. 372, [16] с.; Н. А. Римский-Корсаков: [К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти: сб. ст.] / ред.-сост. А. И. Кандинский. М., 2000. 170 с. (Научные труды Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; Сб. 30); Цетлин М. И. Пятеро и другие: [новеллы-эссе о великих русских композиторах «Могучей кучки»]. М., 2000. 407 с.; Ручьевская Е. А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка. СПб., 2002. 396 с.; Шак Т. Ф. Гармоническая система в оперной драматургии Н. А. Римского-Корсакова. Краснодар, 2003. 123 с.; Римский-Корсаков: сб. ст. / отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб., 2008. 319 с. (Петербургский муз. архив; Вып. 7); Н. А. Римский-Корсаков. Исследования и материалы / [ред.-сост. З. М. Гусейнова, Г. А. Некрасова]. СПб., 2009. 288 с.; Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе: материалы межд. музыковедческой конф., 19–22 марта 2010 г. / [сост. Л. О. Адэр]. СПб., 2010. 455 с.; Сквирская Т. З. Рукописное наследие Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2011. 27 с.; Лобзакова Е. Э. Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве М. И. Глинки и Н. А. Римского-Корсакова. Ростов-н/Д, 2012. 77 с.; Грибовский В. Ю. Римские-Корсаковы. Морская династия на службе Отечеству. СПб., 2013. 151 с.

УЧЕНИКИ

АРЕНСКИЙ, Антон Степанович  (1861–1906) АСАФЬЕВ, Борис Владимирович  (1884–1949) ВИТОЛ, Язеп  (1863–1948) ГЛАЗУНОВ, Александр Константинович (1865–1936)
АРЕНСКИЙ
Антон Степанович 
(1861–1906)
АСАФЬЕВ
Борис Владимирович 
(1884–1949)

ВИТОЛС, Язепс 
(Jāzeps VITOLS)
(1863–1948)

ГЛАЗУНОВ
Александр Константинович
(1865–1936)
ГНЕСИН, Михаил Фабианович (1883–1957) ДЮТШ, Георгий Оттонович (1857–1891) ЗОЛОТАРЁВ, Василий Андреевич (1872–1964) КАПП, Артур Иосифович (1878—1952)
ГНЕСИН
Михаил Фабианович
(1883–1957)
ДЮТШ
Георгий Оттонович
(1857–1891)
 
ЗОЛОТАРЁВ
Василий Андреевич
(1872–1964)
КАПП
Артур Иосифович
(1878–1952)
  ЛЯДОВ, Анатолий Константинович (1855–1914) МАЛЬКО Николай Андреевич (1883–1961) МЯСКОВСКИЙ, Николай Яковлевич (1881–1950)
КЛИМОВ
Михаил Георгиевич
(1881–1937)
ЛЯДОВ
Анатолий Константинович
(1855–1914)
МАЛЬКО
Николай Андреевич
(1883–1961)
МЯСКОВСКИЙ
Николай Яковлевич
(1881–1950)
ОССОВСКИЙ, Александр Вячеславович (1871–1957) САККЕТТИ, Ливерий Антонович (1852–1916) ЧЕРЕПНИН, Николай Николаевич (1873–1945) ШТЕЙНБЕРГ, Лев Петрович (1870–1945)
ОССОВСКИЙ Александр Вячеславович
(1871–1957)
САККЕТТИ
Ливерий Антонович
(1852–1916)
ЧЕРЕПНИН
Николай Николаевич
(1873–1945)
ШТЕЙНБЕРГ
Лев Петрович
(1870–1945)