МЕРОВИЧ, Адольф Бернгардович (23 июля / 5 августа 1904, Либава Курляндской губернии Российской империи, ныне Лиепая, Латвия; в некоторых источниках ошибочно Москва – 3 ноября 1953, Ташкент) — пианист, концертмейстер, педагог. Профессор (1935).
В Петрограде окончил частную музыкальную школу (1917). Обучался в Училище Св. Петра (1914–1918), затем в 4-й Советской единой трудовой школе (1920–1921). Вынужден был прерывать обучение, так как остался сиротой. Работал весовщиком в отделе питания учащихся Наркомпроса (1918–1920) и инструктором фото-кино в политуправления Петроградского военного округа (1920–1921).
Окончил три курса экономического факультета Петроградского государственного университета (1921–1924) и музыкальную школу при Просветительском отделе Смольного по классу фортепиано (1920–1922). Принимал участие в организации лекций, концертов, музыкальных спектаклей. Преподавал фортепиано в музыкальной школе г. Сетрорецка (1922/1923 учебный год).
Был командирован от Северо-западного бюро ЦК РКП(б) в консерваторию, обучался по классу фортепиано у С. И. Савшинского (1922–1929).
Давал частные уроки фортепиано, камерного ансамбля и аккомпанемента. Преподавал класс ансамбля на Курсах музыкального воспитания в Петроградском районе (1925–1927).
Был членом академического представительства фортепианного отдела, секретарем реперткома Бюро труда, членом Общества ревнителей симфонической музыки, а также членом правления и заместителем председателя Общества камерной музыки (1929–1932).
Руководил шефскими выездными концертами, выступая как солист-пианист и концертмейстер (1923–1928).
С 1928 консультировал руководителей художественной самодеятельности, участвовал в жюри самодеятельных конкурсов вокально-инструментальных ансамблей. Вел активную работу по пропаганде камерной музыки среди студентов, рабочих, красноармейцев и моряков. Заведовал музыкальной частью детского оперного театра Ленинградского государственного Народного дома (1932–1933).
В 1923–1939 осуществил около 1000 выступлений в камерных концертах Петроградской (Ленинградской) филармонии, консерватории, петроградской (ленинградской) Государственной академической капеллы, на Ленинградском радио и др., выступая с С. П. Преображенской, О. А. Кашеваровой, О. Ф. Мшанской, О. Н. Головиной, Е. Б. Флаксом и другими выдающимися исполнителями.
Гастролировал в Ленинграде, Москве, Киеве, Одессе, Харькове, Саратове, Воронеже, Ростове, Полтаве, Донбассе и др. Во время гастролей читал лекции для музыкальных педагогов и студентов по вопросам ансамблевого исполнительства.
Руководил вокальным ансамблем Ленинградского радио (1928–1930).
В 1934–1936 занимал должность ответственного редактора музыкального издательства «Тритон».
Работал с молодыми композиторами-членами Союза советских композиторов (ССК) Ленинграда и Украины — Ю. Л. Вейсберг, О. С. Чишко, И. Г. Адмони и др. В качестве музыкального руководителя занимался с артистическим штатом ленинградского Общества камерной музыки (1930–1933). Готовил молодых вокалистов к конкурсам, занимался с артистами театров и филармонии.
В Консерватории: руководил учебной группой по аккомпанементу в классе С. И. Савшинского (1929–?); преподаватель класса вокального и инструментального ансамбля на Рабфаке, где был завучем (1930–1932); преподаватель (1930), доцент (1932), заведующий кафедрой ансамбля (1933–1938), профессор (1935–1950), заведующий кафедрой всех ансамблевых дисциплин (1933–1936), заведующий кафедрой камерного пения и вокального ансамбля (1948–1950). Входил в состав Художественного совета Оперной студии (1938), возглавлял Концертную комиссию (1933–1936). Среди учеников — Т. Н. Лаврова, С. С. Апродов.
Участвовал в кафедральной выработке программ ансамблевых специальностей и методических заметок для курса ансамбля на фортепианном и вокальном отделениях (1930/1931 учебный год). Читал доклады на кафедре по вопросам организации уроков ансамбля.
В Центральном музыкальном техникуме: преподаватель (1930–1934); написал программу по методике аккомпанемента.
По совместительству был профессором Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (1938–1941). Как профессор сектора музыкальной культуры и техники Государственного Эрмитажа (1932–1936), явился одним из организаторов и руководителей Исторических концертов в Эрмитаже. Вел научно-исследовательские и музыкально-реставраторские изыскания, выступая в качестве ансамблиста, клавесиниста и дирижера в концертных программах (1932–1935).
Был помощником заведующего художественно-репертуарным отделом Ленинградской филармонии, а также директором и художественным руководителем филармонического концертного бюро (сезон 1936/1937 гг.).
Читал лекции в Институте повышения квалификации для музыкальных педагогов (1937/1938 учебный год).
Внес ценный вклад в педагогическую и концертную литературу. Вел исследовательскую работу в области ансамблевого репертуара, исследовал вопрос мелизматики во французской музыке XVIII века и у В. А. Моцарта.
Занимался составлением, переложениями и редакцией сборников песен, арий и вокальных ансамблей, выпустив три серии вокальных ансамблей: песни А. А. Варламова, А. Л. Гурилёва, камерно-вокальное творчество А. С. Даргомыжского, Э. Шоссона, Р. Франца, народные песни Испании, Италии, фрагменты из французских комических опер XVIII в., «Неизвестный Моцарт», «Оффенбах. Дуэты, трио, квартеты, квинтеты», «Народные песни СССР» — всего около 40 названий. Разработал программу «Забытые страницы русской музыки», рассчитанную на 6–8 концертов.
Во время Великой Отечественной войны вместе с консерваторией был эвакуирован в Ташкент: директор и художественный руководитель Ташкентского оперного театра (1941/1942), художественный руковолитель Узбекской филармонии (1942–?). Руководил фронтовой бригадой художественной службы (1942–1944).
В 1944 руководил вокальной студией Ленинградской филармонии и концертными камерными программами Ленинградского радио.
Библиография
Сочинения: Концертно-камерная подготовка певцов // Материалы Всесоюзной конференции по музыкальному образованию. М.; Л., 1941. С. 127–131; Музыкой и словом // Музыкальные кадры. 1946. № 5 (15 мая). С. 2; Богданов-Березовский В. М. Лауреат Сталинской премии, Заслуженная артистка РСФСР Ольга Афанасьевна Кашеварова / В. М. Богданов-Березовский; под общ. ред. Е. Кузнецова, А. Б. Меровича, К. М. Сергеева. Л., 1950. 60 с.; Богданов-Березовский В. М. Лауреат Сталинской премии Татьяна Николаевна Лаврова / В. М. Богданов-Березовский; под общ. ред. Е. М. Кузнецова, А. Б. Меровича, К. М. Сергеева. Л., 1950. 48 с.
Литература: Мерович Адольф Бернгардович // 100 лет Ленинградской консерватории: исторический очерк. Л., 1962. С. 255; Мерович Адольф Бернгардович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 552. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4946/Мерович.
Нотография
Мендельсон Ф. Осенняя песня: Op. 63, № 4: дуэт для сопрано и меццо-сопрано с фп. / Ф. Мендельсон; ред. А. Меровича; рус. текст В. Коломийцова. Л., 1934. 7 с.; Русский бытовой романс второй половины XIX века / сост. и ред. А. Б. Мерович. Л.; М., 1948. 115 с.; Старинные романсы на стихи А. С. Пушкина / сост. и ред. А. Б. Мерович. Л.; М., 1949. 84 с.; Романсы и песни чешских композиторов / сост. и ред. А. Б. Мерович. Л.; М., 1949. 81 с.; Монюшко С. Избранные песни / под ред. А. Меровича. М.; Л., 56 с.
Архивные источники
Личное дело А. Б. Меровича // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих и студентов за 1947–1949. Д. 145. С. 107–128, 175–247.
Н. Б. Селиверстова, 2017