КУПЕР (Купершток), Эмиль (Эмилий) Альбертович (1877–1960)

Кафедра оперно-симфонического дирижирования
Профессор

КУПЕР (Купершток), Эмиль (Эмилий) Альбертович (1/13 декабря 1877, Херсон Таврической губ. Российской империи – 16 ноября 1960, Нью-Йорк, США) — скрипач, дирижер, композитор, педагог. Профессор (1919). Заслуженный артист РСФСР (1923). Награжден французским Орденом Почетного легиона (1936).

Родился в семье известного на юге России учителя музыки. С 1878 жил в Одессе. С 5 лет обучался игре на скрипке под руководством отца. Поступил в Русское музыкальное училище в кл. скрипки к Г. Л. Фриману, теории композиции обучался у П. М. Молчанова. В конце 1880-х вместе с семьей уехал от еврейских погромов в Константинополь. Прославился там как скрипач-вундеркинд. Выступал перед султаном Абдул-Хамидом. Щедрое вознаграждение за концерты позволило приобрести две скрипки работы Н. Амати и А. Страдивари. Вернувшись в Одессу, продолжил занятия в музыкальном училище, а затем уехал совершенствовать исполнительское мастерство в Берлин и Вену, к известному профессору Й. Гельмесбергеру (1891–1896). Занимался композицией с Р. Фуксом. С успехом концертировал в Вене, Будапеште, Константинополе и других городах.

В 1896 поступил концертмейстером-солистом в оркестр Киевской оперы. В 1898 начал дирижерскую деятельность, проведя спектакль «Аида» (оп. Дж. Верди). Был приглашен в Гельсингфорс (ныне Хельсинки) в Александровский театр на пост второго дирижера. Вел спектакли в Театре В. А. Панаева, давал гастроли в Санкт-Петербурге как дирижер Русской оперной труппы А. А. Церетели. Вместе с антрепризой В. Н. Любимова и В. Л. Форкатти, в которой выступали начинающие тогда певцы Ф. И. Шаляпин и Л. В. Собинов, совершил летнее оперное турне по югу России (Одесса, Николаев и Кисловодск, 1899). В 1899–1900 дирижировал оперными спектаклями в Ростове-на-Дону («Садко» и «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Опричник» П. И. Чайковского, «Тангейзер» Р. Вагнера). 

Приглашен главным дирижером Киевского оперного театра (1900–1907), где с успехом провел более 30 спектаклей, в числе которых оперы «Пиковая дама» и «Чародейка» П. И. Чайковского, «Отелло» Дж. Верди, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Дон Жуан» В. Моцарта, «Рогнеда» А. Н. Серова, «Кавказский пленник» Ц. А. Кюи.

Сочинял музыкальные произведения в разных жанрах: Венгерский танец, Венгерская фантазия для скрипки и фортепиано (1894), Восточная симфония (1905–1906), 10 романсов на стихи О. Хайяма и Ибн-Сины (изданы Юргенсоном), Романтическая поэма для скрипки и оркестром (фп.), 1906, Романсы. Памяти Артура Никиша (Пг., 1922) и др.

Переехал в Москву, где стал главным дирижером в Оперном театре С. И. Зимина (1907–1910), а также постоянным дирижером симфонических концертов Кружка любителей русской музыки М. А. Керзинского (1907–1912) и симфонических концертов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (1907–1910). Исполнял произведения А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского и других современных русских композиторов. Впервые представил публике Третью симфонию («Божественную поэму») и «Поэму экстаза» А. Н. Скрябина (1909), утвердив за собою репутацию одного из самых ярких симфонических дирижеров. Впервые поставил оперу Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1909), осуществил премьеру в России «Нюрнбергских мейстерзингеров» Р. Вагнера (1909).

Среди друзей и почитателей таланта Купера — С. И. Танеев, Ф. И. Шаляпин, С. С. Прокофьев, Ю. Д. Энгель, Н. Д. Кашкин и другие видные музыкальные деятели. 

Приглашен на должность дирижера московского Большого театра (1910–1919). Под его руководством были впервые поставлены оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста» и «Кащей Бессмертный». Возобновил спектакли «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, оперы С. В. Рахманинова «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Иоланта» П. И. Чайковского, «Тангейзер» Р. Вагнера в парижской редакции (со сценой в гроте Венеры), «Богема» Дж. Пуччини с Л. В. Собиновым в главной партии. Осуществил премьеру оперы Дж. Верди «Дон Карлос» вместе с Ф. И. Шаляпиным (1917).

С 1900 принимал участие в петербургских летних оперных сезонах, а также проводил концерты с оркестром А. Д. Шереметева в Павловске (летние сезоны 1910–1911). Его концерты и спектакли регулярно посещали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Ф. М. Блуменфельд и другие петербургские музыканты.

Возглавлял «Русские сезоны» С. П. Дягилева в Париже и Лондоне (1912–1915). Познакомил Европу с операми М. П. Мусоргского («Хованщина», «Борис Годунов»), Н. А. Римского-Корсакова («Псковитянка», «Золотой петушок»), И. Ф. Стравинского («Соловей»). Получил международное признание.

В Московской консерватории: профессор кл. камерного ансамбля (1918).

Член Московского совета музыкальных деятелей (организация музыкальной жизни и условий работы музыкантов) и член дирекции Большого театра по опере, зав. художественной частью театра, председатель союза оркестрантов (1918–1919).

Принимал активное участие в организации музыкальной жизни после революции: концертах-митингах, музыкальных мероприятиях. Дирижировал Девятой симфонией Л. Бетховена в праздничном концерте в честь годовщины Октябрьской революции в Большом театре (1918).

В 1919 переехал в Петроград. Работал зав. музыкальной частью и управляющим оперной труппой Государственного академического театра оперы и балета.

С 1920 — директор и главный дирижер Государственного симфонического оркестра. Участвовал в организации Государственной филармонии в Петрограде, явившись ее практическим основателем, директором и главным дирижером (1921–1924), гарантом высочайшего исполнительского качества. Стал заведующим музыкальной частью всех петроградских театров (1920–1924).

В Санкт-Петербургской (Петроградской) консерватории: по приглашению А. К. Глазунова — профессор дирижерского и оркестрового классов (1919–1924). Среди учеников — композитор и дирижер А. И. Лабинский, дирижер и композитор Л. Я. Теплицкий, дирижеры С. В. Ельцин, П. П. Иванов, пианистка М. В. Юдина и многие другие. Огромное влияние Купер оказал на Е. А. Мравинского.

В 1922 вместе с Ф. И. Шаляпиным гастролировал в Германии (Франкфурт-на-Майне, Берлин), затем в Буэнос-Айресе, где в театре «Колон» дирижировал оперой М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и впервые исполнил в Аргентине «Поэму экстаза» А. Н. Скрябина (1924).

В СССР не вернулся. Жил в Европе, затем в США. Главный дирижер Королевского театра в Мадриде («Реал», сезон 1924/1925) и театра «Сан-Карлуш» в Лиссабоне (сезоне 1925/1926). В Париже на сцене Гранд-опера́ (Grand Opera) дирижировал концертным исполнением оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» (силами Частной русской оперы А. А. Церетели, 1926).

Занимал пост главного дирижера Латвийской национальной оперы в Риге (1926–1928), где поставил оперы Н. А. Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже»), М. П. Мусоргского («Хованщина»), а также Р. Вагнера («Валькирия»), А. Понкьелли («Джоконда»), Д. Верди («Отелло») и др. Как приглашенный дирижер выступал с ведущими коллективами Европы.

В 1940, незадолго до фашистской оккупации, покинул Париж и переехал в Нью-Йорк. Преподавал в Джульярдской высшей музыкальной школе. В 1942 совместно с М. А. Чеховым поставил в Нью-Йорке «Сорочинскую ярмарку» М. П. Мусоргского (впервые в США). Принимал деятельное участие в работе Американо-русской культурной ассоциации, в которую входили Э. Хемингуэй, Ч. Чаплин, Р. Кент, С. А. Кусевицкий и др. Был единственным русским дирижером, стоявшим за пультом «Метрополитен-опера» (1944–1950). Под управлением Купера там состоялись спектакли: «Пеллеас и Мелисанда» К. Дебюсси, «Парсифаль» Р. Вагнера, «Аида», «Трубадур» Дж. Верди, «Джоконда» Понкьелли, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Ромео и Юлия» Ш. Гуно и др. Дирижировал премьерой оперы В. А. Моцарта «Похищение из сераля» (1946), а также американской премьерой оперы Б. Бриттена «Питер Граймс» (1948).

Переехал в Батон-Руж (штат Луизиана, 1950), где взял на себя руководство городским симфоническим оркестром и стал главным дирижером Оперного театра Монреаля (Канада). Осуществил премьеры опер Дж. К. Менотти «Консул» и оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Впервые в США дирижировал 10-й симфонией Д. Д. Шостаковича. (1958). В программу последнего симфонического концерта под руководством Купера входили произведения русской классики (1960).

Библиография

Сочинения: Краткий обзор моей музыкальной деятельности // Купер Э. А.: К 25-летию его музыкальной деятельности // Жизнь искусства. Петроград. 1923. № 14. С. 5–7; Письмо В. П. Коломийцеву // Коломийцев В. Статьи и письма. Л., 1971. С. 185–186. Прим.: о постановке оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» в 1909 г.; Памяти Артура Никиша // Артур Никиш и русская музыкальная культура. Л., 1975. С. 47–48; Письма // Эмиль Купер: Статьи. Воспоминания. Материалы / под общ. ред. Г. Я. Юдина. М., 1988. С.203–220; Незаконченная автобиография музыканта // Эмиль Купер: Статьи. Воспоминания. Материалы / под общ. ред. Г. Я. Юдина. М., 1988. С. 137–185.

Литература: Глебов И. [Асафьев Б. В.] Э. А. Купер // Жизнь искусства. 1923. № 14. С. 7–9; [Тюфяев С. А.] Закулисные дела. Из беседы с Э. А. Купером // Театр. еженедельник Государственных Академических театров в Петрограде. 1923. № 3. Ст. подпис. псевд. «С. Т.»; Вальтер В. Э. А. Купер // Еженедельник Петроградских государственных академических театров. 1923. № 31–32; Коптяев А. «Тангейзер» в юбилейный бенефис Э. А. Купера // Еженедельник Петроградских государственных академических театров. 1923. № 33–34. С. 10; Сообщение о кончине дирижера Эмиля Купера: [краткие биогр. свед.] // Советская музыка. 1961. № 3. С. 186; Каратыгин В. Г. Э. А. Купер как дирижер театральный // Каратыгин В. Г. Избранные статьи. М.; Л., 1965. С. 306–308; Юдин Г. Я. Купер Эмиль Альбертович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 98–99. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4149/КуперЮдин Г. Я. Эмиль Купер // Советская музыка. 1979. № 3. С. 86–96; Бронфин Е. Ф. Гл. 4. // Бронфин Е. Ф. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия (1917–1922). Л., 1984. С. 97–119. Прим.: о деятельности Купера, возродившего в Конс. студенческий оркестр; Эмиль Купер: Статьи. Воспоминания. Материалы / под общ. ред. Г. Я. Юдина. М., 1988. 272 с.; Слонимский Н. Л. Легендарный Купер // Музыкальная жизнь. 2002. № 2. С. 36; Райскин И. Г. Ладомира соборяне: к 125-летию первого филармонического оркестра России // Санкт-Петербургский музыкальный вестник. 2008. № 45 (апр.) С. 2. Прим.: о роли Э. Купера в создании филармонического оркестра; Купер Эмиль Альбертович // Энциклопедии & Словари. Исторический словарь. 2009–2015. URL: http://enc-dic.com/history/Kuper-20786.html.

Архивные источники

Списки преп. за 1920. [Купер Э. А.]. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 579. Л. 18об. Прим.: по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК; Журнал Малого Совета от 15.10.1920. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 2. С. 41. Прим.: Постановление о передаче ведения классов партитурного чтения Э. Куперу; по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК; Журнал Малого совета от 23.08.1919. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 2. С. 25об. Прим.: об избрании Э. А. Купера на вакантное место проф. орк. и дириж. класса; по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК; Список служ. Конс. от 1.02.1921. [Купер Э. А.]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 127. С. 6. Прим.: в Конс. работает с 1.09.1919 проф. дириж. класса.; по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК.

Н. Б. Селиверстова, 2015