МИРОВИЧ, Софья Михайловна (1889–1976)

Кафедра оперной подготовки
Профессор

МИРОВИЧ, Софья Михайловна (3/15 августа 1889, г. Неровль Минской губернии Российской империи, ныне Белоруссия (бел. Беларусь) – 1976, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — оперная и камерная певица (сопрано), педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). Профессор (1939).

Родилась в семье учителя математики. Начальное образование получила дома, затем окончила Фундуклеевскую женскую гимназию в Киеве (1901–1905). Одновременно брала уроки пения у А. Сантагано-Горчаковой (1900), а затем училась на вокальном отд. в Музыкально-драматической школе в кл. знаменитого польского певца А. Ф. Мышуги (1903–1907). Вместе с преподавателем уехала в Варшаву, где продолжала с ним занятия в Варшавской консерватории и начала свою концертную деятельность и педагогическую практику (1907–1911).

Выступала в камерных и вокально-симфонических концертах в Варшаве. Исполняла арии Антониды (опера «Жизнь за царя» М. И. Глинки), Людмилы (опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Марфы (опера «Царская невеста Н. А. Римского-Корсакова), Марты (опера «Фауст» Ш. Гуно), Королевы (опера «Гугеноты» Д. Мейербера) и другие.

Работала солисткой Одесского оперного театра (1911/1912, антреприза М. Ф. Багрова). Исполнила ряд ведущих партий: Марфа (опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Антонида (опера «Жизнь за царя» М. И. Глинки) Снегурочка (опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Виолетта (опера «Травиата» Дж. Верди).

Гастролировала в Одессе, Петрограде, Москве в качестве солистки в театральной антрепризе Н. И. Собольщикова-Самарина (1913–1919). Солистка оперы и камерная певица в петроградском Театре Балтийского флота (1919–1923). Вместе с бригадой культотдела Совета Союзов выступала на рабочих площадках фабрик и заводов. В репертуаре — романсы М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Р. Шумана, Ф. Шуберта и др. Обладала гибким, ровным голосом инструментального характера, высокой исполнительской культурой.

В Петроградской / Ленинградской консерватории: преподаватель (1923), доцент (1926), и. о. профессора (1937), профессор (1939–1941, 1944–1976) вокального ф-та. Была в эвакуации вместе с Театром имени С. М. Кирова (г. Молотов, ныне Пермь, 1941–1944).

Автор уникального педагогического метода, развивающего высокое владение вокальным искусством, виртуозность вокально-технического аппарата, красоту и широкий диапазон, а также естественность и прочность постановки голоса.

В классе Мирович учились выдающиеся певцы: А. А. Григорьева, О. А. Кошеварова, И. П. Яшугин, И. Храмцов и другие. С. В. Акимова, желая воспринять уникальный вокальный метод, брала у Мирович уроки (1924–1929). У нее консультировались солисты Кировского театра — В. И. Кильчевский, М. Л. Крутяков и другие.

Библиография

Сочинения: Что является основным в работе над вокалом (к заметке о вокальном факультете) // Музыкальные кадры. 1940. № 23 (24 нояб.) Прим.: осн. требования и положения метода пед. работы проф. вок. ф-та С. М. Мирович.

Литература: Аленева А. Замечательный методист // Музыкальные кадры. 1940. № 20–21 (4 нояб.) С. 3. Прим.: характеристика проф. вок. ф-та ЛОЛГК С. М. Мирович; Мирович Софья Михайловна: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 256; Мишуга О. Человек большого сердца // Мишуга О. Спогади. Матеріали. Листування. Київ, 1971. С. 228–232. Прим.: о С. М. Мирович; Зарубин В. И. Мирович Софья Михайловна // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 609; Акимова С. Воспоминания певицы. Л., 1978. 96 с. Прим.: о С. М. Мирович см. с. 71–77.

Архивные источники

Личное дело С. М. Мирович. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих и студентов за 1930–1954. Д. 158. С. 188–209.

Н. Б. Селиверстова. 2016