ГНЕСИН, Михаил Фабианович (1883–1957)

Кафедра специальной композиции и импровизации
Профессор

ГНЕСИН, Михаил Фабианович (21 января / 2 февраля 1883, Ростов-на-Дону – 5 мая 1957, Москва, Новодевичье кладб.) — композитор, теоретик, музыкально-общественный деятель, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Профессор. Доктор искусствоведения (1943). Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (14.02.1945). Лауреат Сталинской премии 2-й степени (1946).

Родился в семье казённого раввина гласного городской думы Фабиана Осиповича Гнесина и Бейлы Исаевны Флетзингер. В раннем детстве овладел игрой на скрипке. Музыку начал сочинять в 7 лет. Первым музыкальным педагогом был О. О. Фритге.

Окончил Петровское реальное училище в Ростове-на-Дону (1892–1899). Поступил в основанное его старшими сестрами музыкальное училище в Москве, где учился теории музыки и композиции у Г. Э. Конюса (1899–1900).

По совету А. К. Лядова, который услышал его произведения, поступил в Консерваторию. Среди педагогов по классу композиции А. К. Лядов (1901–1902) и Н. А. Римский-Корсаков (1902–1905, 1906–1909), по классу инструментовки А. К. Глазунов; лекции по истории музыки посещал у Л. А. Саккетти, по общему курсу фортепиано обучался у А. А. Винклера (1901–1909). Творчество Гнесина испытало большое влияние Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, М. Равеля. В 1905 был исключен из Консерватории за участие в студенческих волнениях, но восстановлен в 1906 вместе с Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым и А. К. Глазуновым.

Ездил в Германию для расширения музыкального образования (1911 и 1912, Дрезден, Берлин, Мюнхен). В годы учения испытывал влияние модернистских течений и поэзии символизма. Посещал кружок Вяч. Иванова. Сочинил ряд вокальных произведений на стихи К. Д. Бальмонта, Ф. К. Сологуба, В. М. Волькенштейна и других. Его симфонический фрагмент «Из Шелли» для большого симфонического оркестра был исполнен на «Вечерах современной музыки» под руководством А. И. Зилоти (1909).

Окончив Консерваторию, написал ряд вокальных произведений для сольного и хорового пения, для инструментального ансамбля и симфонического оркестра. Среди них — Соната-баллада для виолончели и фортепиано (1909), Симфонический дифирамб для оркестра и голоса на стихи В. Я. Брюсова «Врубель» соч. 8 (1911, Премия имени М. И. Глинки), музыка к драме А. А. Блока «Проза и Крест» (1914), одночастный квинтет «Реквием» для фортепиано, 2-х скрипок, альта и виолончели (1913), «Страницы из песни Песней» (1919), сценическая поэма (опера) «Юность Авраама» (1921), «Пляски галилейских рабочих для оркестра» (1923) и другие.

Среди исполнителей произведений Гнесина — И. А. Алчевский, И. В. Ершов, С. В. Акимова, М. А. Бихтер, М. В. Юдина, П. Казальс, Н. И. Забела-Врубель, Л. Крейцер и другие.

С 1908 начал активную педагогическую и музыкально-просветительскую работу. Преподавал теорию музыки в музыкальных школах, училищах и кружках. Руководил музыкальными рабочими кружками в Санкт-Петербурге. В 1911 посетил Германию и Францию для ознакомления с музыкальной жизнью Запада. Вместе с В. Э. Мейерхольдом в его Студии разрабатывал теоретические и практические основы нового театрального мастерства, читая авторский курс ритмической музыкальной речи в драме, создавая специальные музыкальные композиции (1908–1909; 1913–1915). На музыку Г. Мейерхольд поставил в Студии трагедии Софокла «Антигона» и Еврипида «Финикияне» (1914).

Преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Музыкальных училищах Императорского Русского музыкального общества в Екатеринодаре (1911–1912) и Ростове-на-Дону (1912–1921). Вел активную общественно-художественную работу в Ростове-на-Дону. Явился одним из создателей и директором Донской консерватории (Ростов-на-Дону) Русского музыкального общества, где стал первым профессором композиции (1918–1923). Заведовал музыкальной секцией Донского отдела образования (1920–1921).

Организовал в Ростове-на-Дону общество «Музыкальная библиотека имени Н. А. Римского-Корсакова», проводил фестиваль «Музыкальные празднества в честь Н. А. Римского-Корсакова». Выступал как дирижер и организатор общедоступных концертов. Читал лекции по теории и истории искусства в Обществе изящных искусств. Основал три музыкальных школы, одна из которых сегодня носит его имя. Был приглашен в качестве профессора истории музыки в Донской археологический институт (1919–1923).

Изучал музыкальный фольклор Востока. В 1913 году посетил Грецию, в 1914 и 1921 годах — Грузию, Палестину и Египет, где проводил фольклорные изыскания. В 1921–1923 работал в Прусской государственной музыкальной библиотеке по теме особенностей музыки средневековых миннезингеров (Берлин).

С 1902 начал печатать научно-просветительские статьи в различных журналах. Его интересовали вопросы эстетики художественного творчества во взаимосвязях различных видов искусств и в общекультурном контексте: «О пластическом начале в музыкальном творческом воображении» (1902), «Н. А. Римский-Корсаков в его литературных сочинениях» (1911), «Музыкально-научные труды Н. А. Римского-Корсакова» (1913), «О природе музыкального искусства и о русской музыке» (1915), «Антисемитизм и музыка» (1915), «Служители высокого искусства на русской оперной сцене» (о творчестве Н. И. Забелы-Врубель и И. А. Алчевского, 1917–1918), «Скрябин и колокольный звон в России» (1918), «Музыкально-педагогические воззрения Н. А. Римского-Корсакова» (1934), «Музыкальный фольклор и работа композитора» (1937) и другие.

Был приглашен в Москву, где руководил вновь организованным композиторским отделением в Музыкальном техникуме сестер Гнесиных (1923–1930).

В Московской консерватории: профессор кафедры композиции (1925–1935); вел классы практического сочинения, гармонии и полифонии, а также методические курсы. Был деканом педагогического факультета (1925–1930).

Вел непримиримую борьбу с Российской ассоциацией пролетарских музыкантов (РАПМ, 1929–1931). Был одним из руководителей Общества еврейской музыки.

По приглашению своего друга М. О. Штейнберга перешел на кафедру композиции Ленинградской консерватории.

В Ленинградской консерватории: профессор класса композиции (1935–1941; 1942–1944); руководитель предметной комиссии по гармонии (1936/1937).

В период с 1941 по 1942 находился в эвакуации в г. Йошкар-Ола, где заведовал музыкальной частью Марийского государственного драматического театра. Написал музыку к спектаклям по пьесам А. Н. Афиногенова «Накануне», В. П. Катаева «Шел солдат с фронта», К. М. Симонова «Русские люди», А. Е. Корнейчука «В степях Украины».

В 1942 по вызову Ленинградской консерватории был переведен в Ташкент, где продолжил преподавать на кафедре композиции.

В 1944 переехал в Москву, где возглавил кафедру композиции в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1944–1951). Был вынужден покинуть институт в связи с политической кампанией по борьбе с формализмом и космополитизмом (1951).

После выхода на пенсию, активно участвовал в работе Союза советских композиторов (с 1957 — Союз композиторов СССР, член Правления), был председателем Музыкальной секции Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Выступал в Москве, Казани, Саратове, Горьком, Ташкенте, Ростове с публичными лекциями и докладами по вопросам музыкальной жизни страны, истории и теории музыки.

Среди учеников Гнесина — А. С. Леман, Б. Л. Клюзнер, Т. Н. Хренников, А. И. Хачатурян, Г. А. Мушель и другие.

Н. Б. Селиверстова, 2018