САМУСЬ, Василий Максимович (1849–1903)

Кафедра сольного пения
Профессор

САМУСЬ (сценический псевдоним — Максимов), Василий Максимович (25 декабря 1848 / 6 января 1849, Санкт-Петербург – 24 ноября / 7 декабря 1903, там же) — концертный певец (баритон), вокальный педагог, чтец, драматический актер. Потомственный дворянин. Профессор 1-й степени (1903). Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1893), Св. Анны 3-й степени (1896), Св. Станислава 2-й степени (1900), Св. Анны 2-й степени (1903).

Окончил Пятую петербургскую гимназию (2–5 кл., 1860–1865). Окончил Консерваторию по кл. пения у К. Эверарди (1872–1877, аттестат, большая серебряная медаль). В период обучения по элементарной теории и сольфеджио занимался в кл. А. И. Рубца.

В Консерватории: преподаватель пения (1878), старший преподаватель (1881), профессор 2-й степени (1886), профессор 1-й степени (1901–1903), инспектор (1889–1903). Вел кл. специального сольного пения, заведовал кл. декламации для певцов. 

Среди учеников — П. З. Андреев, В. В. Анненков, М. А. Баланчивадзе, И. Я. Горди, И. С. Григорович, Л. Д. Донской, Е. Р. Коссецкая, А. М. Лабинский, К. И. Михайлов-Стоян, С. В. Тамарова, Н. В. Унковский, Н. Н. Фигнер и другие. 

Самусь работал концертмейстером в кл. М. А. Бихтера.

В 1875–1877 пел в симфонических концертах Императорского Русского музыкального общества. Среди отличительных качеств исполнительской манеры Самуся, отмеченных Г. А. Ларошем, — преобладание чувства меры, самообладание, спокойное изящество. В репертуаре — сольные партии в мессе Л. Керубини, духовной трилогии «Бегство в Египет» Г. Берлиоза, ораториях «Легенда о святой Елизавете» Ф. Листа и «Иоанн Дамаскин» Б. А. Фитингоф-Шеля, «Дон Жуане» Э. Ф. Направника (музыка к драматической поэме А. К. Толстого) и др., арии из опер Э. Т. А. Гофмана; участвовал в исполнении фрагментов из опер Г. Берлиоза («Троянцы»), Ш. Гуно («Фауст»). 

Пел под управлением Э. Ф. Направника. Партнеры-ансамблисты: А. Г. Жеребцова-Андреева, М. М. Корякин, В. Я. Майборода, М. А. Михайлова, В. И. Рааб, И. Г. Супруненко, Д. Този и др. В камерных концертах исполнял романсы А. Г. Рубинштейна, К. Ю. Давыдова, Н. А. Римского-Корсакова.

В начале 1880-х неудачно дебютировал на сцене Александринского театра в роли Макса Холмина («Блуждающие огни» Л. Н. Антропова). Впоследствии нередко выступал в концертах в качестве чтеца-декламатора (среди произведений — «Эгмонт» Л. Бетховена).

Н. А. Римский-Корсаков посвятил Самусю романс «Искусство» оp. 45 № 2.

Библиография

Основная литература: Самусь Василий Максимович // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 1163; [Самусь В. М.: некролог] // Русская музыкальная газета. 1903. № 48. Стб. 1192; В. М. Самусь: [некролог] // Театр и искусство. 1903. № 49. С. 928; Бихтер М. Василий Максимович Самусь // Советская музыка. 1959. № 9. С. 125–126; [Самусь Василий Максимович] // 100 лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк. Л., 1962. С. 269; Иванов А. С. Самусь Василий Максимович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 840. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6759/Самусь; Самусь Василий Максимович // Агин М. С. Вокально-энциклопедический словарь: Библиография. Т. 5. М., 1994. С. 15; Самусь Василий Максимович // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: Словарь: [в 2 -х ч. Ч. 2]. М., 2000. С. 31–32.

Иконография

В. М. Самусь. [Фотопортрет] // Театр и искусство. 1903. № 49. С. 928.

Архивные источники

ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 141. Дело преп. Консерватории Вас. Макс. Самуся. 1872–?. 77 л.

М. И. Алейников, 2012