ЛЕВИК, Сергей Юрьевич (Израиль Юлианович) (1883–1967)

Вокально-режиссерский факультет
Преподаватель

ЛЕВИК (псевд. – Воронов, Л. С., Юлианов, Маврикий и др.), Сергей Юрьевич (Израиль Юлианович) (16/29 ноября 1883, г. Белая Церковь Васильковского у. Киевской губ. – 5 сентября 1967, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — певец (баритон), переводчик-либреттист, музыкальный писатель, педагог.

Обучался пению на Высших оперных и драматических курсах М. Е. Медведева в Киеве. Переехал в Санкт-Петербург, где дебютировал в опере А. Г. Рубинштейна «Демон» в заглавной партии на сцене Народного дома Николая II в Санкт-Петербурге (1909).

Обладал ярким актерским темпераментом, широким диапазоном, красивым тембром. Наибольший успех имел в драматических и характерных ролях: Борис Годунов в одноименной опере М. П. Мусоргского, Шонар в оп. «Богема» Дж. Пуччини, Томский в оп. «Пиковая дама» П. И. Чайковского, Риголетто в одноименной опере Дж. Верди, Кочубей в оп. «Мазепа» П. И. Чайковского Бекмессер в оп. «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, Фигаро в оп. «Севильский цирюльник» Дж. Россини и др. (35 партий в репертуаре).

Выступал в камерных и симфонических концертах. С особым успехом исполнял романсы М. П. Мусоргского. Гастролировал в Харькове, Минске, Киеве, Москве, Вильно (Вильнюс), Гельсингфорсе (Хельсинки), Воронеже, Крыму, на Северном Кавказе (1910–1911).

Стал солистом Театра музыкальной драмы И. М. Лапицкого с момента его основания (1912–1916). Выступал под руководством таких дирижеров, как М. А. Бихтер, М. М. Голинкин, Н. Н. Черепнин, В. Б. Шток и других.

Среди его сценических партнеров — М. Н. Кузнецова-Бенуа, Л. Я. Липковская, А. И. Мозжухин, Л. В. Собинов, Н. Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин и другие.

Неоднократно записывался на пластинки под псевдонимом «Юлианов» (более 60 записей): «Лирофон» (1910), «Патэ» (1911, 1913), «Орфеон» (1911), Российское акционерное общество граммофонов (РАОГ, 1912), «Зонофон» (1912).

Артистизм и вокальное мастерство Левика высоко ценили Ф. М. Блуменфельд, А. К. Глазунов, В. А. Дранишников, И. В. Ершов, В. Г. Каратыгин, В. П. Коломийцев, Э. А. Купер, И. М. Лапицкий, Н. А. Малько, А. В. Оссовский, Э. А. Старк.

В 1923 из-за болезни был вынужден уйти со сцены.

Занимался литературной деятельностью. Публиковался в газете «Киевская мысль» как переводчик рассказов с французского и немецкого языков (1901–1905).

Переводил стихотворные тексты романсов, опер и оперетт западноевропейских композиторов. В числе переведенных Левиком семидесяти оперных либретто — «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Сила судьбы». «Дон Карлос», «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Отелло» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Турандот» и «Девушка с Запада» Дж. Пуччини, «Иоанн Лейденский» Дж. Мейербера, «Жидовка» Ф. Галеви, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Галька» С. Монюшко, «Саломея» Р. Штрауса, «Четыре деспота» Э. Вольфа-Феррари, а также тексты ораторий Й. Гайдна «Времена года», Г. Ф. Генделя «Самсон» и «Иуда Маккавей».

Автор оперных либретто «Сирано де Бержерак» Б. В. Асафьева и «Рассвет» Д. Г. Френкеля. С 1913 выступал с рецензиями в периодической печати. Был редактором журнала «Вестник театра и искусств» (1921–1922), работал в качестве корреспондента в СССР французского музыкального журнала «Le Ménestrel» (1929–1939).

В годы Первой мировой войны был участником общественной организации Союз городов. По поручению М. С. Урицкого выезжал в Копенгаген для улучшения дела помощи советским военнопленным и подготовки их возвращения в СССР.

Член правления Союза сценических деятелей мероприятий и член правления зрелищных предприятий (с 1917). Участвовал в организации профсоюза работников искусств — РАБИСа и был одним из руководителей Ленинградского общества драматических и музыкальных писателей (1926–1930). Принимал участие в деятельности Ленинградского отделения Союза композиторов.

В Консерватории: преподаватель сценического искусства на кафедре оперной режиссуры (1938/1939 уч. г.).

Библиография

Сочинения: Вокальное искусство Франции // Жизнь искусства. 1923. № 5. С. 12; Выдающийся музыкант: памяти профессора М. А. Бихтера // Музыкальные кадры. 1947. № 9 (31 мая). С. 4; Сезон оперной студии // Вечерний Ленинград. 1947. № 172 (25 июля). С. 3; О камерном пении // Советская музыка. 1948. № 6. С. 64–65; Шаляпин (страницы из книги «Глазами и ушами певца») // Советская музыка. 1948. № 10. С. 36–41; Шаляпин на концертной эстраде // Советская музыка. 1950. № 2. С. 76–79; Так ли нужно критиковать? (по поводу рецензии на «Сицилийскую вечерню») // Советская музыка. 1955. № 1. С. 88–91; Записки оперного певца. М., 1955. 508 с.; Иван Ершов // Советская музыка. 1957. № 12. С. 87–90; Русский певец Николай Фигнер // Советская музыка. 1957. № 3. С. 97–99; Софья Преображенская // Советская музыка. 1957. № 8. С. 110–113; Оперы Вагнера на петербургской сцене // Советская музыка. 1958. № 2. С. 61–66; Иоаким Тартаков // Советская музыка. 1959. № 2. С. 131–133; Встреча Вагнера и Россини // Советская музыка. 1959. № 10. С. 90–94. Прим.: свободный перевод из книги Л. Роньони (Рим, 1956); Бихтер М. Листки из книги воспоминаний // Советская музыка. 1959. № 9. С. 121–134. Прим.: предисл. С. Левика см. на с. 121–122; Фелия Литвин // Советская музыка. 1960. № 6. С. 130–134; Беседа с Шаляпиным // Советская музыка. 1966. № 7. С. 84–86; Н. К. Печковский (1896–1966) // Музыкальная жизнь. 1967. № 5. С. 24; Федор Шаляпин // Музыкальная жизнь. 1970. № 3. С. 20–22; Четверть века в опере. М., 1970. 536 с.; С. Ю. Левик – И. Э. Шерману // Из фондов кабинета рукописей Российского института истории искусств. Вып. 3: Дирижер И. Э. Шерман. СПб., 2002. С. 126–149.

Литература: Соловцова Л. Ответ Левику С. // Советская музыка. 1955. № 1. С. 91–94. Прим.: на ст. С. Левика «Так ли нужно критиковать?»; Богданов-Березовский В. О. «Записках оперного певца» // Левик С. Ю. Записки оперного певца. М., 1962. С. 3–12; Должанский А., Сохор А. С. Ю. Левик // Советская музыка. 1963. № 12. С. 137–138; Гозенпуд А. Вспоминая С. Ю. Левика // Советская музыка. 1969. № 9. С. 89–91; Малько Н. А. Письма С. Ю. Левику // Малько Н. А. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1972. С. 297–342; Гозенпуд А. А. Театр музыкальной драмы. Ф. Шаляпин. «Каменный гость» в постановке В. Мейерхольда // Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций, 1905–1917. Л., 1975. С. 312–355. Прим.: об участии С. Левика в постановке оперы «Мейстерзингеры» см. с. 317–319; Ямпольский И. М. Левик Сергей Юрьевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 194–195; Левик Сергей Юрьевич // Академик. Большая биографическая энциклопедия. 2000–2014. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/69855/.

Н. Б. Селиверстова, 2016