СОЛОВЬЁВ, Николай Феопемптович (1846–1916)

Кафедра оркестровки и общего курса композиции
Профессор

СОЛОВЬЁВ (литературные псевдонимы — Н. С., Н. С-ъ, Н. Ф.), Николай Феопемптович (27 или 28 апреля / 9 или 10 мая 1846, Петрозаводск – 14/27 декабря 1916, Петроград, ныне Санкт-Петербург; Никольское кладбище Александро-Невской лавры) — композитор, педагог, музыкальный критик. Заслуженный профессор (1905). Статский советник (1896). Награжден орденами Св. Анны 3-й степени (1885) и 2-й степени (1901), Св. Владимира 4-й степени (1904) и 3-й степени (190?).

Происходил из семьи купца, надворного советника Феопемпта Гавриловича Соловьева. В 1847 семья переехала в Санкт-Петербург. Учился во Второй Санкт-Петербургской гимназии. Окончил Первую частную классическую гимназию Келлера. В течение 2-х лет обучался в Медико-хирургической академии, затем поступил в консерваторию (1868) и окончил ее с дипломом и большой серебряной медалью по классу теории композиции у Н. И. Зарембы (1870). Его учителями были также А. С. Фаминцин (история музыки), Ф. Ф. Черни (фортепиано).

В Консерватории: профессор теории композиции (1874–1909), профессор 1-й степени (1886), заслуженный профессор (1905). Вел классы гармонии, контрапункта и форм (1874–1887), специальные классы теории композиции и инструментовки (1885–1909), а также обязательные классы сольфеджио (1874–1885) и истории музыки (январь 1875–1880). В преподавании теории ориентировался на педагогику своего учителя Н. И. Зарембы. Среди его учеников — А. М. Житомирский, С. М. Майкапар, А. Г. Лемба, Л. П. Штейнберг, К. К. Бах.

В 1906–1912 — помощник управляющего Императорской Придворной певческой капеллой. Преподавал также в Санкт-Петербургском музыкальном институте (с 1913). Частные уроки теории музыки у Соловьёва брал музыковед Н. И. Привалов.

Как композитор дебютировал Увертюрой Es-dur, исполнявшейся на торжественном акте в Консерватории (1869). На окончание консерватории исполнялась его кантата «Смерть Самсона» (1870). Современники находили музыкальный стиль Соловьёва близким стилю П. И. Чайковского, уступающим ему по глубине музыкального содержания и силе эмоционального воздействия. Наибольшим успехом у слушателей пользовались хоровые сочинения и оперы «Кузнец Вакула» (по Н. В. Гоголю, 1875, поставлена в 1880 силами Музыкально-драматического кружка любителей), «Корделия» (по драме «Ненависть» Сарду, 1884, поставлена в 1885 под названием «Месть» в Санкт-Петербурге, 2-я ред. 1898). По желанию автора Соловьёв завершил оперу А. Н. Серова «Вражья сила» (оркестровал 5 акт, редактировал интродукцию и арию Петра). Среди других сочинений Соловьёва — неоконченная опера «Домик в Коломне» (по А. С. Пушкину), симфоническая картина «Русь и монголы», симфоническая фантазия «Эй, ухнем», основанная на подлинных фольклорных напевах (1882, написана для Всероссийской выставки в Москве), «Торжественный хор к 200-летию Петра I» (1872), хор «Молитва о Руси» (премия Императорского Русского музыкального общества, 1877), камерно-вокальное сочинение «Слово о Полку Игореве», а также пьесы для фортепиано, хоры, романсы.

С 1870 выступал в печати в качестве критика, в том числе в «Музыкальном сезоне» (1870–1871), «Музыкальном листке», «Музыкальном мире», «Новом времени», «Санкт-Петербургских Ведомостях», «Ниве», «Нувеллисте» и др. Вошел в историю главным образом как публицист консервативных взглядов, противник «Могучей кучки». Принимал активное участие в деятельности Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества (РМО, с 16/28 марта 1873 — Императорского): был делегатом от общества на Всемирной парижской выставке (1878), а в 1885 — представителем общества на открытии памятника М. И. Глинке в Смоленске. Вместе с графом А. Д. Шереметевым выступил инициатором и организатором общедоступных народных концертов (проводились в 1898–1917). Входил в состав правления Музыкально-исторического общества имени А. Д. Шереметьева (существовало в 1910–1915).

Внес серьезный вклад в дело собирания русских народных песен. Частично материалы его архива были опубликованы в труде П. В. Шейна «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.» (СПб., 1887), претерпев существенную редакцию со стороны составителя. В Научно-исследовательском отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки консерватории хранится музыкальный автограф 8 русских народных песен (Инв. № 2356).

Издал «Практическое руководство к изучению гармонии», принятое в Императорской Придворной певческой капелле как основа учебного курса в регентских классах (1911). Учебник содержит оригинальное изложение курса, сочетающее основополагающие принципы учебников как П. И. Чайковского, так и Н. А. Римского-Корсакова. Автор методических работ, оставшихся в рукописях: «Хоровое пение», «Строгий контрапункт», «Свободный контрапункт. Имитация», «Вокальное искусство. Инструментовка», «Программа курса контрапункта», «Инструментовка (струнные и духовые инструменты)» (КР РИИИ. Ф. 26. Ед. хр. 79).

Редактор музыкального отдела «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

Нотография

оперы: Месть (Корделия): опера в 4 действиях. Полная партитура для оркестра / ст. П. К. Бронникова. СПб., [б. г.] 613 с., 32 парт.; Месть (Корделия): опера в 4 действиях. Сюжет заимствован из драмы В. Сарду. Полное переложение для пения и фортепиано / ст. П. К. Бронникова. СПб., ценз. 1884. 305 с.

для хора: Птичка: для женского хора без сопровождения / сл. А. Туманского. СПб., [б. г.]; Молитва («Внемли владычица святая…»): хор для смешанных голосов с фортепиано из оперы «Корделия». СПб., ценз. 1884. 5 с.; Хор из оперы «Месть» (Корделия) «Как невеста молодая…»: переложение для однородных голосов [a cappella] / В. М. Орлов. СПб.; М., [ценз. 1897]. 3 с.; Колядка из оперы «Кузнец Вакула»: для смешанного хора с сопровождением фортепиано / сл. В. В. Крестовского. СПб., ценз. 1904. 7 с.; Молитва о Руси: для смешанного хора с сопровождением фортепиано / сл. А. С. Хомякова. СПб., ценз. 1904. 5 с.; Мы пьем из чаши бытия: для смешанного хора a cappella / сл. М. Ю. Лермонтова. СПб., ценз. 1904. 3 с.; Прокимен «Сей день» и «Христос Воскресе» (на тот же сокральный напев): для смешанного хора без сопровождения. СПб., [1911]. 3 с., 4 парт.; Воскресная песня: для смешанного хора (a cappella) / сл. А. Н. Майкова. СПб., [1912]. 7 с.; Вчера я растворил: для женского или детского хора (a cappella) / сл. Туманского. СПб., [1912]. 3 с.; Чаша жизни // Хоры русских и советских композиторов на слова М. Ю. Лермонтова. М., 1991. С. 9–10.

для голоса с сопровождением: Когда гляжу тебе в глаза: для голоса с сопровождением фортепиано. Из Гейне. СПб., ценз. 1872. 5 с.; Море: для голоса с сопровождением фортепиано / сл. А. К. Толстого. СПб., ценз. 1872. 3 с.; Прости: для голоса с сопровождением фортепиано. Из Беранже. СПб., ценз. 1872. 5 с.; Татарская песня: для голоса и фортепиано / сл. Я. П. Полонского. СПб., ценз. 1872. 5 с.; Цветы: для голоса с сопровождением фортепиано / сл. А. Подолинского. СПб., ценз. 1872. 5 с.; Коль любить: для голоса с сопровождением фортепиано / сл. А. К. Толстого. СПб.; М., ценз. 1874. [3] с.; Лилея и месяц: для голоса с фортепиано / сл. Гейне; автор музыки Н. Ф. Соловьев. СПб.: Гамбург, ценз. 1879. 5 с.; Сцена «Признайся, Орсо» и ария Орсо из оперы «Месть» (Корделия): для баритона с сопровождением фортепиано. СПб., [1884]. 17 с.; Романс Андреино из оперы «Месть» (Корделия). СПб., ценз. 1885; Каватина Уберты из оперы «Месть» (Корделия). СПб., ценз. 1886; Лилия: для голоса с сопровождением фортепиано / сл. Гейне; перевод А. Н. Майкова. СПб., ценз. 1889. [3] с.; Осень: для голоса с фортепиано / сл. Толстого. М., [ценз. 1898]; Отрывок из неизданной оперы «Домик в Коломне»: для голоса с фортепиано / музыка Н. Ф. Соловьева; текст П. И. Калашникова. [СПб.], 1900; Отрывок из неизданной оперы «Домик в Коломне»: для голоса с фортепиано / музыка Н. Ф. Соловьева; текст П. И. Калашникова. // Приложение к журналу «Россия». 1900. № 260. С. 5–8; Не может быть (Смерть): для меццо-сопрано или баритона с сопровождением фортепиано / ст. А. Майкова. М., ценз. 1904. 3 с.; Не ропщи: для меццо-сопрано или баритона с сопровождением фортепиано / сл. Д. Бронникова. М., ценз. 1904. 3 с.; Она едва умеет лепетать (Жизнь): для меццо-сопрано или баритона с сопровождением фортепиано / ст. А. Майкова. М., ценз. 1904. 5 с.; Перед разлукой: для сопрано или тенора с сопровождением фортепиано / сл. Д. Радича. М., ценз. 1904. 5 с.; Помнишь, ангел: для сопрано или тенора с сопровождением фортепиано / сл. М. Хрущева. М., ценз. 1904. 5 с.; Сердце, сердце! Что ты плачешь?: для сопрано или тенора с сопровождением фортепиано. М., ценз. 1904. 3 с.; Чувствую, как силы: для меццо-сопрано или баритона с сопровождением фортепиано / сл. В. Лихачева. М., ценз. 1904. 3 с.; Ave Maria: для баса с сопровождением фортепиано. М., ценз. 1904. 5 с.; Ария Самсона из оратории «Самсон»: для баритона с сопровождением фортепиано / сл. Д. Михайловского. М., ценз. 1904. 5 с.; 10 романсов: для голоса с фортепиано. М.; Лейпциг, ценз. 1904; Дивных, чарующих звуков: для меццо-сопрано или баритона с сопровождением фортепиано / сл. В. Комарова. М., ценз. 1904. 5 с.; Дуэт Солохи и Беса из 1-го действия оперы «Кузнец Вакула»: для меццо-сопрано и баса с сопровождением фортепиано. СПб., 1904. 11 с.; Ариозо Параши из оперы «Домик в Коломне» / текст П. И. Калашникова. [СПб., ценз. 1905].

для фортепиано: Romance russe: [pour le piano]. M.: Jurgenson, [18??]. 3 c.; Impromptu: [pour le piano] // Le Nouvellist. St.-Petersbourg, 1891. № 9. С. 256–258; Minuet: [pour le piano]. St.-Petersbourg, [18??]. 3 c.; Scène champêtre: [для фортепиано] СПб., [18??]. 5 с.; Грезы: [pour le piano]. M., [18??]. 3 с.; Scène champêtre: [для фортепиано] // Le Nouvellist. St.-Petersbourg. 1891. № 7. С. 197–199; Bagatelle (A mes chers petits oiseaux): pour le piano // Le Nouvellist. St.-Petersbourg. 1891. № 2. С. 46–47; Barcarole: [для фортепиано] // Le Nouvellist. St.-Petersbourg. 1891. № 4. С. 105–107; Грезы: [для фортепиано]. СПб., [б. г.] 3 с.

Библиография

Сочинения: Соната и сонатная форма. Очерк исторического развития сонатной формы, имеющий быть приложенным к подробным программам, составленный Н. Ф. Соловьевым. СПб., [ценз.] 1902. 4 с.; Князь Владимир Феодорович Одоевский и его заслуги в области церковного пения: К 100-летию со дня его рождения. Одесса, 1903. 12 с.; П. И. Чайковский как духовный композитор: К 10-летию со дня его кончины. Одесса, 1903. 13 с.; Исторический очерк православно-русского церковного пения. Сергиев Посад, 1906. 68 с.; Труды С. В. Смоленского в области изучения древнерусского церковного пения. Казань, 1908. 20 с.; Русский народный гимн А. Ф. Львова // Алексей Федорович Львов. Родился 25 мая 1798, умер 16 декабря 1870. Его гимн и деятельность. [СПб., 1908]. С. 3–14; Отрывки из воспоминаний // Ежегодник Императорских театров. 1909. Вып. 6–7. С. 10; Полный курс гармонии. Принят Придворной певческой капеллой как главный учебник гармонии в регентских классах. Ч. 1 и 2. СПб., 1911. 320 с.; Соловьев Н. Ф.: [библиографический список за 1872–1900, 1911] // Бернардт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: био-библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. Т. 3. М., 1979. С. 91–92; Соловьев Н. Ф. // Путеводитель по кабинету рукописей Российского института истории искусств / подгот. О. Л. Данскер, Г. В. Копытова; дополненное и исправленное издание. СПб., 1996. С. 86–87.

Литература: [Кюи Ц.] 4-й концерт Русского музыкального общества // Санкт-Петербургские ведомости. 1872. № 335. С. 1. [Краткий отзыв о «Торжественном хоре» Соловьева, написанном по случаю 200-летия со дня рождения императора Петра I, исполненном в этом концерте]; Отчет Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества и Консерватории за 1874/1875 год. СПб., 1876. 114 с.; Макаров П. С. «Кузнец Вакула». Опера в 4-х действиях и 7 картинах, музыкальное сочинение Н. Ф. Соловьева. // Русский музыкальный вестник. 1880. № 5. С. 3; № 6. С. 3; № 7. С. 3; № 8. С. 2–3. [Подробный анализ оперы]; [Кюи Ц.] Русская опера «Месть» («Корделия») г. Соловьева // Музыкальное обозрение. 1885. № 9 С. 65–70. [Подробный критический разбор оперы]; Соловьев Н. Ф. // Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей / сост. А. И. Рубец. СПб., 1886. С. 82; Известия отовсюду // Нувелист. 1896. № 7, ноябрь. С. 7–8. [Воспоминания Н. Ф. Соловьева, помещенные в газете Биржевые ведомости о его знакомстве с другом Глинки Педро Фернандецом]; Кюи Ц. [Н. Ф. Соловьев] // Кюи Ц. Русский романс. Очерк его развития. СПб., 1896. С. 201. [О романсах Н. Ф. Соловьева]; Опера и концерты // Русская музыкальная газета. 1899. № 9. Стб. 281–282. [«Вакула-кузнец» Соловьева в частной опере, отзыв об опере и исполнении]; 25-летний юбилей Н. Ф. Соловьева // Русская музыкальная газета. 1899. № 35. Стб. 821; Соловьев, Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: [в 86 т.]. Т. 30а. СПб., 1900. С. 796–797; Чествование профессора Н. Ф. Соловьева по случаю 30-летия его музыкально-композиторской деятельности // Русская музыкальная газета. 1900. № 8–9. Стб. 252–253; Юбилей Соловьева Н. Ф. Постановка его оперы «Корделия» в Мариинском театре // Новое время. 1900. № 8610–8611; Коптяев А. Соловьев. «Кузнец Вакула» на сцене Народного дома (эскиз к биографии) // Коптяев А. Эвтерпа. СПб., 1908. С. 110–115; Соловьев Н. Ф. (По поводу 40-летней музыкальной деятельности) // Ежегодник Императорских театров. 1909. Вып. 6–7. С. 176; Ars Impressions // Музыкальный современник. 1916. № 17. С. 21–23. [Комментарии к речи Ю. Курдюмова, произнесенной на юбилейном чествовании профессора и композитора Н. Ф. Соловьева в связи с 45-летием артистической деятельности]; Памяти Н. Ф. Соловьева // Новое время. 1916. № 14650. С. 7. (Статья подписана псевдонимом: В. С. К.); Иванов М. Н. Ф. Соловьев // Новое время. 1916. № 14653. С. 4; Соловьев Н. Ф. [Некролог] // Русская музыкальная газета. 1917. № 1. Стб. 17–18. (Статья подписана псевдонимом: О. В.); Каратыгин В. Г. Н. Ф. Соловьев. [Некролог] // Музыкальный современник. 1917. № 13–14. С. 22–23; Браудо Е. Н. Ф. Соловьев [Некролог] // Аполлон. 1917. № 1, январь. С. 78; Андронников И. Письмо Чайковского. (Проблемы наследства) // Советская музыка. 1956. № 4. С. 117–121. [Публикация письма П. И. Чайковского к Н. Ф. Соловьеву в связи с его оперой «Корделия»]; Соловьева Т. Н. Соловьев Н. Ф. // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 5. М., 1981. Стб. 182. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7131/Соловьев; Бобылев Л. Б. [Н. Ф. Соловьев] // Бобылев Л. Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862–1917) / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 1992. С. 66–68; Майкапар С. М. Начало моих занятий по специальной теории композиции в классе профессора Н. Ф. Соловьева [в Санкт-Петербургской консерватории] // Майкапар. С. М. Из музыкально-педагогического наследия. Вып. 1: Годы учения; О Бетховене; О фортепианной педагогике. М., 2003. С. 123–129; Майкапар С. М. Профессор Н. Ф. Соловьев. Продолжение и окончание мною у него курса теории композиции [в Санкт-Петербургской консерватории] // Майкапар С. М. Из музыкально-педагогического наследия. Вып. 1: Годы учения; О Бетховене; О фортепианной педагогике. М., 2003. С. 153–166.

Архивные источники

Соловьев Николай. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 1. Д. 3757. 13 л; Списки преподавателей и служащих. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 1. С. 14; Списки преподавателей и служащих. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 154. Л. 184; Докладная 1900 г. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Д. 154. Л. 58; Ходатайство от 1924 г. о пенсии вдове. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Д. 154. Л. 84.

Т. А. Зайцева, И. С. Попова, А. Н. Цветкова, 2013