АРК ван, Карл (Karel van Ark) (1839–1902)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

АРК ван (van Ark, фан Арк, фон-Арк, Арк фан), Карл (Karel Pieter Hendrik, Charles, Карл Карлович) (28 августа / 9 сентября 1839, по др. источникам 1842[?], Санкт-Петербург – 11/24 августа 1902, там же, Волково (ныне Волковское) лютеранское кладбище) — пианист, педагог, композитор. Русский подданный с 1895. Профессор 1-й степени (1889). Награжден орденами Св. Анны 3-й степени (1881), Св. Станислава 2-й степени (1888), Св. Анны 2-й степени (1895), Св. Владимира 4-й степени (1898).

Родился в семье органиста Нидерландской посольственной церкви Санкт-Петербурга, преподавателя голландского языка К. ван Арка. Общее образование получил в школе при Петропавловской церкви. Обучался игре на фортепиано частным образом у Т. Лешетицкого (1850-е), изучал теорию музыки у Н. И. Зарембы (1861–1863) в Музыкальных классах Русского музыкального общества и Консерватории (вольнослушатель в 1862–1863).

С 1861 преподаватель игры на фортепиано в Музыкальных классах Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге.

В Консерватории: поступил на службу по приглашению А. Г. Рубинштейна с момента ее открытия; адъюнкт в кл. игры на фортепиано Т. Лешетицкого (1862/1863–?), старший преподаватель (1874), профессор 2-й степени (1879), профессор 1-й степени (1889–1902) кл. игры на фортепиано.

Преподавал в Смольном институте благородных девиц: инспектор музыки (с 1878), заведующий высшим курсом специальных классов фортепианной игры, учрежденных М. К. Бенуа-Эфрон (с 1892).

В 1901–1902 тяжело болел.

Автор ряда фортепианных пьес, составитель репертуарных сборников для пианистов «Большая школа этюдов» (1886), «Собрание пассажей и упражнений, входящих в состав элементарного преподавания в фортепианных классах Санкт-Петербургской консерватории» (1873). Широкое распространение получила его «Школа фортепианной техники» (СПб., 1875), в которой изложены методические принципы Арка.

Среди учеников — Н. И. Абрамычев, А. Н. Есипова, А. Д. Медем, С. Ф. Цурмюлен, П. Л. Кон (создатель Санкт-Петербургских музыкальных курсов Е. П. Рапгофа), Н. Е. Шишкин (профессор Московской консерватории), С. Э. Борткевич (пианист и композитор), П. П. Веймарн, В. П. Коломийцев, Н. Н. Черепнин, Л. П. Штейнберг и другие.

Библиография

Литература: Арк фан // Музыкальный словарь: перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель. М.: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1901. Т. 1. С. 52; Римский Л. Б. Фан-Арк К. К.: [биогр. справка и библиогр. список.] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 5. М. 1981. Стб. 765. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7827/ФанПетровская И. Ф. Фортепианной игры [классы, крсы, школы] // Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801–1917: Энциклопедия. СПб., 1999. С. 300–303; Петровская И. Ф. Смольный иснтитут // Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801–1917: Энциклопедия. СПб., 1999. С. 272–277; Меликова Т. С. Карл Карлович Фан Арк — выпускник и педагог Консерватории // Малоизвестные страницы истории Консерватории: Альманах. Вып. 4. СПб., 2003. С. 19–24; Сартакова Е. С. Арк фан Карл Карлович // Сартакова Е. С. История фортепианного отдела Санкт-Петербургской консерватории / [отв. ред. С. М. Мальцев]. Ч. 1: 1862–1872. СПб., 2008. С. 110–122.

Нотография

Impromtu: Pour piano. St. Pétersbourg: A. Büttner. s. a. 6 S.; Большая школа этюдов. Тетр. 1: № 1–4. СПб.: Бессель, б. г. 12 с.; Собрание пассажей и упражнений, входящих в состав элементарного преподавания в состоящих под надзором профессора Т. Лешетицкого фортепианных классов С.-Петербургской консерватории. СПб.: Иогансен, [1873]. 41 c.; Школа фортепианной техники: Руководство к развитию механизма фортепианной игры. СПб.: В. Бессель и К°, 1875. 34 с.

Архивные источники

Списки преп. и служ. СПбГК. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 1. С. 14; Списки преп. и служ. СПбГК. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 9. Д. 171. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК).

А. Н. Цветкова, 2012