ВЕРЖБИЛОВИЧ, Александр Валерианович (Aleksander Wierzbiłłowicz) (1850–1911)

Кафедра виолончели, арфы, контрабаса и квартета
Профессор

Заслуженный профессор (1911)

ВЕРЖБИЛОВИЧ (Wierzbiłłowicz, Вержболович), Александр (Aleksander) Валерианович (Валерьянович) (27 декабря 1849 / 8 января 1850, Санкт-Петербург – 2/15 или 3/16[?] марта 1911, там же; Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры) — виолончелист, педагог. Заслуженный профессор (1911[?]). Потомственный дворянин польского происхождения. Солист Его Императорского Величества (1898). Почетный член Санкт-Петербургского Общества камерной музыки (с 1885). Награжден орденами Св. Анны 3-й степени (1889), Св. Станислава 2-й степени (1897), Св. Анны 2-й степени (1902), серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III».

Родился в семье преподавателя географии, музыканта-любителя. Обучался игре на виолончели под руководством отца. Окончил Училище Св. Анны в Санкт-Петербурге (1869) и Консерваторию по кл. игры на виолончели у К. Ю. Давыдова (1866[?]–1871), награжден большой серебряной медалью. В Консерватории занимался в кл. квартета Л. Ауэра и кл. камерного ансамбля Т. Лешетицкого.

Первый солист-виолончелист Императорских театров Санкт-Петербурга: Итальянской оперы (1877–1882), Русской оперы (1882–1885). Один из учредителей Народной консерватории в Санкт-Петербурге (1908).

В Консерватории: преподаватель (1882–1888; по другим данным — в 1885–1887 не работал), старший преподаватель (1888–1890; по некоторым источникам с 1887), профессор 2-й степени (1890), профессор 1-й степени (1908–1911), заслуженный профессор (1911[?]). Преподавал игру на виолончели, вел кл. камерного ансамбля и кл. квартета. Среди учеников-виолончелистов — Д. С. Бзуль, Ю. Н. Бологовская, А. А. Борисяк (преподаватель Харьковской консерватории), С. В. Вильконский (профессор Киевской консерватории), Е. В. Вольф-Израэль, М. Я. Гордель (профессор Саратовской консерватории), В. П. Гутор (профессор Одесской консерватории), В. С. Доброхотов, С. М. Козолупов (профессор Московской консерватории, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию в 1907, обучался также в кл. игры на виолончели И. М. Зейферта), Е. А. Мальмгрен, М. М. Миклашевский (преподаватель Астраханского музыкального училища), Я. С. Розенталь, Л. В. Ростропович (профессор Саратовской и Азербайджанской консерваторий), П. П. Фёдоров и другие.

В своей педагогической деятельности продолжал и развивал принципы школы Давыдова. Особое внимание уделял работе над звуком. Отмечая близость тембра и диапазона виолончели человеческому голосу, ставил во главу угла овладение искусством выразительного «пения» на инструменте, приводил в пример крупнейших вокалистов — А. Мазини, М. Баттистини, Э. Карузо, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова. В классе не уделял много внимания гаммам и этюдам, преимущественно работал над художественными произведениями: концертами Й. Гайдна, Б. Ромберга, Л. Бетховена (op. 56), К. Сен-Санса, К. Ю. Давыдова, камерными сочинениями А. Г. Рубинштейна, А. С. Аренского, фантазиями А. Серве, пьесами Ц. А. Кюи, Д. Поппера, А. К. Глазунова и др. На уроках часто исполнял изучаемые сочинения. Для поддержания технического «аппарата» считал особенно полезной тренировку на басовых струнах, с использованием всего их диапазона.

Вержбилович — один из крупнейших отечественных виолончелистов, лучший представитель школы Давыдова. Искусство Вержбиловича высоко ценили композиторы и исполнители — А. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Д. Поппер, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. Б. Гольденвейзер, П. Казальс. С восхищением отзывались об игре виолончелиста музыкальные критики — В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, Н. Д. Кашкин, Г. А. Ларош и др. «Безукоризненная чистота интонации, редкая красота тона, изящное и благородное пение, замечательная музыкальность и осмысленность — вот качества, благодаря которым г. Вержбилович далеко выдвигается из ряда обыкновенных артистов» (Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 4. Л., 1977. С. 71–72). Также среди наиболее характерных и привлекательных черт исполнительской манеры В. — вдохновенность и артистизм, искренность и сердечность, тонкая поэтичность и проникновенный лиризм. Обладал теплым, красочным по тембру звуком, отличавшимся полнотой и силой. Неповторимое своеобразие выразительной фразировке В. придавало широкое использование приема игры rubato. Не был феноменальным виртуозом, но хорошие природные технические данные позволяли ему убедительно исполнять сложные виртуозные сочинения. Вержбиловичу-солисту особенно удавалось исполнение миниатюр. Играл на виолончели работы мастера смычковых инструментов Д. Монтаньяна.

В репертуаре важнейшее место занимала музыка отечественных (в т. ч. петербургских) композиторов — сольные и камерные произведения М. И. Глинки, К.  Шуберта, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, К. Ю. Давыдова, Э. Ф. Направника, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Н. А. Соколова, А. С. Аренского, Я. Витолса, А. К. Глазунова, Р. М. Глиэра и др. Сыграл премьеру 4-го концерта для виолончели Давыдова (1878). Участвовал в первых исполнениях Трио «Памяти великого художника» (1882) и Секстета «Воспоминание о Флоренции» (1892) Чайковского, Квартета № 2 (1883) и Трио № 2 (1897) Направника, «Новеллетт» (1886) и «Славянского квартета» (1888) Глазунова. Явился 1-м исполнителем в России сонаты для виолончели Ф. Шопена (1877), сонаты для виолончели Э. Грига (1887). Одним из первых российских исполнителей стал включать в свои программы сонаты О. Ариости и Л. Боккерини. Также в репертуаре сочинения других зарубежных композиторов — И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, А. Серве, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, К. Сен-Санса, М. Бруха, Ю. Свендсена, Д. Поппера, Р. Штрауса и др. Записал на грампластинки пьесы И. С. Баха, Глинки, Давыдова, Чайковского.

На протяжении многих лет вел интенсивнейшую концертную деятельность. Уже в 14-летнем возрасте славился как хороший виолончелист. Первый самостоятельный концерт дал в 1874. Особенно активно выступал с конца 1870-х. В Санкт-Петербурге давал сольные концерты, играл в симфонических и квартетных собраниях Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), концертах Санкт-Петербургского камерного общества, в Русских симфонических концертах, регулярно участвовал в собраниях Беляевского кружка. Выступал в петербургских в залах Дворянского собрания, Императорской Придворной певческой капеллы, Павловского музыкального вокзала, Училища Св. Анны, Петровского Коммерческого училища, Демута, Малом зале Санкт-Петербургской консерватории.

Гастролировал по всей России — в городах центральных, северо-западных и южных губерний, Украины, Поволжья, Прибалтики, Закавказья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока: Москве, Баку, Вильно, Владивостоке, Екатеринодаре (ныне Краснодар), Иркутске, Казани, Киеве, Кишиневе, Минске, Николаеве, Новосибирске, Одессе, Омске, Оренбурге, Перми, Полтаве, Пскове, Риге, Ростове-на-Дону, Самаре, Тифлисе, Томске, Хабаровске, Харбине, Харькове и др. Многократно концертировал за границей — в Австрии (Вена), Англии (Лондон), Бельгии (Брюссель), Германии (Берлин, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне), Дании (Копенгаген), Италии (Неаполь), Нидерландах, Польше (Варшава, Лодзь), Турции (Константинополь), Финляндии, Франции (Париж).

Особенно много выступал как участник разнообразных камерных ансамблей. В дуэте с Вержбиловичем играли пианисты — М. А. Балакирев, Ф. М. Блуменфельд, И. Боровка, А. К. Глазунов, И. Гофман, Э. Я. Длусский, А. Н. Есипова, А. И. Зилоти, Л. А. Кашперова, Д. Д. Климов, С. О. Ментер, П. А. Пабст, С. В. Рахманинов, А. Г. Рубинштейн, В. И. Сафонов и др., арфисты — Д. А. Андреев и А. Цабель; выступали вокалисты — М. И. Долина, С. И. Друзякина, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, Е. А. Лавровская, А. В. Панаева-Карцова, О. А. Скальковская, М. И. Фигнер и др. Партнеры в трио: пианисты — А. С. Аренский, Д. И. Бем, Ф. М. Блуменфельд, Л. Брассен, И. Гофман, А. Н. Есипова, А. И. Зилоти, А. Михаловский, И. Падеревский, А. Рубинштейн, С. И. Танеев; скрипачи — Л. Ауэр, С. К. Барцевич, И. В. Грижимали, П. Сарасате и другие.

С 1872 участник Квартета Санкт-Петербургского Общества квартетной музыки в составе: Е. К. Альбрехт (1-я скр.), А. Ф. Гельбке (2-я скр.), Ф. Н. Гильдебранд (альт). В 1880–1905 играл в составе квартета Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества, чередуясь первые годы с Давыдовым: Л. Ауэр (1-я скр.), И. Х. Пиккель (2-я скр.), И. Вейкман (альт); в 1889 Пиккеля сменил Э. Млынарский, Вейкмана — Н. В. Галкин. Во время гастролей по различным городам России неоднократно выступал в составе местных квартетов. Среди партнеров-ансамблистов — В. Ф. Алоиз (влч.), И. А. Венгерова (фп.), С. О. Давыдова (фп.), М. Т. Дулов (фп.), С. П. Коргуев (скр.), Э. Э. Крюгер, (скр., альт), А. В. Кузнецов, А. А. Розанова-Нечаева (фп.), П. А. Ронгенский и другие.

С оркестром выступал под управлением Л. Ауэра, Ф. М. Блуменфельда, А. К. Глазунова, Н. С. Кленовского, В. И. Малишевского, Э. Ф. Направника, Н. А. Римского-Корсакова, А. Г. Рубинштейна, В. И. Сафонова и других.

Автор романсов на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, пьес (ноктюрн, мазурка, вальс, этюд, romance sans paroles) и переложений для виолончели и фортепиано сочинений М. И. Глинки («Сомнение»), Ф. Шопена (Этюд до-диез минор, op. 25 № 7), П. И. Чайковского («Грустная песенка», «Песня без слов»), Й. Блейхмана. Романсы входили в репертуар А. К. Лешетицкой-Фридебург. Произведения Вержбиловича публиковались издательством «П. Юргенсон».

Исполнительское искусство Вержбиловича вдохновляло многих композиторов на создание пьес для виолончели. Ему посвятили свои произведения К. Ю. Давыдов, Э. Ф. Направник, Н. А. Римский-Корсаков (Серенада для виолончели), Д. Поппер, К. К. фон Бах, Н. А. Соколов, Ф. М. Блуменфельд, Я. Витолс, А. К. Глазунов («Мелодия» и «Испанская серенада», op. 20, «Песнь менестреля», op. 71) и другие композиторы.

Облик Вержбиловича был запечатлен И. Е. Репиным (рисунок 1894 и портрет 1895), В. А. Беклемишевым (бронзовая статуэтка и тонированный гипсовый бюст), И. Я. Гинцбургом (скульптура), Н. И. Кравченко (портрет).

Цитируемая литература

Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 4. Л., 1977. С. 71–72.

Библиография

Сочинения: Письмо Коломийцеву // Коломийцев В. Статьи и письма. Л., 1971. С. 164.

Основная литература: Лит. [об А. В. Вержбиловиче с 1911 по 1965] // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. Стб. 752. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1545/Вержбилович; Внутренние известия // Нувеллист. 1871. № 8 (Авг.). С. 62; Петербургская хроника // Голос. 1874. № 96. С. 3; C’est moi. Концерты бесплатной музыкальной школы г-жи Пешель // Музыкальный свет. 1876. № 48. С. 415; [Галлер К.] Петербургская музыкальная хроника // Музыкальный свет. 1877. № 16. С. 183 [Статья опубликована под псевд. К. Г.]; Третье и четвертое квартетные собрания ИРМО. 1880 г. Октябрь // Русский музыкальный вестник. 1880. № 26. С. 3–4; Квартетное собрание 22 сентября // Русский музыкальный вестник. 1881. № 29. С. 3; М. П. Заметка о А. В. Вержбиловиче // Русский музыкальный вестник. 1881. № 32. С. 2; М. Р. Концерты: (Еженедельное обозрение) // Музыкальный и театральный вестник. 1883. № 8. С. 7; [Никольский Д. П.] Пятое симфоническое собрание музыкального общества // Баян. 1888. № 2. С. 17 (опубликовано под псевд. Берендей); Первое собрание общества камерной музыки // Баян. 1888. № 31. С. 285; Петухов М. Александр Валерианович Вержбилович // Звезда. 1889. № 43. С. 1–2; Театр и музыка // Новое время. 1894. 21 апр. (№ 6516). С. 3. Стб. 3; Театр и музыка // Новое время. 1896. 30 авг. (№ 7366). С. 3. Стб. 5; Театр и музыка // Новое время. 1897. 18 мая (№ 7622). С. 4. Стб. 7; А. В. Вержбилович // Театр и Искусство. 1897. № 22. С. 408–410; Финдейзен Н. Симфоническое собрание ИРМО // Русская музыкальная газета. 1898. № 1. С. 82–84; Заграничные известия // Русская музыкальная газета. 1900. № 10. Стб. 294–295; Театр и музыка // Новое время. 1900. № 8835. С. 5. Стб. 2; Липаев И. Из Москвы // Русская музыкальная газета. 1900. № 43. Стб. 1028–1029; B. Вержбилович Александр Валерьянович // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 227–228; Киев: (За неделю) // Музыкально-театральный современник. 1901. № 12. (Февр.). С. 6; Зал Дворянского Собрания: (За неделю) // Музыкально-театральный современник. 1901. № 41. (Окт.). С. 6–7; Ахмарумов Д. Провинциальные сведения: (Полтава) // Музыкально-театральный современник. 1901. № 47. (Нояб.). С. 9; Музыка в провинции: (Харьков) // Русская музыкальная газета. 1901. № 15. Стб. 444–447; Опера и концерты: (С.-Петербург. Хроника) // Русская музыкальная газета. 1901. № 25–26. Стб. 646–647; Музыка в провинции: (Николаев) // Русская музыкальная газета. 1901. № 47. Стб. 1201; Опера и концерты: (С.-Петербург. Хроника) // Русская музыкальная газета. 1902. № 11. (Март). Стб. 336–340; Театр и музыка // Новое время. 1903. 23 февр. (№ 9688). С. 4. Стб. 8; Театр и музыка // Новое время. 1903. 26 февр. (№ 9691). С. 4. Стб. 4–5; Б. Гр-кий. На концертной эстраде // Нувеллист. 1903. № 4. С. 5–8; L. 30-летний юбилей проф. А. В. Вержбиловича // Русская музыкальная газета. 1903. № 9. Стб. 262–263; Разные известия: (С.-Петербургская хроника) // Русская музыкальная газета. 1910. № 32/33. Стб. 683; Разные известия: (С.-Петербургская хроника) // Русская музыкальная газета. 1910. № 38. Стб. 786; Разные известия: (С.-Петербургская хроника) // Русская музыкальная газета. 1910. № 50. Стб. 1136; Орфей. А. В. Вержбилович: [Некролог] // За 7 дней. 1911. № 1. С. 26; В-ва О. А. В. Вержбилович: [Некролог] // Русская музыкальная газета. 1911. № 11–12. С. 302–304; А. В. Вержбилович: [Некролог] // Музыка. 1911. № 15 (12 марта). С. 349; Беляев Ю. Вержбилович А. В. // Новое время. 1911. № 12563. С. 5. Стб. 3–4; Гинзбург Л. А. В. Вержбилович: К 35-летию со дня смерти // Советская музыка. 1947. № 4 (Июль – авг.). С. 87–89; Гинзбург Л. Александр Вержбилович // Советская музыка. 1961. № 3. С. 139–141; Вержбилович Александр Валерьянович // 100 лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк. Л., 1962. С. 230; Раабен Л. Александр Валерьянович Вержбилович // Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Л., 1969. С. 129–137; Гинзбург Л. С. Вержбилович Александр Валерьянович // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 752. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1545/ВержбиловичЛарош Г. А. Избранные статьи. Вып. 4. Л., 1977. С. 71–72; Воскресенская Т. В. Великие музыканты XIX века // Ансамблевые традиции Санкт-Петербургской консерватории: [Сб. ст.]. СПб., 2005. С. 17–39.

Иконография

Вержбилович (Wierzbiłłowicz), Александр (Aleksander) Валерианович (Валерьянович) (1849/1850–1911). Фотопортрет в овале. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Вержбилович (Wierzbiłłowicz, Вержболович), Александр (Aleksander) Валерианович (Валерьянович) (1849/1850–1911). Фото 1880–1905 гг. в составе Квартета С.-Петербургского отделения ИРМО. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; А. В. Вержбилович: [Портрет] // Гинзбург Л. История виолончельного искусства. Кн. 3: Русская классическая виолончельная школа (1860–1917). М., 1965. [Вклейка между с. 144 и 145]; Портрет работы И. Е. Репина (Портрет виолончелиста А. В. Вержбиловича). 1895. Холст, масло. Размер: 87 x 58. Государственный Русский музей // Арт-поиск. 2009–2015. URL: http://artpoisk.info/museum/gosudarstvennyy_russkiy_muzey/repin_il_ya_efimovich_1844/portret_violonchelista_a_v_verzhbilovicha/?period=1895-1905.

Архивные источники

[Об А. В. Вержбиловиче]. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 30. 108 л.; Архив А. С. Фаминцына. ОР РНБ. Ф. 805. Оп. 1. Ед. хр. 62. (Фаминцын А. С. Материалы: «Вержбилович А. В.». 1889. I + 2 л.); Архив А. К. Глазунова. ОР РНБ. Ф. 187. Ед. хр. 819. (Вержбилович А. В. Письма (3) и визитная карточка А. К. Глазунову. 1893–1907. 9 л.); Архив Н. И. Абрамычева. ОР РНБ. Ф. 5. Ед. хр. 9. (Вержбилович А. В. Письма (27) Н. И. Абрамычеву. 1899–1910 гг. 35 л.); Архив Н. И. Абрамычева. ОР РНБ. Ф. 5. Ед. хр. 44. (Вержбилович А. В. Письма (2) А. М. Абрамычевой. 1/14 февр. 1901 г. и 1 июля 1901 г. 3 л.); Архив А. В. Таскина. ОР РНБ. Ф. 1051. Ед. хр. 8. (Вержбилович А. В. Письма (2) А. В. Таскину. 3 окт. 1908 и б. д. 2 л.).

М. И. Алейников, 2012