БРИАН (урожденная Шмаргонер), Мария Исааковна (1886–1965)

Кафедра сольного пения
Профессор

БРИАН (Brian, псевдоним; урожд. Шмаргонер), Мария Исааковна (23 августа / 4 сентября 1886, г. Екатеринославль Екатеринославской губ. Российской империи, ныне Днепропетровск, Украина – 22 мая 1965, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Красненькое кладбище) — оперная и камерная певица (лирическое сопрано), педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1938). Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), двумя почетными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР (1943, 1944).

Окончила Екатеринославскую женскую гимназию (1894–1902). Училась на юридическом факультете в Сорбонне, слушала лекции в Русской высшей школе общественных наук (Париж, 1903–1906). В Париже училась пению у Розины Лаборд (до 1907, в некоторых источниках до 1909). Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу пения у А. Г. Жеребцовой-Андреевой (1909–1912, малая золотая медаль).

Работала солисткой в Народном доме Николая II в Санкт-Петербурге (1909–1912), Театре музыкальной драмы (Петроград, 1912–1919), Государственном академическом театре оперы и балета (1919–1921), Государственном Большом оперном театре Народного дома (Петроград, 1921–1923, в некоторых источниках до 1925). Профессор Московской консерватории (1934).

В Ленинградской консерватории: преподаватель Рабфака (1930–1936), профессор вокального факультета (1920–1950, утверждено Государственным ученым советом в 1926), заведующий кафедрой сольного пения (1938–1939, 1947–1950), руководитель класса сольного пения (1948–1950); член Художественного совета Оперной студии (с 1938).

Во время Великой Отечественной войны находилась с консерваторией в эвакуации в Ташкенте (1941–1944). Преподавала сольное и камерное пение. Среди ее учеников — В. Антонова (солистка Ленинградской филармонии), М. Баталова (доцент Свердловской консерватории), М. Т. Бровченко, З. И. Емельянова (Ленинградский театр музыкальной комедии), Р. Л. Зарецкая (педагог Музыкального училища при консерватории), Г. Ф. Маньковская (в 1919–1921; солистка ГАТОБа имени С. М. Кирова), Л. В. Мясникова (солистка Новосибирского ГАТОБа), В. Соколова (солистка МАЛЕГОТа), И. П. Тимонова-Левандо, М. О. Узинг, И. Д. Ярошевская (солистка Одесской филармонии).

Одна из выдающихся певиц 1-й половины XX века. Артистический облик М. И. Бриан отличался необычайной поэтичностью, сущностная черта ее исполнительской манеры — теплый, задушевный лиризм. По словам А. В. Луначарского, Бриан «чудесным образом соединяет упругую силу с какой-то благоуханной нежностью, строгую выдержанность стиля — с субъективнейшей лиричностью. Она поет не голосом, а всем своим существом, и это заражает и покоряет» (Луначарский А. В. О музыке и музыкальном театре. Т. 1. М., 1981. С. 174). Обладала голосом, мягким по тембру, исключительно ровным и красивым в верхнем регистре.

Лучшие оперные партии: Антония («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Елена («Королева Мая» К. В. Глюка), Иоланта и Татьяна («Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Ксения («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Лигия («Лигия» Э. Млынарского), Марфа («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Мелизанда («Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Эвника («Quo Vadis?» Ж. Нугеса). Другие партии: Ева («Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера), Кухарочка («Соловей» И. Ф. Стравинского), Маша («Дубровский» Э. Ф. Направника), Мими («Богема» Дж. Пуччини), Миньон (одноименная опера А. Тома), Ольга и Панночка («Псковитянка» и «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи), Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна), Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера), Шарлотта («Вертер» Ж. Массне), Эвридика («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка) и другие. Первая исполнительница партий Беатрисы («Сестра Беатриса» А. А. Давиденко) и Басшеве («Небеса пылают» М. А. Мильнера). Пела в опереттах «Прекрасная Елена» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха, «Корневильские колокола» Ж. Р. Ж. Планкета, «Гейша» С. Джонса и др.

Выступала в «Русских сезонах» С. П. Дягилева (Париж, Théâtre des Champs-Élysées, и Лондоне, Drury Lane Theatre, 1913 и 1914). Гастролировала в Германии (симфонические и камерные концерты в Берлине, Висбадене, Лейпциге, Мюнхене, 1923 и 1925) и Латвии (Рига, Латвийская национальная опера, 1923).

Партнеры: П. З. Андреев, Н. А. Большаков, И. П. Варфоломеев, М. С. Давыдова, В. П. Дамаев, П. М. Журавленко, К. С. Исаченко, П. Я. Курзнер, А. И. Мозжухин, Е. Ф. Петренко, В. Р. Петров, К. И. Пиотровский, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин и другие. Пела в опере под управлением А. П. Асланова, М. А. Бихтера, Э. А. Купера, Г. Г. Фительберга, А. Б. Хессина, Н. Н. Черепнина и других.

Камерный репертуар М. И. Бриан отличался тематическим разнообразием: произведения западноевропейских композиторов XIX–XX вв., старинные русские романсы, песни и романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и др. Выступала в камерных (с 1912 до 1941) и симфонических концертах Ленинградской и Московской филармоний. Исполняла новые произведения русских композиторов на камерных вечерах, организуемых редакцией журнала «Музыкальный современник». Многие концертные программы она составляла, пользуясь советами своих постоянных партнеров-ансамблистов: А. К. Глазунова, высоко ценившего искусство певицы, и М. А. Бихтера. Также выступала в ансамбле с М. В. Юдиной. В симфонических концертах пела под управлением А. К. Глазунова, А. Т. Гречанинова, А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкого, Н. А. Малько, С. А. Самосуда, К. С. Сараджева, Г. Шнеефогта, Л. П. Штейнберга и других.

Записывалась на грампластинки в Санкт-Петербурге (1914), Москве (1929), Ленинграде (1940).

В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб, Ф. 491) хранятся рукописи литературных работ М. И. Бриан «О творческом пути», «Методы моей работы», «Школа Ирецкой-Жеребцовой-Бриан» и другие.

Библиография

Основные литературные сочинения: [Сочинения М. И. Бриан с 1940 по 1962] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: [в 2 ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 71.

Основная литература: Кнорозовский И. Музыкальные заметки // Театр и искусство. 1912. № 16. С. 339–340; Кн[орозов]ский И. Концерт Марии Бриан // Театр и искусство. 1913. № 14. С. 315; Концерты в Санкт-Петербурге: хроника // Русская музыкальная газета. 1913. № 15–16. Стб. 413 [в т. ч. рецензия на концерт М. И. Бриан]; Оссовский А. Честное служение родному искусству // Музыкальные кадры. 1947. 16 апреля. С. 2; Салтыкова Т. Коллектив консерватории отмечает их юбилей // Музыкальные кадры. 1957. 29 апреля. С. 2; Левик С. Ю. [О М. И. Бриан] // Левик С. Ю. Записки оперного певца. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1962. С. 629–631; Бриан Мария Исааковна // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: [в 2 ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 70–71; [Литература о М. И. Бриан с 1913 по 1985] // Агин М. С. Вокально-энциклопедический словарь: библиография. Т. 1. М., 1991. С. 143; Емельянова З. И. Мария Бриан // Нева. 2002. № 3. С. 231–237.

Иконография

Бриан (Brian, урожд. Шмаргонер), Мария Исааковна (1886–1965). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

[Архив М. И. Бриан за 1905–1964] // ЦГАЛИ СПб. Ф. 491. 69 ед. хр.; Личное дело М. И. Бриан // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, аспирантов и студентов за 1926–1950. Д. 23. Л. 261–297, 361–387; Личная карточка М. И. Бриан // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих, уволенных за 1950. Д. 482. Л. 35–37.

М. И. Алейников, Л. П. Махова, 2012