АУЭР, Леопольд (Leopold Auer) (1845–1930)

Кафедра скрипки и альта
Профессор

АУЭР (Auer), Леопольд (Leopold) Семёнович (7 июня 1845, Весприм, Австро-Венгрия – 15 июля 1930, Лошвиц, Германия; захорон. в Хартсдейле, кладб. Фернклифф, США) — скрипач-виртуоз, ансамблист, дирижер, педагог, глава русской скрипичной школы. Заслуженный профессор (1908). Потомственный дворянин (1896). Действительный статский советник (1906). Почетный член Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1908). Почетный член Санкт-Петербургского Общества квартетной (камерной) музыки. Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 4-й степени.

Обучался игре на скрипке в Пештской консерватории (кл. профессора Д. Ридлеи, Р. Конэ, 1853–1856). После успешного выступления на Благотворительном концерте с исполнением скрипичного концерта Ф. Мендельсона, был принят в Венскую консерваторию (кл. скрипки профессора Я. Донту, кл. квартета И. Гельмесбергера, 1857–1858). Покинул консерваторию из-за недостатка средств на обучение.

В качестве музыканта-вундеркинда гастролировал по городам Венгрии, Южной Германии, Голландии. Брал уроки у профессора Парижской консерватории Ж. Д. Аляра (1861). Совершенствовался в сольном, камерно-ансамблевом и оркестровом исполнительстве в кл. Й. Иоахима (Ганновер, 1863–1864), став на всю жизнь его лучшим учеником и другом.

С 1864 — концертмейстер симфонических оркестров в Дюссельдорфе (1864–1866) и Гамбурге (1866–1867). Исполнитель партии первой скрипки в Gebrüder Müller-Quartett. В 1867 совершил концертное турне с певицей А. Патти (итал. Adelina Patti, колоратурное сопрано). Вместе с А. Г. Рубинштейном (фп.) и А. К. Пиатти (итал. Piatti, влч.) исполнял Трио Л. Бетховена в цикле камерных концертов в Лондоне (1868), после чего был приглашен работать в Санкт-Петербург на должности солиста двора Вел. княгини Елены Павловны и профессора Санкт-Петербургской консерватории (1868, кл. игры на скрипке, на место Г. Венявского).

Выступал в симфонических и камерных концертах Русского музыкального общества как солист и ансамблист (1868–1872). Руководил струнным Квартетом Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества (1868–1906, с 16/28.03.1873 — Императорского), в котором вместе с ним играли И. Х. Пиккель (нем. Johann Wilhelm Zacharias Pickel, 2-я скр.), И. Вейкман (альт) и К. Ю. Давыдов (влч.) (позже — П. П. Пустарнаков (скр.), Л. К. Альбрехт (влч.) и А. В. Вержбилович (влч.).

Создал Трио профессоров Санкт-Петербургской консерватории: Ауэр (скр.), А. Н. Есипова (фп.) и Вержбилович (влч.).

Солист оркестра балета Мариинского театра (1872–1908), солист-скрипач Императорских театров Санкт-Петербурга (1873), солист Его Императорского Величества (1873–1917). Дирижер симфонических концертов Императорской Придворной певческой капеллы (1880–1888). Главный дирижер симфонических концертов Императорского Русского музыкального общества (1883–1884, 1887–1892, 1894–1895). В 1883 году принял российское подданство.

С выдающимся успехом концертировал в России и Западной Европе в качестве скрипача и дирижера ИРМО, пропагандируя русскую симфоническую музыку и, в первую очередь, П. И. Чайковского. Блестящий интерпретатор Реквиема Г. Берлиоза (1889), «Манфреда» и Симфонии до мажор Р. Шумана (1890, 1906), «Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса (1906).

Исполнительская манера Ауэра отличалась строгой классичностью стиля, изяществом техники, мастерством художественного перевоплощения. В его обширный репертуар входили произв. композиторов разных эпох: Чакона и сонаты И. С. Баха для скрипки соло, скрипичные концерты Л. Шпора, К. Гольдмарка, М. Бруха, В. Б. Молика, Й. Раффа и других представителей немецкой скрипичной школы. Тонко чувствуя стиль, включал в свой репертуар старинную музыку XVII–XVIII вв. — Т. Витали, П. Нардини, П. Локателли, Г. Генделя, Й. Гайдна. А. был выдающимся интерпретатором скрипичных концертов Л. Бетховена, Ф. Мендельсона и Й. Иоахима. В его программы входили скрипичные концерты В. Моцарта, сонаты, ансамбли, скрипичный концерт И. Брамса, скрипичные сонаты Э. Грига и К. Сен-Санса, а также виртуозные пьесы Н. Паганини, А. Баццини, К. Эрнста, Э. Лало, А. Вьетана. Исполнял произведения Рубинштейна, Чайковского, А. К. Глазунова, Ц. А. Кюи, С. И. Танеева и других.

Ежегодно давал серии сонатных вечеров с Есиповой (1895–1913). Их ансамбль стал крупнейшим явлением в истории русского камерно-инструментального исполнительства. Партнеры-ансамблисты — В. Ф. Алоиз (влч.), Ф. М. Блуменфельд (фп.), А. Г. Рубинштейн (фп.), Давыдов (влч.), Танеев (фп.), Т. Лешетицкий (фп.), С. М. Ляпунов (фп.), В. И. Сафонов (фп.), Г. Венявский (скр.), Л. Брассен (фп.), Э. д’Альбер (фп.), Р. Пюньо (фп.), Д. Д. Климов (фп.), И. Л. Гофман (альт), Е. И. Брик-Ирадова (фп.); в трио — Вержбилович (влч.) и многие другие.

Концертные выступления Ауэра имели многочисленные отклики в российской прессе того времени. Среди авторов рецензий — Чайковский, А. П. Бородин, А. Н. Серов, Н. Г. Кашкин, Г. А. Ларош, Н. Н. Финдейзен, Ц. А. Кюи, В. Г. Каратыгин. Исполнительское искусство Ауэра высоко ценили Берлиоз, Ф. Лист, П. Виардо, И. С. Тургенев, Н. А. Римский-Корсаков, Ш. Гуно, Сен-Санс, П. Сарасате, И. Падеревский. В ансамбле с Ауэром музицировали Брамс, Лист, К. Шуман; свои произведения ему посвящали Чайковский («Меланхолическая серенада» и скрипичный концерт), Танеев (концертная сюита), Глазунов (5-й квартет и скрипичный концерт), А. С. Аренский (концерт для скрипки с оркестром), Э. Ф. Направник («Русская фантазия»).

Автор многочисленных транскрипций произведений зарубежной и русской классики: квартетов Й. Гайдна, сонат И. С. Баха для клавесина и флейты, фортепианных пьес В. Моцарта и Л. Бетховена, Р. Шумана и Ф. Шопена, Каприсов Н. Паганини, Andante cantabile из 1-го квартета и фрагментов «Серенады для струнного оркестра» Чайковского, романса «Жаворонок» М. И. Глинки — М. А. Балакирева, «Мелодии» А. Рубинштейна.

Автор ряда миниатюр для скрипки («Венгерская рапсодия», «Концертная тарантелла», «Романс», «Грёзы»), а также каденций к скрипичным концертам Бетховена и Брамса.

Дирижировал первым исполнением в России Концерта В. А. Моцарта для флейты и арфы с оркестром KV 299 (28 янв. 1907 г., Симфоническое собрание Санк-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества — партию флейты исполнил Э. И. Кёлер, партию арфы — Е. А. Вальтер-Кюне). Под управлением Ауэра пел И. В. Ершов.

В Санкт-Петербургской (Петроградской) консерватории: сверхштатный профессор специального кл. игры на скрипке, обязательного кл. квартетной игры (1868), сверхштатный профессор 1-й степени (1879), заслуженный профессор (1908–1917). Одновременно вел кл. совместной игры на фортепиано со струнными инструментами для оканчивающих по отделению игры на фортепиано (кл. камерного ансамбля, ?–1893/1894–?) и дирижировал ученическим симфоническим оркестром.

Адъюнкты в кл. игры на скрипке Ауэра — Д. А. Панов (1868–1874), Л. Бём (1872–1876–?), П. А. Краснокутский (1873–1879, в некоторых источниках — с 1868), О. А. Налбандян (1895–1912); концертмейстер — М. А. Бихтер. Адъюнкт в кл. совместной игры на фортепиано со струнными инструментами для оканчивающих по отделению игры на фортепиано — Д. С. Бзуль (?–1893/1894).

С педагогической деятельностью Ауэра связан расцвет русской скрипичной школы. Среди его знаменитых учеников — Я. Р. Хейфец, М. Б. Полякин, Е. А. Цимбалист, М. С. Эльман, Н. М. Мильштейн, Л. М. Цейтлин, Б. О. Сибор, Ю. И. Эйдлин, А. А. Колаковский, Н. Т. Манасевич, К. Парлоу, М. Б. Пиастро, Е. А. Беленсон (1916–1917), Н. В. Галкин (1868–1872), Э. Э. Крюгер (1884–1887), В. П. Португалов (1910–1917) и другие.

Ауэр расширил творческие и виртуозные возможности скрипки, применив новую постановку правой руки, которая получила название «постановка русской школы»: высоко поднятый локоть, опущенная кисть, глубокий охват пальцами трости смычка при главенствующей роли в звукоизвлечении указательного пальца.

Педагогическая слава Ауэра достигла вершины к 1900-м годам. В 1908 в Санкт-Петербургской консерватории учреждена стипендия его имени. Принято решение о проведении ежегодных конкурсов скрипачей, окончивших его класс. Лауреатом премии на 1-м конкурсе стал М. Б. Пиастро (1911).

Ауэр активно участвовал в организации II Международного конкурса имени А. Г. Рубинштейна в Берлине (1895), был членом жюри IV Международного конкурса имени А. Г. Рубинштейна в Париже (1905), представлял Россию на интернациональном музыкальном конгрессе в Лондоне (1911).

Открыл в Лондоне Летнюю международную школу-студию (1907–1916). Вместе с учениками выезжал на лето в Христианию (Норвегия, 1915–1917).

В 1918 эмигрировал в США, в 1926 получил американское гражданство. Оказал большое влияние на развитие современного американского скрипичного искусства, являясь профессором Института музыкального искусства в Нью-Йорке и Института Кёртис в Филадельфии.

Дал концерт в Карнеги Холл (англ. Carnegie Hall, 1924). На концерте в честь своего 80-летия выступал с С. В. Рахманиновым («Мелодия» Чайковского и «Венгерский танец» Брамса). В программе участвовали ученики Ауэра: А. П. Стасевич, И. Ахрон, Я. Хейфец, Цимбалист, а также Гофман и О. С. Габрилович (1925).

Свой концертный и педагогический опыт обобщил в методических работах «Моя школа игры на скрипке» (Нью-Йорк, 1921) и «Интерпретация произведений скрипичной классики» (Бостон, 1925). Указания Ауэра систематизированы в работах его учеников И. Лесмана, В. Вальтера и другие.

Скоропостижно скончался от воспаления легких во время отдыха в Германии.

В Санкт-Петербургской консерватории у класса № 25, в котором занимался Ауэр, установлена памятная доска (в настоящее время находится в Музее истории СПбГК).

Библиография

Основные сочинения: Violin playing as I teach it. New York, 1921. vi, 225 p.; My long life in music. New York, 1923. 377 p.; Violin master works and their interpretation. Boston, 1925. xii, 166 p.; Среди музыкантов / пер с англ. Н Явнэ. М., 1927. 196, [3] с.; Моя школа игры на скрипке / пер. с англ. И. Гинзбурга и М. Мокульской. Л., 1929; Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965. 274 с.; Моя долгая жизнь в музыке: [Мемуары]. СПб., 2003. 216 с.

Основная литература: Ларош Г. А. Концерт Ауэра // Голос. 1873. № 68. С. 1; Кюи Ц. Сонатные вечера Ауэра и Брассена // Голос. 1882. 10 ноября. С. 3; Кашкин Н. Г. Камерные концерты Л. Ауэра и В. Сафонова // Артист. 1894. № 31. С. 231–32; Финдейзен Н. Ф. Профессор Ауэр Л. С. // Русская музыкальная газета. 1900. № 8–9. Стб. 225–230; Выступление А. Дункан в концерте под управлением Л. Ауэра // Русская музыкальная газета. 1905. № 5. Стб. 130–132; Лесман И. Скрипичная техника и ее развитие в школе Л. С. Ауэра. СПб., 1909; Вальтер В. Как учиться играть на скрипке. 3-е изд., СПб., 1910; Унковская А. В. Воспоминания. Пг., 1917; Каратыгин В. Г. Памяти Есиповой: [О совместных выступлениях с Ауэром] // Жизнь искусства. 1924. № 36. С. 5–6; Ямпольский И. Леопольд Ауэр // Советская музыка. 1956. № 3. С. 107–108; Раабен Л. Ауэр в России // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2 / [под ред. Л. С. Гинзбурга и А. А. Соловцова]. М., 1958. С. 213–259; Бихтер М. Листки из книги воспоминаний // Советская музыка. 1959. № 9. С. 121–134; Раабен Л. Леопольд Семенович Ауэр. Очерк жизни и деятельности. Л., 1962. 178 с.; Оссовский А. В. Первый сонатный вечер Р. Пюньо и Л. Ауэра // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894–1912). Л., 1971. С. 65–67; Флеш К. Леопольд Ауэр и его школа / Исполнительское искусство зарубежных стран: [в 9-ти вып.] / [сост., предисл., ред. пер. Г. Эдельмана]. Москва, 1962–1981. Вып. 8: Воспоминания скрипача. М., 1977. С. 115–118; Ямпольский И. М. Ауэр Леопольд Семенович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб 246–247. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/635/Ауэр; Знаете ли вы, что… // Музыкальная жизнь. 1977. № 17. (Перечень произведений русских композиторов, посвящ. Л. С. Ауэру); Ямпольский И. М. Ауэр и современное скрипичное искусство // Ямпольский И. М. Избранные исследования и статьи. М., 1985. С. 23–52; Копытова Г. Л. Ауэр — великий учитель // Невское время. 1995. № 243 (28 дек.). С. 5; Сафонова Е. Л. О творческих традициях скрипичной школы Л. Ауэра // Российская Академия музыки им. Гнесиных. Сб. трудов. Вып. 140: Процессы музыкального творчества. Вып. 2. М., 1997. С. 163–172; Майкапар С. М. Занятия в классе ансамбля у профессора Ауэра в СПб консерватории // Майкапар С. М. Из музыкально-педагогического наследия. М., 2003. Вып. 1. С. 145–153; Ауэр Леопольд Семенович // Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. Л. О. Акопяна. 2-е рус. изд., испр. и доп. М., 2007. С. 60.

Н. Б. Селиверстова, Л. П. Махова, 2012