БОЛЬШАКОВ, Николай Аркадьевич (1874–1958)

Кафедра сольного пения
Профессор

БОЛЬШАКОВ, Николай Аркадьевич (11/23 ноября 1874, Харьков – 20 января 1958, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — оперный и концертный певец (лирико-драматический тенор), педагог. Заслуженный артист Республики (1924). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). Награжден орденом Знак Почёта (1938), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945).

Учился в Харьковской гимназии, где пел в церковном и светском хорах. Окончил гимназию Я. Г. Гуревича (Санкт-Петербург, 1891–1896), в течение этого времени занимался сольным пением. Учился на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета (3 курса, 1896–1899), одновременно брал уроки пения у И. П. Прянишникова. В 1901–1906 в летнее время совершенствовал вокальное мастерство за границей: сначала в Италии у А. Броджи, затем три сезона в Париже у Л. Эскалаиса (по некоторым источникам сначала Л. Эскалаиса (Париж, 1902 или 1901), затем у А. Броджи (Италия, 1903–1907 или в 1902–1906).

Солист харьковской оперной труппы А. А. Церетели (Санкт-Петербург, Панаевский театр, 1899–1900), оперы Народного дома Николая II в Санкт-Петербурге (1900/1901), труппы Н. И. Собольщикова-Самарина (Казань, Саратов, гастрольные поездки по Волге, 1901–1903), антрепризы А. М. Назарова (Харьков, Кишинев, 1903/1904), труппы Н. Н. Фигнера (Астрахань, гастрольная поездка по Волге, 1904), труппы А. А. Церетели (Санкт-Петербург, Оперный театр консерватории, 1904–1906), Мариинского театра (1906–1929). Преподаватель музыкального училища имени М. П. Мусоргского. Работал в Государственном объединении музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, участвовал в обслуживании выездными оперными спектаклями и тематическими концертами ДК Ленинграда и его пригородов (1930-е).

В Консерватории: преподаватель (1923–1924, 1925–1926), преподаватель Рабфака (1930–1935–[?]), доцент (1926–1934, утверждено Государственным ученым советом в 1926), профессор (1934–1953, утверждено в 1935) вокального факультета, заведующий кафедрой специального пения (1933–1935, 1936–1941[?]), член Художественного совета Оперной студии (с 1938). Преподавал сольное пение. Среди учеников солисты Государственного академического театра оперы и балета: Л. Я. Грудина, С. М. Ивницкая, Е. Каравашкова, Э. И. Каплан; также И. Х. Вутирас, Н. Г. Гришанов, Н. И. Первозванская, И. П. Яшугин и др. В личном деле Н. А. Большакова в архиве консерватории есть упоминание о неоконченной литературной работе «Методические беседы по вокальной технике».

Обладал звонким сильным голосом, природной музыкальностью и ярким сценическим дарованием. Исполнение отличалось высокой певческой культурой, художественным вкусом, чувством стиля. В репертуаре — 112 партий в операх и опереттах, лучшие среди них: Водемон, Герман, Ленский («Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Левко, Иван Лыков («Майская ночь», «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Кола Риенци («Риенци» Р. Вагнера), Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Финн («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Пинкертон («Чио-Чио-сан» Д. Пуччини). Первый исполнитель ряда партий, в т. ч. Чаплинского («Пан воевода» Н. А. Римского-Корсакова), Артемьева («Фронт и тыл» А. П. Гладковского), Молодого рабочего и Поселкового начальника («Чёрный яр» А. Ф. Пащенко). В 1900 вместе с Е. К. Мравиной совершил концертное турне по России. Выступал в Московской частной русской опере (1899), в Общедоступных симфонических концертах гр. А. Д. Шереметева (1900–1901, Санкт-Петербург), в московском Большом театре (1911), в Малом академическом ленинградском государственном оперном театре (МАЛЕГОТ, 1917–1930).

Пел за границей в составе антрепризы А. А. Церетели (Берлин, 1906), в «Русских сезонах» С. П. Дягилева (Париж, Théâtre des Champs-Élysées, 1910, 1913, Лондон, Drury Lane Theatre, 1913). В составе Частной русской оперы (антреприза А. А. Церетели) принял участие в постановке оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» под управлением Э. А. Купера (Париж, Grand Operá, 1926). C 1917 по 1934 в порядке шефства принял участие почти в 700-х бесплатных спектаклях и концертах для рабочих и красноармейцев. Записал на грампластинки около 270 произведений (некоторые из них под псевдонимом Аркадьев).

Партнеры — С. В. Акимова, А. Д. Александрович, П. З. Андреев, Г. А. Бакланов, А. Больска, Г. А. Боссе, М. И. Бриан, Е. А. Бронская, К. Г. Держинская, И. В. Ершов, П. М. Журавленко, Е. И. Збруева, М. Н. Кузнецова-Бенуа, П. Я. Курзнер, Ф. В. Литвин, Е. Ф. Петренко, Г. С. Пирогов, Т. Руффо, А. В. Смирнов, Д. А. Смирнов, И. В. Тартаков, Н. Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин и другие.

Пел под управлением А. П. Асланова, Ф. М. Блуменфельда, Г. Варлиха, М. В. Владимирова, В. А. Дранишникова, С. В. Ельцина, А. Л. Клибсона, А. Коутса, Н. А. Малько, Э. Ф. Направника, А. В. Павлова-Арбенина, Д. И. Похитонова, С. А. Самосуда, В. И. Сука, Г. Г. Фительберга, Л. П. Штейнберга и других.

Библиография

Основные литературные сочинения: [Сочинения Н. А. Большакова] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: [в 2 ч.]. Ч. 1. М., 1991. С. 65.

Основная литература: Н. А. Большаков. XXV-летний юбилей деятельности // Театр: еженедельник. 1924. № 5/6: портрет; Зарубин В. И. Большаков Николай Аркадьевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 1. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1973. Стб. 520. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1131/Большаков; [Литература о Н. А. Большакове с 1934 по 1983] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: [в 2 ч.]. Ч. 1. М., 1991. С. 65.

Иконография

Большаков, Николай Аркадьевич (1874–1958). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Большаков Николай Аркадьевич — Владимир Дубровский (опера «Дубровский» Э. Направника). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личное дело Н. А. Большакова // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1926–1956. Д. 22. Л. 47–136; Личная карточка Н. А. Большакова // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1953. Д. 599. Л. 13–16.

Т. В. Лымарева, М. И. Алейников, 2012