БОЛЬСКА (Bolska, урожд. Скомпская), Аделаида (Adelajda Bolska) (1863–1930)

Кафедра сольного пения
Профессор

БОЛЬСКА (Bolska, Больская, сценический псевдоним; урожд. Skąpska, Скомпска, Скомпская; по 1-му мужу (польск.) Szczawińska, Шавинска, Щавиньска, Щавиньская, Щавинская; по 2-му мужу (польск.) Dienheim Brochocka, Диенгейм-Брохоцкая), Аделаида (Adelajda, Adela, Аделя, Аделина; наст. имя — Адель Юлианна) (4/16 ноября 1863, с. Кессемоуки Бессарабской губернии Российской империи (в некоторых источниках — Подольская губерния), ныне Республика Молдова — 29 сентября 1930, Таллин, похоронена в Варшаве на кладбище Старые Повонзки) — польская оперная, концертная и камерная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Профессор (1920). Солистка Его Императорского Величества.

Училась в Королевской музыкальной школе (Königliche Musikschule) в Мюнхене сначала игре на фортепиано, затем пению (до 1880). В Московской консерватории обучалась по кл. пения у Дж. Гальвани и Ф. П. Комиссаржевского, окончила с малой серебряной медалью (1883–1888). Совершенствовала вокальное искусство в Милане (1888–1889[?]), в Париже у М. К. Миолан-Карвальо (середина 1890-х) и у Бертрами. Пользовалась советами К. Ферни-Джиральдони.

Солистка московского Большого театра (1889–1893; в некоторых источниках до 1892), Мариинского театра (1897–1918), львовского Большого городского театра (1918[?]–1920[?]). Удостоена почетного звания Солистка Его Императорского Величества.

В Петроградской консерватории: профессор кл. сольного пения (1920–1922). 

С 1925 (в некоторых источниках с 1923) жила в Варшаве, где преподавала в консерватории.

Одна из крупнейших отечественных оперных певиц. Имела красивый голос теплого тембра и большого диапазона (ми 3-й октавы), владела им в совершенстве, с легкостью и блеском преодолевала любые технические сложности. Исполнение певицы отличалось глубиной, естественностью, простотой, изяществом, было выразительным и одухотворенным, а прекрасная внешность способствовала созданию законченных и гармоничных сцен. образов.

В репертуаре — около 40 оперных партий. Лучшие среди них — Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского; композитор считал Больску одной из лучших исполнительниц этой партии), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Джульетта («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Зиглинда, Эльза («Валькирия», «Лоэнгрин» Р. Вагнера), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Снегурочка («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Церлина («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Эсклармонда («Эсклармонда» Ж. Массне). Другие партии: Агата («Вольный стрелок» К. М. Вебера), Антонида, Горислава, Людмила («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Антония («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Брунгильда, Ева, Елизавета («Гибель богов», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тангейзер» Р. Вагнера), Волхова, Марфа («Садко», «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Галька («Галька» С. Монюшко), Дамаянти («Наль и Дамаянти» А. С. Аренского), Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Иоланта («Иоланта» П. И. Чайковского), Катарина Бригадини («Анджело» Ц. А. Кюи), Ксения («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Маргарита Валуа («Гугеноты» Дж. Мейербера), Мими («Богема» Дж. Пуччини), Офелия («Гамлет» А. Тома), Памина («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Франческа («Франческа да Римини» Э. Ф. Направника), Эвридика («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка) и др. Первая исполнительница партий Леоноры («Ролла» А. Симона) и Маши («Капитанская дочка» Ц. А. Кюи).

Выступала в Санкт-Петербурге (в т. ч. в Эрмитажном театре, 1900-е), Тифлисе (антреприза П. М. Зурабова и М. М. Валентинова), Киеве, Харькове и Одессе (антреприза В. П. Валентинова, 1901), Вильно, Екатеринославе, Кисловодске, Кишиневе, Риге, Таганроге и др. Гастролировала за границей — в Барселоне (театр Лисео, 1896), Варшаве, Вене, Лондоне (1903, Ковент-Гарден), Милане (1888–1889, театры Даль Верме и Ла Скала), Париже.

Партнёры — А. Д. Александрович, И. А. Алчевский, Б. Б. Амирджан, М. Баттистини, Н. А. Большаков, С. Н. Гладкая, Ж. Ф. Дельмас, И. В. Ершов, М. Н. Каракаш, В. И. Касторский, А. П. Крутикова, А. М. Лабинский, Ф. В. Литвин, М. Е. Медведев, В. А. Островидов-Тассин, М. А. Славина, А. В. Смирнов, Д. А. Смирнов, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, И. Г. Супруненко, И. В. Тартаков, С. Е. Трезвинский, М. И. Фигнер, Н. Н. Фигнер, Н. А. Фриде, П. А. Хохлов, Ф. И. Шаляпин, Л. Г. Яковлев и др. Пела под управлением И. К. Альтани, Ф. М. Блуменфельда, Г. Варлиха, Э. А. Крушевского, Э. Ф. Направника, П. И. Чайковского.

Была выдающейся камерной и концертной певицей. В репертуаре сочинения Ж. Б. Люлли, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, М. И. Глинки, Ф. Шопена, Ф. Листа, Ш. Гуно, А. Г. Рубинштейна, К. Сен-Санса, Ц. А. Кюи, Ж. Массне, П. И. Чайковского, Э. Грига, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, М. М. Ипполитова-Иванова, А. С. Аренского, А. Т. Гречанинова, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова и др. Выступала в Москве (концерты Императорского Русского музыкального общества), Париже (концерты Ш. Ламурё и Э. Колонна, конец 1880-х), Санкт-Петербурге. Партнеры — Л. Д. Кобеляцкая-Ильина (регулярно с 1906 по 1917), В. С. Тютюнник и другие.

Искусством певицы восхищались П. И. Чайковский, Ж. Массне, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. К. Глазунов.

Способствовала установке памятника Ф. Шопену в Варшаве. В 1901 вместе с мужем организовала комитет по сооружению памятника.

Библиография

Литература: Корабельникова Л. З. Лит. [об А. Ю. Больской, 1940–1966] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 1. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Стб. 520. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1128/Больска; Лит. [об А. Ю. Больской, 1900–1975] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные певцы/Больска Аделаида Юлиановна/; Лит. [об А. Ю. Больской, 1900–2003] // Википедия: Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Больская,_Аделаида_Юлиановна; Больская Аделаида Юлиановна // Риман Г. Музыкальный словарь. М.: Юргенсон, [1901]. С. 140; Ч-ин Всев. [Чешихин В. Е.] Концерты в Петрограде (хроника) // Русская музыкальная газета. 1917. № 7–8. Стб. 199; Корабельникова Л. З. Больска Аделаида Юлиановна // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Стб. 519–520. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1128/Больска; Больска Аделаида Юлиановна // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов.: [в 2 ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 63–64; Яковлева А. С. О педагогической деятельности и выдающихся учениках профессора вокального факультета Дж. Гальвани // Профессора исполнительских классов Московской консерватории / ред.-сост. А. М. Меркулов. М., 2002. Вып. 2. С. 5–22; Больская Аделаида Юлиановна // Википедия: Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Больская,_Аделаида_Юлиановна.

Иконография

Больска (Bolska, Больская, сцен. псевд.; урожд. Skąpska, Скомпска, Скомпская), Аделаида (Adelajda, Adela, Аделя, Аделина; наст. имя — Адель Юлианна) Юлиановна (1863–1930). Фотопортрет. Почтовая открытка. Санкт-Петербург, фотограф Имп. театров К. А. Фишер, 1915. НИОР НМБ СПбГК. Инв. 580; А. Ю. Больска [фотопортрет] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные певцы/Больска Аделаида Юлиановна/; А. Ю. Больска — Эльза (оп. «Лоэнгрин» Р. Вагнера). 1912 // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные певцы/Больска Аделаида Юлиановна/; Фотопортрет А. Ю. Больски. Почтовая открытка. Санкт-Петербург, начало XX в. НИОР НМБ СПбГК. Инв. 581; Фотопортрет А. Ю. Больски в роли Эльзы в оп. Вагнера «Лоэнгрин». Почтовая открытка. Санкт-Петербург. Фотограф Имп. театров К. А. Фишер, нач. XX в. НИОР НМБ СПбГК. Инв. 582; Фотопортрет А. Ю. Больски в роли Эвклармонды в оп. Массне. Почтовая открытка. Санкт-Петербург. Фотограф Имп. театров К. А. Фишер, нач. XX в. НИОР НМБ СПбГК. Инв. 583; Фотопортрет А. Ю. Больски. Почтовая открытка. Санкт-Петербург. Фотограф Имп. театров К. А. Фишер, нач. XX в. (Из собрания О. С. Усовой). НИОР НМБ СПбГК. Инв. 584.

Н. В. Гареева, М. И. Алейников, Л. П. Махова, 2012