БЛУМЕНФЕЛЬД, Феликс Михайлович (1863–1931)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

БЛУМЕНФЕЛЬД (Блюменфельд), Феликс Михайлович (7/19 апреля 1863, село Ковалёвка Херсонской губ. Российской империи – 21 января 1931, Москва) — пианист, дирижер, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Профессор 1-й степени (1915). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1896), Св. Анны 3-й степени (1901), Св. Станислава 2-й степени (1909) и Серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III».

Родился в семье учителя музыки и французского языка. Рано проявил музыкальные способности. Первые уроки игры на фортепиано получил от старшего брата Станислава. После переезда семьи в Елисаветград (ныне Кировоград), учился у Г. В. Нейгауза (отца Г. Г. Нейгауза). Обладал необыкновенной музыкальной памятью и даром импровизатора. Был блестящим ансамблистом. Увлекался музыкой М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Окончил Елисаветградское семилетнее земское училище (1872–1880). Учился на инженерном отделении Рижского политехнического училища (1880–1881). Через год оставил его и поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в кл. игры на фортепиано Т. Штейна (1881–1885). Занимался композицией в классе Н. А. Римского-Корсакова, завоевав репутацию одного из лучших его учеников. Окончил консерваторию с дипломом на звание свободного художника и малой золотой медалью. Был приглашен в качестве преподавателя Санкт-Петербургской консерватории К. Ю. Давыдовым.

Благодаря способности виртуозно читать с листа, стал первым исполнителем многих сочинений П. И. Чайковского, М. А. Балакирева, А. К. Глазунова и др. Был постоянным участником музыкальных собраний в домах В. В. Стасова, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Молас, А. Г. Рубинштейна. Выступал в ансамбле с П. Сарасате (скрипка) и с А. В. Вержбиловичем (виолончель), в квартете с Л. Ауэром (скрипка), аккомпанировал певцам, в том числе Ф. И. Шаляпину.

Как композитор, испытал большое влияние Римского-Корсакова, Мусоргского, Балакирева, А. К. Лядова. В круг его постоянного общения входили многие выдающиеся деятели искусства: М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, Ф. И. Шаляпин, Л. Ауэр, поэт Я. П. Полонский, скульпторы П. П. Трубецкой, М. М. Антокольский, художники К. Е. Маковский, В. В. Верещагин, М. А. Врубель и др. Б. В. Асафьев называл Блуменфельда своим «другом и учителем»; А. К. Глазунов посвятил ему Симфонию № 6 op. 58 и Мазурку op. 25.

Ф. М. Блуменфельд состоял членом Беляевского кружка, в который входили Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, Н. Н. Черепнин, В. А. Золотарёв, А. К. Глазунов, Я. Витолс, Н. А. Соколов, Н. В. Щербачёв и другие.

В Санкт-Петербургской консерватории: преподаватель кл. игры на фортепиано (1885), старший преподаватель (1891), профессор 2-й степени (1897–1905, 1911–1915), профессор 1-й степени (1915–1918). Вел класс камерного ансамбля. В 1905 покинул консерваторию в знак солидарности с уволенным Н. А. Римским-Корсаковым.

Совмещал преподавательскую деятельность с пианистической, дирижерской и композиторской. В композиторском наследии — симфония «Памяти дорогих усопших», Концертное allegro для фортепиано с оркестром, сюита «Весна» для голоса с оркестром, квартет (Беляевская премия, 1898), около 100 фортепианных произведений (в том числе этюды, прелюдии, Баллада в форме вариаций op. 34) и около 50 романсов, созданных в русле романтических традиций. Произведения Блуменфельда пропагандировали пианисты — А. Н. Есипова и В. Н. Дроздов.

По приглашению Э. Ф. Направника стал концертмейстером («репетитором с певцами») в Мариинском театре (1895–1898), дирижером оркестра оперной труппы Мариинского театра (1898–1912). Под управлением Блуменфельда пел И. В. Ершов (тенор), состоялись оперные премьеры «Фераморс» Рубинштейна (1898), «Тристан и Изольда» (1899) и тетралогия «Кольцо нибелунга» (1905) Вагнера и др. Блуменфельд руководил премьерами опер «Сервилия» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (1907). В 1905–1909 дирижировал в Русских симфонических концертах в Санкт-Петербурге. Под управлением Блуменфельда впервые прозвучали 3-я симфония (1906), «Поэма экстаза» (1909) и «Божественная поэма» А. Н. Скрябина.

Участвовал в Исторических русских концертах (1907) и Русских сезонах (1908) С. П. Дягилева в Париже, дирижировал оперой Мусоргского «Борис Годунов» (с Шаляпиным в главной партии).

Профессор класса фортепиано и директор Высшего Музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко в Киеве (1918–1920). Профессор класса фортепиано, камерного ансамбля, чтения партитур и дирижирования в Киевской консерватории (1920–1922). С 1922 по 1931 вел класса фортепиано и камерного ансамбля в Московской консерватории.

Сыграл значительную роль в истории отечественной фортепианной педагогики. Основные принципы педагогического метода Блуменфельда (воспитание художественной личности ученика, приемы работы над качеством певучего звукоизвлечения, развитием техники левой руки, использованием колористической педали, гибкой агогикой, детализированной артикуляцией, «большим штрихом» и т. п.) оказали большое влияние на педагогику Г. Г. Нейгауза. Среди учеников — А. М. Дубянский, С. Б. Барер, В. С. Горовиц, М. И. Гринберг, А. В. Гаук, Г. П. Таранов, М. Р. Раухвергер, Л. А. Баренбойм, Б. Я. Вайншенкер, А. Г. Руббах, С. И. Шлифштейн, А. Н. Цфасман, Г. Я. Эдельман.

Библиография

Сочинения: Письма // Советская музыка. 1963. № 4. С. 81–83; Письма [1897–1908 гг.] к Н. А. Римскому-Корсакову / публ. Н. Растопчиной // Советская музыка. 1973. № 8. С. 89–96.

Литература: Старший преподаватель: [о возведении Ф. М. Блуменфельда в звание профессора] // Русская музыкальная газета. 1897. № 11 (Нояб.). Стб. 1619; К. С. Концерт памяти Ф. М. Блуменфельда // Сов. музыка. 1936. № 3. С. 99; Гаук А. Из воспоминаний // Сов. музыка. 1963. № 4. С. 76–77; Асафьев Б. Памятка // Советская музыка. 1963. № 4. С. 74–76; Шлифштейн Р. Из воспоминаний // Советская музыка. 1963. № 4. С. 80–81; Нейгауз Г. Из воспоминаний // Сов. музыка. 1963. № 4. С. 77–80; Баренбойм Л. На уроках Феликса Михайловича Блуменфельда // Вопросы фортепианного искусства: Очерки. Статьи. Воспоминания. Вып. 1. М., 1965. С. 202–225; Нейгауз Г. Феликс Блуменфельд: опыт характеристики современных пианистов // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.; Л., 1966. С. 81–83; Моозер Р. А. Воспоминания о Ф. М. Блуменфельде: Петербургские воспоминания швейцарского музыканта // Музыкальное исполнительство. Вып. 6. М., 1970. С. 213–215; Баренбойм Л. А. Блуменфельд Феликс Михайлович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 494–495. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1079/БлуменфельдРастопчина Н. Блуменфельд-дирижер // Сов. музыка. 1973. № 8. С. 85–89; Хавкина-Трехтер Р. О моем учителе // Советская музыка. 1973. № 8. С. 79–84; Баренбойм Л. А. Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда // Баренбойм Л. А. Музыкальное исполнительство. Л., 1974. С. 61–132; Растопчина Н. Ф. Блуменфельд — мастер аккомпанемента // Музыкальная жизнь. 1974. № 14. С. 17–18; Растопчина Н. Феликс Михайлович Блуменфельд: монографич. очерк. Л., 1975. 87 с.; Жмодяк И. На вечерах памяти Ф. М. Блуменфельда // Советская музыка, 1988. № 12. С. 125–126; Асафьев Б. Памятка // Пианисты рассказывают. Вып. 3 / сост. М. Соколова. М., 1988. С. 194–107; Раухвергер М. Многогранный талант // Пианисты рассказывают. Вып. 3 / сост. М. Соколова. М., 1988. С. 99–103; Анастасьева М. В. Век любви и печали: Блуменфельд. Дягилев. Пастернак: Отражения. М., 2002. 256 с.; Тишкина Ю. И. Концертный вальс op. 47 А. К. Глазунова в фортепианной обработке Ф. М. Блуменфельда // Глазуновский сборник научных материалов / ред. О. А. Бочкарева, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2002. С. 50–56; Левтонова О. В. О родословной Генриха Нейгауза и Кароля Шимановского // Музыкальная академия. 2006. № 1. С. 155–159; Хананина Р. А. В зеркале времени // Музыкальная академия. 2011. № 3. С. 96–102.

Неопубликованные документы: Растопчина Н. М. Феликс Михайлович Блуменфельд и его роль в развитии русской и советской музыкальной культуры: дис. … канд. иск. Л., 1974.

Иконография

Блуменфельд (Блюменфельд), Феликс Михайлович (1863–1931). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 15. Блуменфельд Феликс. 1881–?. 79 л.

Н. Б. Селиверстова, 2012