ШТЕЙНБЕРГ, Лев Петрович (1870–1945)

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Преподаватель

ШТЕЙНБЕРГ, Лев Петрович (Лейба Пинхусов) (3/15 сентября 1870, Екатеринослав Екатеринославской губернии Российской империи, ныне Днипро, Украина – 16 января 1945, Москва, Новодевичье кладб.) — дирижер, композитор, педагог. Народный артист СССР (1937). Народный артист РСФСР (1934). Народный артист Украинской ССР (1923). Отмечен званиями Героя Труда и Почетного Красноармейца (1923). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1937), медалью «За оборону Москвы» (1945).

Родился в семье музыканта Петра Самойловича Штейнберга — регента хора главной хоральной синагоги в Ростове-на-Дону, хормейстера (1877–1881) и директора (с 1879) Ростовского отделения Императорского Русского музыкального общества, обучавшегося в Консерватории в кл. композиции Н. А. Римского-Корсакова в 1880–1886 (окончил с дипломом). Сестра Штейнберга — Фейга Штейнберг окончила Консерваторию по кл. игры на арфе А. Г. Цабеля (1894).

В возрасте 10 лет Штейнберг (1880) вместе с отцом поступил в Консерваторию, где обучался сначала в кл. игры на фортепиано К. ван Арка, затем у А. Г. Рубинштейна. Среди преподавателей — Н. А. Римский-Корсаков, и Н. Ф. Соловьёв (композиция), А. К. Лядов (гармония) и Ю. Иогансен (контрапункт). В 1893 окончил Консерваторию по кл. теории композиции (специальный предмет) у Соловьёва. Дипломное сочинение — кантата «Самсон», исполнялась на торжественном акте в Консерватории под управлением (30 мая 1893).

В Санкт-Петербургской консерватории: преподаватель обязательного кл. игры на фортепиано в 1889/1890 уч. году.

Дебютировал как симфонический дирижер на летних концертах курортного города Друскиники (1892, ныне Друскининкай в Литве).

Работал в оперных театрах Санкт-Петербурга (1899, поставил оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского и «Кузнец Вакула» Н. Ф. Соловьёва в зале дома И. А. Кононова, антреприза «Товарищество русских оперных артистов»), Москвы (1902), Саратова (1903, «Чародейка» П. И. Чайковского), Харькова (1910–1913), Киева (1911–1914) и др. городов.

В 1914 по приглашению С. П. Дягилева принял участие в Русских сезонах в Париже и Лондоне, провел лондонские премьеры опер «Майская ночь» Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А. П. Бородина с участием Ф. И. Шаляпина. Выступал также в Берне, Дрездене, Лейпциге, Берлине.

Дирижер оперных театров Киева (1917–1924), Харькова (1924–1926), Свердловска (1926–1928) и Баку (1927–1928). Был председателем Киевского союза оркестрантов, инициатором создания филармоний в Киеве и Одессе. Осуществил первое исполнение оперы Н. В. Лысенко «Тарас Бульба» в собственной оркестровке (Харьковский театр оперы и балета, 1924).

С 1928 жил в Москве. В 1928–1941 и 1943–1945 — дирижер Большого театра, художественный руководитель симфонического оркестра Центрального Дома Красной Армии (Оркестра имени Осоавиахима, 1934–1935). В 1937–1938 преподавал дирижирование в Московской консерватории.

В Большом театре подготовил 11 новых оперных постановок, наиболее значительными из которых явились «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера (1929), «Турандот» Дж. Пуччини (1931), «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (1937), «Русалка» А. С. Даргомыжского (1944). Постоянно выступал в симфонических концертах с различными коллективами. Дирижировал премьерами концерта для фортепиано с оркестром А. И. Хачатуряна (1937, оркестр Московской филармонии, партия фортепиано — Л. Н. Оборин), для арфы с оркестром Р. М. Глиэра (1938, оркестр Московской филармонии, партия арфы — К. А. Эрдели). Был ярким интерпретатором симфонических миниатюр И. Штрауса. Записывался на радио с оркестром Московской филармонии и оркестром Большого театра.

Выступал в периодической печати с музыкально-критическими статьями. Автор статьи «Воспоминания о П. И. Чайковском» (в сб. «Воспоминания о Чайковском. М., 1862). Выполнил музыкальное оформление документального фильма «Ленин» (1936) и художественного фильма «Руслан и Людмила» (1938).

Среди музыкальных сочинений Штейнберга — музыкальная хроника Джон Рид (1932), балет Мирра (1924, Харьковский театр оперы и балета); для солистов, хора и оркестра — кантаты «Самсон» (1892), «Торжественная» («Октябрь 1917 года», сл. И. Ж. Руля, 1923), симфоническая картина для хора с оркестром «Красная площадь» (1934); для оркестра — 4 симфонии (1906, 1916, 1920[?]), симфоническая сюита «Восточные картины» (1941), симфоническая поэма «Лес спит» (1912), симфонические картины «Мелюзина» (1901) и «Украина» (1925), концерт для скрипки с оркестром (1923), а также камерные сочинения. Романсы Штейнберга включал в свой репертуар певец И. С. Томмарс.

Дискография

Мусоргский М. «Хованщина». Исп. В. В. Небольсин (дир.). Полное собрание фрагментов постановки «Хованщины» в Большом театре 1939 года. Исп. Л. П. Штейнберг (дир.). С3CD. 1953 г. AQVR 370-2 (Аннот. к диску: URL: http://www.aquarius-classic.ru/album?aid=283); Лев Штейнберг (дирижер). Русская симфоническая музыка. Национальное музыкальное издательство, 2012. AQRV 367-2. (см. содержание диска: URL: http://aquarius-classic.ru/album?aid=280).

Нотография

Для голоса с фортепиано: Расстались мы: романс для голоса с сопр. фп.: op. 1, № 1 / сл. Лермонтова. Ростов н/Д.; Адлер, ценз. 1897. 3 с.; Еврейская мелодия: из балета «Мирра»: для сопрано или тенора с фп.: op. 9 / сл. А. Файнштейна. Киев, 1923. 5 с.; Колискова: oр. 16, № 3: для голоса в супроводi фортепiяна / сл. Валерiя Брюсова; пер. Ф. Самоненка. Киев, 1930. 6 с.;

для хора с оркестром: Торжественная кантата (окт. 1917 г.): для оркестра, хора и солистов: op. 13. Киев, 1923. 15 с.;

для скрипки с оркестром: Концерт для скрипки с орк.: op. 14 / перелож. для скрипки и фп. Киев, 1923. 24 с., 1 парт. (11 с.);

для фортепиано: Траурный марш памяти Ленина: oр. 18: для фп. Киев, [б.г.] 5 с.

Библиография

Сочинения: Молодая солистка // Правда. 1937. 1 мая. (О Е. Кругликовой); Штейнберг Лев Петрович: [библиогр. список] // Бернандт Г., Ямпольский И., Киселева Т. Кто писал о музыке. Т. 4. М., 1989. С. 43.

Литература: Отчет С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества и Консерватории за 1880/1881 год. СПб., 1882. 206 с. (См. также Отчеты за 1881/1882 – 1892/1893 гг.); 40 лет за пультом // Советское искусство 1934. № 2 (168). С. 4. (Ст. подпис. псевд.: К); «Красная площадь» — симфоническая поэма Л. П. Штейнберга // Известия. 1938. № 36 (6503). С. 3; Семидесятилетний юбилей Л. П. Штейнберга // Советское искусство. 1940. № 51. С. 3; 70-летие народного артиста СССР Л. П. Штейнберга // Ленинградская правда. 1940. № 2 (9). С. 1; Памяти Л. П. Штейнберга // Советское искусство. 1945. № 4. С. 4; Ивашкин А. Лев Петрович Штейнберг // Мастера Большого театра. Народные артисты СССР: К 200-летию Гос. акад. Большого театра СССР / сост. М. А. Яковлев. М., 1976. С. 212–221; Поляновский Г. Военная филармония // Поляновский Г. 70 лет в мире музыки. М., 1977. С. 140–169. (О Л. П. Штейнберге см. с. 158, 160–167); Римский Л. Б. Штейнберг Л. П.: [биогр. спр. и библиогр. список] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М., 1982. Стб. 411–412. URL: http://www.musenc.ru/html/q/qteynberg.htmlМанжора Б. Г. Дирижер Л. П. Штейнберг // Манжора Б. Г. Саратовский академический театр оперы и балета. Ч. 1. Саратов, 1996. С. 217–220; Гонтмахер М. Штейнберг Лев Петрович // Гонтмахер М. Евреи на донской земле: история, факты, биографии. Изд. 2-е, испр. и доп. [Ростов н/Д., 2005]. URL: http://www.e-reading-lib.com/bookreader.php/136075/Gontmaher_-_Evrei_na_Donskoii_zemle.pdf; Штейнберг Лев Петрович [биогр. спр. и библиогр. список] // Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866–2006: биогр. энцикл. словарь. М., 2007. С. 625; Хазанов А. Б. Заметки оперного хормейстера / ред.-сост. Н. П. Королёва, Н. Г. Шантырь. М., 2015. 148 с. (содержание см.: URL: http://www.mosconsv.ru/ru/publication.aspx?id=142526; о Л. П. Штейнберге на с. 136).

Архивные источники

Личное дело Л. Штейнберга. ЦГИА. Ф. 361. Оп. 1. Д. 4637. 26 л.; Личное дело П. Штейнберга. ЦГИА. Ф. 361. Оп. 1. Д. 4640. 5 л.; Выпуск 1893/1894 (списки). ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 4. Д. 3. Л. 6, об. (по арх. карт. ИБО НМБ Конс.).

А. Н. Цветкова, 2013