ЗБРУЕВА (урожд. Булахова), Евгения Ивановна (1868–1936)

Кафедра сольного пения
Профессор

ЗБРУЕВА (урожд. Булахова, по первому мужу матери — Збруева, по мужу — Штембер), Евгения Ивановна (26 декабря 1867 или 1868[?] / 7 января 1868 или 1869[?], Москва – 20 октября 1936, там же) — артистка оперы (контральто), камерная певица, педагог и музыкально-общественный деятель. Заслуженная артистка Императорских театров (1912). Заслуженная артистка Республики (1922). Профессор 2-й степени (1916). Дочь композитора П. П. Булахова (1822–1885), племянница оперного певца П. П. Булахова (1824–1875), внучка оперного и камерного певца П. А. Булахова (1793(4)–1835).

Образование получила в Московском Мариинском институте (1877–1886), где занималась в кл. пения Н. А. Неведомской-Дюнор и в кл. игры на фортепиано Н. Д. Кашкина. По рекомендации А. С. Аренского, была принята на 3-й курс Московской консерватории в кл. пения Е. А. Лавровской (1889–1893). В 1893 дебютировала в московском Большом театре (1893) в роли Вани («Жизнь за царя» И. М. Глинки).

Солистка Большого театра (1894–1905), Императорской Русской оперной труппы в Санкт-Петербурге (1905–1918). В 1818 состоялся последний концерт Збруевой в Киеве.

Работала преподавателем кл. пения в Киевской консерватории и Музыкально-драматической школе Н. В. Лысенко (1918–1919), Художественном институте Владивостока (1920–1921). Была профессором Московской консерватории (1921–1923). Вела занятия в московской Оперной студии имени К. С. Станиславского (1923–1934), а также и в различных организациях художественной самодеятельности. Записывалась на грампластинки. В Петрограде проживала в Доме Бенуа (Каменноостровский пр., д. № 26–28), а в Москве — в доходном доме М. В. Сокол на Кузнецком мосту.

В Консерватории: преподаватель кл. сольного пения (1915), профессор 2-й степени (1916–1917).

Обладала редким и сильным контральто с густым, бархатным тембром и обширным диапазоном. Репертуар Збруевой включал более сорока контральтовых и меццо-сопрановых партий в операх русских и зарубежных композиторов: Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Графиня и Полина («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Лель («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Клитемнестра («Орестея» С. И. Танеева), Орфей («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка), Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера), Эрда («Золото Рейна» Р. Вагнера), Кармен («Кармен» Ж. Бизе, пост. 1908 г. п/у А. Никиша, Москва) и др. Участница оперных премьер в Мариинском театре: Солоха («Черевички» П. И. Чайковского, 1906), Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского, 1911). Первая исполнительница партии Алконоста в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907), Василисы Егоровны в опере «Капитанская дочка» Ц. Кюи (1911).

Выступала в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже с оркестром под управлением Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова (1907–1908). С успехом гастролировала в Берлине в составе антрепризы А. Церетели (1908); в Мюнхене (постановки «Зигфрида» и «Золото Рейна» Вагнера). Партнеры — Л. Д. Донской, В. И. Касторский, А. В. Нежданова, Н. В. Салина, Л. В. Собинов, Н. Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин.

Исполнительница сольных партий в произведениях кантатно-ораториального жанра: Мессе си минор И. С. Баха, Мессе до мажор и 9-й симфонии Л. Бетховена, Реквиемах В. А. Моцарта и Дж. Верди, «Манфреде» Р. Шумана (Санкт-Петербург, 1909, под управлением Ф. Мотля). Первая исполнительница сольной партии в кантате С. И. Танеева «По прочтении псалма» (1.03.1915, Москва, дирижер С. А. Кусевицкий). Збруева выступала под управлением таких дирижеров, как И. Альтани, Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, Э. Ф. Направник, Д. И. Похитонов.

Современники отмечали выдающийся талант камерного исполнительства Збруевой, чей репертуар включал произведения композиторов — А. С. Даргомыжского, А. С. Аренского, А. К. Лядова, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Н. К. Метнера, Ф. Шуберта, И. Брамса, Ф. Листа, Р. Шумана, Г. Вольфа, К. Сен-Санса. Она часто пела в сопровождении С. В. Рахманинова, С. А. Кусевицкого, О. Фрида, стала первой исполнительницей в России вокальных произведений Г. Малера и Р. Штрауса.

Камерно-вокальная лирика и русские народные песни в ее исполнении неизменно украшали программы концертов Кружка любителей русской музыки А. М. и М. С. Керзиных (с 1896), Концертов С. А. Кусевицкого (с 1910), А. И. Зилоти. В 1904 по инициативе Збруевой в Москве был организован первый вокальный квартет, где в разные годы кроме нее выступали Н. В. Салина, Д. А. Смирнов, В. Р. Петров и другие.

Среди учеников (всего около 250) — С. А. Геликонская, М. К. Головина, М. С. Гольдина, Н. А. Полевая-Мансфельд, М. П. Стефанович и другие.

Певице посвятили свои произведения А. С. Аренский (романсы «День отошел», «О чем мечтаешь ты» и др.), А. К. Лядов («Пять русских песен для голоса с оркестром»), Р. Мервольф (четыре романса на ст. Д. Мережковского и один на ст. А. Пушкина) и другие.

Библиография

Сочинения: Воспоминания // Музыкальное наследство. Т. 1. М., 1962. С. 372–421; Прекрасная страница: [о Л. В. Собинове] // Советское искусство. 1934. 23 окт.; [Соч. Е. Збруевой] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов.: [в 2 ч. ]. Ч. 1. М., 1991. С. 187.

Основная литература: Тюнеев Б. Юбилейный концерт Е. И. Збруевой // Русская музыкальная газета. 1914. № 12. Стб. 59–60; Е. И. Збруева // Ежегодник императорских театров. 1914. Вып. 7. С. 144–145; Е. И. Збруева // Зрелища. 1924. № 75. С. 7; Бугославский С. Школа Збруевой // Зрелища. 1924. № 79; Черная Е. Соратница Шаляпина // Советская музыка. 1963. № 10. С. 81–87.; Левик С. Ю. Государственный Академический театр оперы и балета (ГАТОБ) (бывший Мариинский театр) // Левик С. Ю. Четверть века в опере. М., 1970. С. 292– 435. (О Е. И. Збруевой на с. 351–352); Оссовский А. В. Мариинский театр. Новая Кармен // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894–1912). Л., 1971. С. 283–284; Зарубин В. И. Збруева Евгения Ивановна // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 443. URL: http://www.musenc.ru/html/z/zbrueva.html; Кочетов Н. Артур Никиш и «Кармен» в Большом театре // Артур Никиш и русская музыкальная культура: воспоминания, письма, статьи. Л., 1975. С. 151–154. (О Е. И. Збруевой на с. 153); Певица — дочь композитора // В мире музыки, 1988: ежегодник. М., 1987. С. 3–4; [Збруева Евгения Ивановна] // Пружанский А. M. Отечественные певцы, 1755–1917: словарь: [в 2 ч.] Ч. 1. M., 1991. С. 186–187; Зарубин В. И. Збруева Евгения Ивановна // Агин М. С. Вокально-энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1991. С. 153–154; Яковлева А. С. Збруева (урожд. Булахова, по первому мужу матери — Збруева, по мужу — Штембер) Евгения Ивановна // Московская консерватория: от истоков до наших дней, 1866–2006: биогр. энцикл. словарь. М., 2007. С. 191; То же: Збруева Евгения Ивановна // Московская консерватория имени П. И. Чайковского. Персоналии. URL: http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=130148; Петровская И. Ф. Збруева (по мужу Штембер) Евгения Ивановна // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: энцикл. словарь-исследование. Т. 10. Кн. 1. СПб., 2009. С. 340–341.

Архивные источники

Ведомость за 1916. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 629. Л. 85, 85 об.; Представление от 27.09.1916. ГИАЛО. Ф. 408. Оп. 1 Д. 636. Л. 61; Збруева Е. И. Мой путь жизни и труда: в 2 ч.. Ч. 1: Воспоминания; Ч. 2: Мысли о вокальном искусстве и его преподавании: [машинопись], 1934. ГЦТМ. Ф. 103. Ед. хр. 75; Вокальное искусство и его преподавание: доклад, прочитанный 3 февр. 1936 г. в ВТО. ГЦТМ. Ф. 103. Ед. хр. 72, 74; Збруева Е. И. Сценическое действие в опере. ГЦТМ. Ф. 103. Ед. хр. 70.

И. А. Мишина, Л. П. Махова, 2012