КАПЛАН, Эмануил (Эммануил) Иосифович (Осипович) (1895–1961)

Вокально-режиссерский факультет
Профессор

КАПЛАН, Эмануил (Эммануил) Иосифович (Осипович, Иоселевич) (16/28 января 1895, Рига Лифляндской губ. Российской империи, ныне Латвия – 14 декабря 1961, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Волковское кладб., Литераторские мостки) — режиссер музыкального театра, педагог, певец (тенор), архитектор-художник, исследователь. Профессор (1939). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг», почетной грамотой «За работу в театре Президиума Верховного Совета Узбекской ССР» (1942). Муж Е. О. Штейнберг (1-й брак, 1920–1925), сестры М. О. Штейнберга.

Поступил в Консерваторию в 1915, в январе 1916 был призван в армию, возобновил обучение в 1919. Учился в кл. сольного пения у Г. Боссе. Окончил Консерваторию по специальности «сольное пение» со званием лауреата, удостоен диплома на звание свободного художника (1923). Аспирант Консерватории (1924–1926). Окончил архитектурный факультет Ленинградской Академии художеств (1926).

В Консерватории: ассистент (1927) и доцент (1927–1934, утв. Государственным ученым советом в 1928) оперно-режиссерского кл. вокального отделения. Режиссер Оперной студии (с 1933). Организатор оперно-режиссерского отделения Консерватории совместно с Б. В. Асафьевым, А. В. Оссовским и И. И. Соллертинским (1934): доцент (1934–1938), декан (с 1936), профессор (1938–1952). Заведующий оперно-режиссерской кафедрой (1937–1945, утв. 1940/1941[?] уч. г.; 1947–1949, утв. 1948). Заведующий кафедрой оперно-режиссёрской подготовки (утв. 1942). Руководитель оперной мастерской на вокальном факультете (1947).

Работал в Государственном Михайловском театре (с 1926 — Малый ленинградский государственный академический оперный театр, МАЛЕГОТ): солист (1919), художественный руководитель и режиссер (1931), главный режиссер (1947–1948).

В петроградском Государственном академическом театре оперы и балета (ГАТОБ): солист (1920), режиссер (1928).

Принимал участие в работах лаборантов Государственного театра имени В. Э. Мейерхольда (апрель 1926). Предполагалось участие Каплана в постановке опер в «Русских сезонах» в Париже (1927). Ставил спектакли в Театре музыкальной комедии, в Эрмитажном театре, в театрах Ташкента (во время эвакуации Консерватории, 1941–1945), Куйбышева, Новосибирска.

Научный сотрудник Государственного института истории искусств (ГИИИ, 1927–1929). Профессор Ленинградской Академии художеств (1936, не утв.).

Как певец выступал с 1919. В репертуаре около 40 различных партий, в т. ч. Бомелий, Дон Жуан (оп. «Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Левко (оп. «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), Ленский (оп. «Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Рудольф (оп. «Богема» Дж. Пуччини), Фауст (оп. «Фауст» Ш. Гуно). Уделял внимание современной музыке: партии Капитана (оп. «Воццек» А. Берга), шут Труффальдино (оп. «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева), Хозяина гостиницы и Сыщика (оп. «Джонни наигрывает» и «Прыжок через тень» Э. Кршенека). Лучшие роли Каплана — характерные, для которых он находил острые краски, пластику и выразительные интонации.

Становление Каплана-режиссера тесно связано с Оперной студией Консерватории. В первые годы работы принимал участие в постановках как певец и художник: декорации к «Фаусту» Гуно (1923) и драматической поэме М. О. Штейнберга «Небо и земля» (1925). Режиссерский дебют — постановка «Бастьена и Бастьенны» В. А. Моцарта (1925). Следующими этапными спектаклями стали «Кащей бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова с И. В. Ершовым в главной роли (1926) и «Саламанкская пещера» Б. Паумгартнера (1928). В этих работах реализовались новые, экспериментальные взгляды Каплана на режиссуру музыкального театра. Все три спектакля молодого режиссера составили основу программы триумфальных гастролей Оперной студии Консерватории на Моцартовских торжествах в Зальцбурге (1928). С течением времени Каплан отошел от режиссерской деятельности в Оперной студии, причиной чему послужили изменившиеся условия работы: подчиняясь идеологическому давлению, руководство студии было вынуждено сменить курс на более традиционный подход к спектаклям, касающийся как собственно постановки, так и репертуара.

С 1928 и до конца жизни продолжалась работа Каплана-режиссера в двух крупнейших оперных театрах Ленинграда. Лучшие постановки в Малом ленинградском государственном академическом оперном театре (МАЛЕГОТ) — «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1932) Р. Вагнера, «Фальстаф» (1941) Дж. Верди и «Эсмеральда» А. С. Даргомыжского (1958), в Государственном академическом театре оперы и балета (ГАТОБ) имени С. М. Кирова — «Евгений Онегин» (1929) П. И. Чайковского, «Дон Жуан» (1956) В. А. Моцарта и «Лоэнгрин» (1962; постановка завершена учеником Каплана Р. И. Тихомировым) Р. Вагнера. В ГАТОБе принимал участие также в постановке балетов: «Золотой век» Д. Д. Шостаковича (1930), «Лауренсия» А. А. Крейна (1939). Значительным событием творческой биографии Каплана стало его деятельное участие в знаменитой постановке Мейерхольда «Пиковой дамы» (МАЛЕГОТ, 1935). Режиссерские работы Каплана воспринимались современниками неоднозначно. С одной стороны, характерные для того времени обвинения во внешнем, излишнем «экспериментаторстве», с другой — высокие оценки Соллертинского и Асафьева, который назвал Каплана режиссером, превращающим музыку в театр и театр в музыку.

В основе педагогической деятельности — представления об оперной режиссуре, выработанные на практике. К началу 1927 разработал программу для класса оперно-сценического искусства, получившую одобрение В. Э. Мейерхольда. Большое внимание уделял вопросу воспитания актера и режиссера музыкального театра. Придерживаясь взглядов своих духовных наставников — Ф. И. Шаляпина, Ершова, Мейерхольда и Асафьева, — стремился изменить подход к оперной режиссуре и к методике обучения молодых режиссеров муз. театра. Отдав дань исканиям 1920–1930-х, сформировал четкие принципы работы режиссера с партитурой. Считал, что основа оперы — музыка, ее характером обусловливается режиссерская концепция спектакля; поэтому оперный режиссер должен быть профессиональным музыкантом, обязан знать каждый нюанс нотного текста и отражать развитие музыкальной интонации в сценическом действии, в игре певцов-актеров. Новаторские устремления Каплана-педагога проявились и в ином его начинании. В 1930-х совместно с Шостаковичем задумал создание силами студентов Консерватории небольших одноактных опер: либретто должны были писать студенты-режиссеры, а музыку — студенты-композиторы. Известность получила опера В. И. Флейшмана «Скрипка Ротшильда» по рассказу А. П. Чехова.

Среди студенческих постановок, осуществленных под руководством Каплана, особенное признание публики получила опера «Фра-Дьяволо» Д. Обера (Оперная студия Консерватории, 1937). Ученики Каплана работали во многих театрах СССР. Среди них — И. Я. Ажоткин, Т. М. Биншток, А. Н. Киреев, А. А. Макаровский, Н. С. Самосуд, М. Д. Слуцкая, И. Г. Тимофеева, Р. И. Тихомиров и другие.

Сотрудничал с театральными художниками — С. Б. Вирсаладзе, В. В. Дмитриевым, А. Г. Тышлером и другими. Партнеры-дирижеры — И. М. Альтерман, А. В. Гаук, Э. П. Грикуров, В. А. Дранишников, С. В. Ельцин, Н. А. Малько, Н. С. Рабинович, С. А. Самосуд, И. Э. Шерман.

Работы Каплана — исследователя теоретических основ музыкальной режиссуры наиболее полно представлены в сборнике «Э. И. Каплан. Жизнь в музыкальном театре» (1969). Автор высказывает глубокие и меткие наблюдения об искусстве Шаляпина и Ершова, дает блестящий анализ спектаклей Мейерхольда, выражает собственные режиссерские и музыкально-педагогические взгляды. В личном деле Каплана (Архив Консерватории) есть упоминание о неизданных литературных работах: «Введение в Мейерхольдологию», «Конструктивизм в театре», «Театральное здание будущего».

Основная сценография

(ленинградский) Гос. академич. театр оперы и балета (ГАТОБ, с 1935 — ГАТОБ имени С. М. Кирова): «Евгений Онегин» (1929) и «Черевички» (1930) П. И. Чайковского, «Золотой век» (1930) Д. Д. Шостаковича, «Риголетто» (1936) Дж. Верди, «Севильский цирюльник» (1940) Дж. Россини, «Дон Жуан» (1956) В. А. Моцарта, «Лоэнгрин» (1962) Р. Вагнера;

Малый ленингр. гос. академич. оперный театр (МАЛЕГОТ, с 1939 — Ленингр. Ордена Ленина гос. академич. Малый театр оперы и балета): «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1932) Р. Вагнера, «Фальстаф» (1941) Дж. Верди, «Евгений Онегин» (1945) П. И. Чайковского, «Великая дружба» (1947) В. И. Мурадели, «Трубадур» (1949) Дж. Верди, «Эсмеральда» (1958) А. С. Даргомыжского;

Оперная студия Консерватории: «Бастьен и Мастьена» (1925) В. А. Моцарта, «Кащей бессмертный» (1926) Н. А. Римского-Корсакова, «Саламанкская пещера» («Пещера Саламанки», нем. Die Höhle von Salamanca, 1928) Б. Паумгартнера, «Риголетто» (1934) Дж. Верди, «Любовный напиток» (1934) Г. Доницетти;

Ленинградская филармония: «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Летучая мышь» И. Штрауса;

Узбекский музыкальный драматический театр имени Я. М. Свердлова (г. Ташкент): «Севильский цирюльник» Дж. Россини;

Новосибирский театр оперы и балета: «Мазепа» (1949) П. И. Чайковского, «Руслан и Людмила» (1951) М. И. Глинки.

Библиография

Основные сочинения: К новой постановке Евгения Онегина // Жизнь искусства. 1929. № 15. С. 20. Прим.: Соавт.: Гаук А. В., Дмитриев В. В.; Авторы спектакля о «Черевичках» // Рабочий и театр. 1930. № 5. С. 10. Прим.: Соавт.: Богданов-Березовский В., Дмитриев В.; Соч. [Э. И. Каплана с 1926 по 1969] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 2. М., 1974. С. 17.

Основная литература: Музалевский В. М. Мастер музыкального театра. Э. Каплан // Рабочий и театр. 1935. № 7. С. 17. Прим.: Актерские работы Э. Каплана; Премьеры Академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова // Музыкальный Ленинград / ред.-сост. И. В. Голубовский. Л., 1958. С. 58–76; Премьеры Академического Малого оперного театра // Музыкальный Ленинград / ред.-сост. И. В. Голубовский. Л., 1958. С. 90–109; Оперная студия Ордена Ленина Консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова // Музыкальный Ленинград / ред.-сост. И. В. Голубовский. Л., 1958. С. 110–118; Каплан Э. И.: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории, 1862–1962: историч. очерк. Л., 1962. С. 245; Об Эмануиле Иосифовиче Каплане: [вступ. ст.] / редкол.: [И. Д. Гликман и др.] // Каплан Э. И. Жизнь в музыкальном театре. Л., 1969. С. 3–13; Каплан Эммануил Иосифович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 2. М., 1974. С. 17; Бялик М. Торжество режиссуры // Музыкальная жизнь. 1990. № 23. С. 29–30. Прим.: К юбилею режиссера Э. И. Каплана; Слуцкая М. Д. Э. И. Каплан (1895–1962): заметки к творческой биографии // Музыкальный театр: сб. науч. тр. СПб., 1991. С. 241–270; Тихомиров Р. И. Об Эмануиле Иосифовиче Каплане // Дмитриев С., Гончаренко В. Роман Тихомиров. Кадры из жизни. СПб., 2000. С. 135–141; Хачатуров С. В. Искусство книги в России 1910–1930-х годов. Мастера левых течений: материалы к кат. / Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания. [М., 2004]. 238, [1] с.: ил.; Селиверстова Н. Шлейф Серебряного века // Скрипичный ключ. 2007. № 4. С. 9–13. Прим.: Об авангардных постановках Э. Каплана в Оперной студии; Селиверстова Н. Из истории кафедры музыкального театра // Статьи молодых музыковедов: сборник статей / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Вып. 4. СПб., 2007. С. 229–255. Прим.: О создателе кафедры Э. И. Каплане; Селиверстова Н. Б. От оперного класса — к Оперной студии // Консерватория.ру. 2008. № 5. (сент.) С. 6: портр.; Селиверстова Н. Б. Учебная площадка или экспериментальный театр? // Консерватория.ру. 2008. № 7. (дек.) С. 6; Селиверстова Н. Любимый ученик Эммануила Каплана // Консерватория.ру. 2009. № 9. С. 7. URL: http://www.conservatory.ru/files/konsa_09.pdf. Прим.: О режиссере А. Н. Кирееве; Из личного дела Э. И. Каплана / публ. М. И. Алейникова // Opera Musicologica. № 1 [3]. 2010. С. 74–90: ил. URL: http://www.conservatory.ru/files/Kaplan.pdf; Селиверстова Н. Б. Условный театр в зеркале оперной режиссуры Эммануила Каплана. СПб., 2013. 168 с.

Архивные источники

Письмо Д. Мусиной о постановке спектакля «Кащей Бессмертный» (1 марта 1926). ЦГАЛИ. Архив Э. Каплана. Ф. 92. Оп. 1. Ед. хр. № 44; Каплан Э. Подготовительные материалы к спектаклю «Бастьен и Бастьенна» (сценическая экспозиция). ЦГАЛИ. Архив Э. Каплана. Ф. 92. Оп. 1. Ед. хр. № 7; Каплан Э. Фальстаф. Рабочие материалы к постановке оперы. ЦГАЛИ. Архив Э. Каплана. Ф. 92. Оп. 1. Ед. хр. № 97; Каплан Э. Севильский цирюльник. Сценическая экспозиция. Эскизы и наброски. ЦГАЛИ. Архив Э. Каплана. Ф. 92. Оп. 1. Ед. хр. № 82; Каплан Э. Лоэнгрин. Сценическая экспозиция. Эскизы и наброски. ЦГАЛИ. Архив Э. Каплана. Ф. 92. Оп. 1. Ед. хр. № 53–55; Личная карточка Э. И. Каплана. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, служащих, рабочих и студентов за 1952. Д. 556. Л. 100–105; Личное дело Э. И. Каплана. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих, рабочих и студентов за 1915–1952. Д. 107. Л. 194–258; Личное дело Э. И. Каплана. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих, рабочих и студентов за 1936–1952. Д. 131. Л. 1–34.

М. И. Алейников, Д. В. Кравченко, 2012