ТЮЛИН, Юрий Николаевич (1893–1978)

Кафедра теории музыки
Профессор

ТЮЛИН, Юрий Николаевич (14/26 декабря 1893, Таллинн – 8 мая 1978, Москва) — музыковед, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Профессор (1935). Доктор искусствоведения (1937). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945) и Орденом Ленина (1953).

Родился в семье юриста. С десяти лет начал брать уроки фортепиано у частного учителя. По окончании Первой классической гимназии в 1911 году поступил в Петербургский университет на математический факультет (позже перешел на юридический), где много музицировал с друзьями по музыкальному кружку. Тогда же поступил в консерваторию на композиторское отделение, где подружился с С. С. Прокофьевым: делал четырехручные переложения его оркестровых произведений, работал над клавиром оперы «Игрок». Дружба возобновилась после возвращения Прокофьева из эмиграции (1934). Прокофьев посвятил ему свою Токкату.

В консерватории (1912–1917) проходил курс музыкальных форм у Я. Витолса, гармонию у В. П. Калафати, контрапункт у Н. А. Соколова, окончив у него курс сонатой для фортепиано в четырех частях. Одновременно завершил университетское образование (1911–1917).

Женился на дочери художника В. К. Штембера, через которого познакомился и подружился с композитором Н. К. Метнером (двоюродным братом Штембера).

После окончания консерватории был назначен в качестве главного инструктора в отдел музыкального образования при Губисполкоме (курировал работу музыкальных школ). Одновременно руководил хором рабочих на одном из заводов. Преподавал теорию музыки в Петроградской музыкальной школе. Вместе с Л. В. Николаевым и Е. Е. Эйзлер организовал курсы общемузыкального образования.

Уехал в Киев, где преподавал в народной Консерватории (1919), был инструктором в Отделе музыкального образования, сочинил цикл фортепианных пьес (соч. 5, 1925), познакомился с Ф. М. Блуменфельдом и Р. М. Глиэром. Слушал лекции Б. Л. Яворского, познакомившись с его теорией ладового тяготения.

Бежал от Белой армии из Киева в Ялту в качестве библиотекаря военного оркестра, возглавляемого дирижером С. Т. Аббакумовым. Был зачислен в севастопольский военно-морской духовой оркестр. В Севастополе стал инструктором в музыкальной секции отдела народного образования, заведующим музыкальным отделом которой был Л. В. Собинов. Вместе с композитором В. М. Дешевовым участвовал в организации Народной консерватории, став членом ее художественного совета. Был композитором в Театре музыкальной сатиры и концертмейстером в первом Советском оперном театре, где спектакли шли под рояль. Руководил спектаклями «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «Хованщина»(1920–1921).

Вернувшись в Петроград, стал членом кружка современной музыки, в который входили В. В. Щербачев, Б. В. Асафьев, Н. А. Малько, Н. И. Голубовская, С. В. Алперс, Д. Д. Шостакович и другие.

Преподавал во Втором музыкальном техникуме, где стал завучем (директором был В. В. Щербачев, среди преподавателей: Б. В. Асафьев, С. Л. Гинзбург), вел гармонию и оперный класс, возглавляемый режиссером М. Б. Таврогом (1921–1926). В качестве концертмейстера был привлечен к работе в Экспериментальную мастерскую монументального театра («Мамонт»), организованной по инициативе Б. В. Асафьева (1923). Тогда же начал читать лекции по гармоническому анализу в Институте истории искусств (периодически работал там с 1923 до 1958) для музыковедов, где его учениками были А. С. Рабинович, З. В. Эвальд, Е. Л. Даттель, В. И. Музалевский, Н. А. Крючков и преподавать в Четвертом музыкальном техникуме. Писал музыку для театральных спектаклей в Экспериментальном театре. Был преподавателем теоретических дисциплин и заведующим исполнительским отделением в Центральном музыкальном техникуме (1926–1929). Среди сочинений того периода — Поэма для голоса с оркестром на стихи К. Д. Бальмонта, которая была исполнена в 1927 году на сцене Ленинградской филармонии под управлением Н. А. Малько.

В Ленинградской консерватории: преподаватель (1925–1926), доцент (1926–1933), и. о. профессора (1933–1935), профессор (1935–1965), профессор-консультант (1965–1969); заведующий кафедрой теории музыки (1930–1948) декан факультета композиции (1939–1941). Руководил дипломными работами, вел аспирантов.

Его фундаментальный труд «Учение о гармонии» стал основанием для присуждения ему ученой степени доктора искусствоведения (1937).

По совместительству читал лекции по теории музыки и заведовал кафедрой теории в Заочном Музыкально-педагогическом Институте. Член экспертной комиссии ВАК’а в Москве (1931–1941). С 1932 года вел общественную работу в камерно-симфонической секции Союза композиторов. Был в эвакуации в Ташкенте вместе с консерваторией (1941–1945). По возвращении возобновил работу в Институте Театра и музыки, где заведовал аспирантурой. Изучал русский, армянский, узбекский фольклор, результатом чего стало создание симфонических произведений «Маком Шахназгульор», «Узбекская сюита», «Русская сюита».

В 1967 году переехал в Москву. Был профессором-консультантом в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1970–1975), затем профессором кафедры теории музыки Московской консерватории (1976–1978). Здесь окончил свою Органную сюиту (1971) и цикл фортепианных пьес (1972).

Создатель прогрессивной теоретической школы. В широкий круг научных интересов Ю. Н. Тюлина входили вопросы методики преподавания гармонии, полифонии, музыкальной формы, проблемы народного творчества, вопросы тематизма, истории музыки, музыкальной эстетики и психологии. Он разработал теорию переменных функций тонов и созвучий, теорию фонизма аккордов и интервалов, исследовал исторический генезис лада и современной гармонии. К научной школе Тюлина принадлежат такие видные педагоги, ученые и деятели музыкальной культуры, как Н. Г. Привано, В. П. Дернова, Т. С. Бершадская, А. И. Климовицкий и другие.

Библиография

Сочинения: Натуральные и альтерационные лады. М.: Музыка, 1971. 109 с.; Произведения Чайковского. Структурный анализ. М.: Музыка, 1979. 274 с.; Музыкальная фактура и мелодическая фигурация. Практический курс. Образцы решений. М.: Музыка, 1980. 160 с.; Тюлин Ю. Н., Привано Н. Г. Учебник гармонии. Изд. 3-е, доп. М.: Музыка, 1986. 478 с.; Краткий теоретический курс гармонии. Изд. 4-е. СПб.: Композитор, 2003. 212 с.

Литература: Степанова С. Музыка революционного Севастополя // Советская музыка. 1961. № 5. С. 98–101; Богоявленский С. Старейшина советского музыкознания // Советская музыка. 1969. № 2. С. 28–31; Ю. Н. Тюлин. Ученый. Педагог. Композитор: сб. статей / ред.-сост. Н. Г. Привано. Л.-М.: Сов. композитор, 1973. 173 с.; Холопов Ю. Патриарх советской музыкальной науки // Советская музыка. 1974. № 1. С. 30–32; Арановский М. Реформатор музыкальной науки // Музыкальная академия. 1994. № 4. С. 69; Цуккерман В. Большой ученый, благородный человек // Музыкальная академия. 1994. № 4. С. 69–70; Слонимский С. Творческие и нравственные уроки истинного музыканта // Музыкальная академия. 1994. № 4. С. 71–72; Кон Ю. О проблеме логики в музыке // Музыкальная академия. 1994. № 4. С. 73–75; Ручьевская Е. Мысли о музыкальной форме // Музыкальная академия. 1994. № 4. С. 77–78; Трембовельский Е. Полиопорность // Музыкальная академия. 1994. № 4. С. 78–91; Назайкинский Е. Проблема фонизма // Музыкальная академия. 1994. № 4. С. 82–83; Бершадская Т. «Тюлинское братство» // Музыкальная академия. 1994. № 4. С. 83–94; Мазель Л. Странички былого // Музыкальная академия. 1994. № 4. С. 85–86; Ручьевская Е. А. Фундаментальные идеи Б. В. Асафьева и Ю. Н. Тюлина и их роль в развитии науки о музыкальной форме // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе. 1862–2002: материалы междунар. науч. сессии, посвященной 140-летию Консерватории (17–19 сентября 2002) / ред.-сост. Л. Г. Данько. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2002. С. 24–25; Масловская А. Юрий Николаевич Тюлин — композитор // Musicus. 2008. № 3 (12). С. 62–63.

Архивные источники

Личное дело Тюлина Ю. Н. Архив СПбГК. Д. 224. Личные дела проф.-преп. состава и студентов за 1925–1950 г. Л. 41–100; Личное дело Тюлина Ю. Н. Архив СПбГК. Д. 130. Л. 1–56.

Н. Б. Селиверстова, 2015