НИКОЛАЕВ, Леонид Владимирович (1878–1942)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

НИКОЛАЕВ, Леонид Владимирович (1/13 августа 1878, Киев Киевской губ. Российской империи, ныне Украина – 11 октября 1942, Ташкент, Узбекистан) — композитор, пианист, педагог, основатель исполнительской школы. Профессор (1912). Заслуженный деятель искусств (1930). Народный артист РСФСР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1937).

Родился в дворянской семье видного архитектора, страстного любителя музыки, в течение 30 лет возглавлявшего Киевское отделение Императорского Русского музыкального общества. В доме проводились музыкальные вечера, звучали струнные квартеты, фортепианные пьесы, арии и романсы русских и зарубежных композиторов в исполнении лучших киевских и приезжих музыкантов.

С 5 лет обучался игре на фортепиано с преподавателем М. С. Сварчевской. Окончил Киевскую гимназию № 2 с золотой медалью. Одновременно учился в Киевском музыкальном училище (1888–1897), окончил по классу игры на фортепиано В. В. Пухальского, ученика Т. Лешетицкого, и классу композиции Е. А. Рыба, ученика Н. А. Римского-Корсакова. Обладал феноменальной памятью и эрудицией. Свободно читал с листа клавиры и партитуры.

В 13 лет сочинил оперу «Манфред» по трагедии Дж. Байрона, ряд романсов на стихи А. А. Фета, А. Н. Плещеева, Ф. И. Тютчева, Д. М. Ратгауза и др. русских поэтов. На выпускном экзамене в музыкальном училище исполнил свое сочинение — виртуозный «Концертштюк» для фортепиано с оркестром.

Начал выступать на концертной эстраде как пианист с 14 лет. Исполнял свои произведения наряду с сочинениями классиков и романтиков. В 1891 талант Николаева высоко оценили А. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский, посетившие Киев.

В 1897 поступил на юридический факультет Московского университета (окончил экстерном в 1904) и, одновременно, в Московскую консерваторию. Учился в классе фортепиано В. И. Сафонова (1897–1900) и класс композиции С. И. Танеева и М. М. Ипполитова-Иванова (1897–1902). Окончил с большой золотой медалью. На экзамен представил Кантату для солистов, хора и оркестра «Гимн духовной красоте» на ст. П. Б. Шелли (отрывки были изданы П. Юргенсоном). Имя Николаева занесено на доску отличия Московской консерватории.

Отбывал воинскую повинность в качестве унтер-офицера (1902–1903). В Москве давал частные уроки фортепиано и был преподавателем музыки в гимназии. Работал концертмейстером в московском Большом театре и преподавал фортепиано в Александровском женском институте (1904–1908). Был преподавателем фортепиано и теории композиции в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (1904–1906). Преподавал фортепиано в Московской народной консерватории (1906–1909). В этот период издал Сонату для скрипки и фортепиано, Вариации и Сюиту для двух фортепиано, романсы, фортепианные миниатюры. Как композитор развивал классические традиции русской школы XIX века, испытывая влияния современников — А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Н. К. Метнера, А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова.

Принимал активное участие в деятельности Керзинского кружка любителей русской музыки — концертной музыкально-просветительской организации (1896–1912). Участвовал в Вечерах современной музыки в Киеве (1904) и Санкт-Петербурге (1907). Выступал сольно и в качестве аккомпаниатора со скрипачами И. В. Гржимали, М. Г. Плаксиным, а также с певцами Л. В. Собиновым, М. А. Дейша-Сионицкой, Е. И. Збруевой и др. Занимался пропагандой произведений композиторов новой русской школы: С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева и других.

Был приглашен А. К. Глазуновым в качестве преподавателя Санкт-Петербургской консерватории (1909), где развернулась его музыкально-общественная и педагогическая деятельность.

Давал авторские концерты, имевшие большой успех у публики и критики. Выступал с сольными и ансамблевыми программами в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге. В обширном репертуаре, кроме собственных сочинений, были произведения Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ф. Листа, П. И. Чайковского, С. Франка, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, А. С. Аренского, Ц. А. Кюи, А. К. Глазунова, Н. А. Римского-Корсакова.

Сотрудничал с журналом «Музыкальный современник» (1915–1917). В 1917 был председателем комиссии по выработке нового устава Императорского Русского музыкального общества; отстаивал необходимость полного отделения консерватории.

После революции, параллельно с работой в консерватории, служил в группе артистов при Политуправлении Балтийского флота. Выступал перед революционными массами в рабочих и красноармейских клубах, а также в филармонии.

Увлеченно занимался проблемами фортепианного исполнительства. Читал лекции по вопросам теории и практики пианизма и пианистической педагогики в Центральном Доме искусств, консерватории, музыкальных техникумах, Институте повышения квалификации музыкальных педагогов в Ленинграде и Москве, а также на периферии. Автор методических трудов по проблемам постановки рук, принципов домашней работы пианиста.

В 1920–1930-е — председатель экзаменационной комиссии фортепианного факультета Московской консерватории, а также член художественно-политического Совета Малого академического ленинградского государственного оперного театра и Петроградской (Ленинградской) филармонии. Круг дружеского общения Николаева — А. К. Глазунов, М. О. Штейнберг, Ц. А. Кюи, А. К. Лядов, Б. В. Асафьев, В. В. Щербачёв, М. Г. Климов, Х. С. Кушнарёв и другие выдающиеся музыкальные деятели.

Среди изданных сочинений Н. наиболее популярны Соната и Тарантелла для фортепиано, Соната для виолончели и фортепиано, Ноктюрн и Серенада для оркестра. Создал Сюиту для двух фортепиано на музыку балета А. К. Глазунова «Раймонда», фортепианные переложения «Трепака» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», органных сочинений старых мастеров (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля) и версии каденций к фортепианным концертам Й. Гайдна (D-dur) и Л. ван Бетховена № 4 (1935–1938). В эвакуации занимался переложениями для струнного квинтета оркестровой партии Концерта A-dur  В. А. Моцарта, отрывков из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), популярной музыки из кинофильмов для различных инструментальных составов (1941–1942, Ташкент).

В Санкт-Петербургской консерватории: старший преподаватель класса игры на фортепиано (1909–1912), профессор (1912–1942), председатель фортепианного отдела (1917–1928), декан исполнительского факультета (1928–1930), заместитель директора по Художественной части (1932–1934). В 1923–1928 год вел класс теории композиции (контрапункт, фуга).

Выпустил более 150 студентов. Создал целостную художественно-воспитательную систему. Исполнительскую школу Николаева отличает высокий драматический пафос и игра яркими оркестровыми красками, психологическая углубленность и ясность замысла, весомость и определенность звукоизвлечения, свобода движения рук от кисти до плеча, виртуозное техническое мастерство, широкое исполнительское дыхание, интеллектуализм и органическая взаимосвязь логического и эмоционального начала.

Среди выдающихся учеников — М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, С. И. Савшинский, Д. Д. Шостакович, Б. Г. Гольц, В. М. Дешевов, А. А. Крейн, Н. Е. Перельман, В. Х. Разумовская, П. А. Серебряков, Б. О. Нахутин, С. В. Ельцин, И. М. Рензин, Г. Н. Попов, Т. Л. Фидлер, А. Е. Геронимус и многие другие.

Умер 11 октября 1942 от тифа в эвакуации в Ташкенте.

Библиография

Сочинения: Методические труды Л. В. Николаева // Савшинский С. Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог. Л.; М., 1950. С. 187; Николаев Л. Советы педагогам / авт. прим. С. Хентова // Музыкальная жизнь. 1965. № 16. С. 18–19; Николаев Л. В. Из бесед с учениками // Выдающиеся пианисты — педагоги о фортепианном искусстве. М.; Л., 1966. С. 111–143; Николаев Л. Из воспоминаний (К 100-летию Московской консерватории) // Музыкальная жизнь. 1966. № 14. С. 8–9.

Литература: Дельсон В. Л. В. Николаев (К 25-летию музыкально-педагогической деятельности) // Советская музыка. 1935. № 7–8. С. 108–112; Савшинский С. Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог. Л.; М., 1950. 189 с.; Альшванг А. Ленинградская школа (Очерк об учениках Л. В. Николаева) // Альшванг А. Избранные статьи: в 2 т. Т. 2. М., 1965. С. 297–302; Энгель Ю. Д. [Инструментальные сонаты Л. Николаева и Н. Метнера] // Энгель Ю. Д. Глазами современника. М., 1971. С. 142–143. (Рецензия из газеты «Русские ведомости» от 4 ноября 1904 г.); Яворский Б. Л. [Письма к Л. В. Николаеву] // Б. Яворский: [сборник: в 2 т.]. Т. 1: Статьи, воспоминания, переписка. Изд. 2-е. М., 1972. С. 317–318, 367–368; Метнер Н. К. [Письмо] Л. В. Николаеву, 19 декабря 1910 г. // Метнер Н. К. Письма. М., 1973. С. 131–132; Ренизин В. И. Николаев Леонид Владимирович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 987–988. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/5475/Николаев; Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма: К 100-летию со дня рождения. Л., 1979. 328 с.; Архангельская В. Д. Школа фортепианного педагогического мастерства Л. В. Николаева. Калининград, 2009. 89 с.; Гаккель Л. Е. Л. В. Николаев // Гаккель Л. Е. Исполнителю, педагогу, слушателю: статьи, рецензии. Л., 1988. С. 134–137; Баренбойм Л. А. Л. В. Николаев — основоположник Ленинградской пианистической школы // Баренбойм Л. А. За полвека: очерки, статьи, материалы. Л., 1989. С. 99–156; Часовитин Д. Н. Л. В. Николаев — композитор и фортепианный педагог // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002. СПб., 2002. С. 202–203; Часовитин Д. Н. Размышления о Л. В. Николаеве // С. И. Савшинский — музыкант, педагог, ученый: сб. статей, материалов и воспоминаний. СПб., 2007. С. 132–139.

Нотография

Сочинения Л. В. Николаева // Савшинский С. Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог. Л.; М., 1950. С. 185–186.

Архивные источники

Николаев Л. В. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, служащих и студентов, 1909–1957. Д. № 164. Л. 1–102; Список преподавателей за 1916 г. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп.11. Д. 73. Л. 11; Список учеников [Л. В. Николаева] за 1919/1920 г. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 403; Протокол Художественного совета Консерватории от 12.09.1909 [Л. В. Николаев]. ЦГИА СПб. Ф. 361. Д. 528. Л. 48 об.

Н. Б. Селиверстова, 2014