ДАНЬКО, Лариса Георгиевна (1931–2020)

Музыковедческий факультет
Профессор

ДАНЬКО, Лариса Георгиевна (27 сентября 1931, Краснодар – 22 июня 2020, Санкт-Петербург) — музыковед-историк, музыкальный критик, лектор, педагог. Доктор искусствоведения (1984). Профессор (1985). Заслуженный деятель искусств РФ (1988). Член Союза композиторов (1964) и Союза театральных деятелей (1980) Санкт-Петербурга. Награждена Орденом Дружбы (2003), медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2004).

Окончила теоретико-композиторский ф-т Консерватории по специальности «музыковедение» (1955). Среди педагогов — Б. А. Арапов (современная композиция), М. С. Друскин (оперная драматургия), А. Н. Дмитриев (анализ музыкальных форм и полифония). Руководитель дипломной работы — М. К. Михайлов.

Окончила аспирантуру Ленинградского научно-исследовательского института театра и музыки (1960). Специализировалась по музыкальному театру под руководством А. А. Гозенпуда, критике и социологии музыки под руководством А. Н. Сохора, источниковедению — у И. Ф. Петровской.

Защитила диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения по теме «"Дуэнья" и некоторые вопросы оперной драматургии С. С. Прокофьева» (Ленинградская консерватория, 1964) и доктора искусствоведения — «Комическая опера ХХ века. Генезис, эволюция, типологические черты» (Москва, Всероссийский научно-исследовательский институт искусствознания, 1984).

В Музыкальном училище при Консерватории: преподаватель теоретических и исторических дисциплин (1955–1965).

В Ленинградском институте культуры имени Н. К. Крупской: доцент каф. теории и истории музыки (1966–1976).

В Консерватории: зав. каф. музыкальной критики (с 11.1976), профессор (1985), декан историко-теоретического ф-та (1996–2001), проректор по научной работе (2001–2003).

Данько — руководитель более 30-ти защищенных диссертаций (в том числе, трех докторских). Среди учеников: Л. В. Гаврилова (Аверина, доктор искусствоведения, профессор, зав. каф. истории музыки Красноярской академии музыки и театра; Председатель Союза композиторов Красноярска), М. Л. Космовская (доктор искусствоведения., профессор, зав. каф. методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского государственного педагогического университета), М. Н. Щербакова, Л. П. Соколова (Кузнецова, кандидат искусствоведения, профессор, зав. каф. истории музыки Московского музыкального университета имени М. М. Ипполитова-Иванова), Н. Г. Вакурова (кандидат искусствоведения, зав. секцией теоретических дисциплин, преподаватель Музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова), С. З. Губницкая (кандидат искусствоведения, доцент Челябинского института культуры, Член Союза театральных деятелей), Д. И. Косаковский, И. В. Лебедев, Л. И. Мельникас (профессор каф. фортепиано Национальной академии музыки Литвы, Вильнюс), Н. А. Мещерякова, А. Н. Руднева (доктор искусствоведения, профессор каф. эстетики Харьковского юридического университета), Н. В. Савицкая (доктор искусствоведения, профессор каф. истории музыки Львовской консерватории), Е. Г. Сковикова (кандидат искусствоведения, профессор Ульяновского педагогического университета), Т. А. Чернышова (кандидат искусствоведения, профессор каф. хорового дирижирования Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства).

Область научно-творческих интересов: музыка XX – начала XXI вв., жизнь и творчество С. С. Прокофьева; современный музыкальный театр, оперная драматургия, методология музыкознания; история, теория и методика музыкальной критики; концертная и музыкально-театральная жизнь Санкт-Петербурга, творчество петербургских композиторов. Данько — автор монографий, многих статей в научных сборниках и периодике (публикации на английском, немецком, румынском, словацком, украинском, эстонском, китайском языках), составитель и редактор сборников по актуальным проблемам современной науки и композиторского творчества. Автор проекта и главный редактор Вестника Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова «Musicus» (2004–2009).

Член Союза композиторов Санкт-Петербурга (с 1964), в 1977–1989 — председатель секции критики и музыкознания, член правления Союза композиторов СССР (до 1991), член правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР. Член Союза театральных деятелей (с 1980), в 1982–1988 — руководитель семинара молодых оперных критиков, член бюро секции музыкальных театров. Дважды избиралась депутатом Ленинградского городского совета 13-го и 14-го созывов (1971–1975).

Библиография

Основные сочинения: С. С. Прокофьев: очерк жизни и творчества. М.; Л., 1966. 112 с. [2-е изд. 1983; то же: Таллинн, Ээсте Раамат, 1968 (на эст. яз.; то же: Пекин. 1996 (на кит. яз.)]; Комическая опера в ХХ веке. Л., 1976. 199 с. [2-е изд., доп. 1986. 176 с.]; Борис Арапов: монографич. очерк. Л., 1980; В критическом жанре: статьи, рецензии. СПб., 2002. 160 с.; Театр С. С. Прокофьева в Петербурге. СПб., 2003. 208 с.; Актовая речь: 139 лет Санкт-Петербургской консерватории. Историко-теоретический факультет. СПб., 2001; Константы музыки: очерки. Статьи. СПб., 2011. 276 с.

Основные статьи: Прокофьев в работе над «Дуэньей» // Черты стиля С. С. Прокофьева. М., 1962. C. 82–116; Изучение и публикация источников: справ. литература // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 6/7. Л., 1967. C. 263–306; Асафьев о специализации музыковеда-критика // Асафьев и советская музыкальная культура. М., 1985. C. 224–226; Заметки о поэтике оперы // Стилевые тенденции советской музыки. 1960–1970. Л., 1979. C. 4–18; Проблемы науки о музыкальной критике 1970–1980 гг. // Критика и музыкознание. Вып. 3. Л., 1987. C. 180–195; Критик перед лицом времени // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Кн. 2. Л., 1988. C. 256–259; О петербургских автографах «Града Китежа» // Наука о культуре: итоги и перспективы: науч.-инф. сб. РГБ. Вып. 6. М., 1996. С. 36–41; Критика и публицистика в наследии М. С. Друскина // Исследования. Публицистика. Л., 1997. С. 10–34; К юбилею Шостаковича — новое издание отдела рукописей // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. 2006. N 3 (07). С. 72–74; Фундаментальное исследование русской оперы (монографии Е. А. Ручьевской по оперной драматургии) // Musicus. 2008. № 1 (10). С. 60–63; Из архива А. Н. Дмитриева // Musicus. 2008. N 3 (12). С. 20–23; Динамика живого театра и функции оперной критики // Современный оперный театр и проблемы опероведения: науч. вестник НМАУ им. П. И. Чайковского. Вып. 89. Киев, 2010. С. 11–21; Статьи в энциклопедии The New Grove Dictionary of Music & Musicians. London: Macmillan Ltd, 2001 (Б. Асафьев, В. Варунц, А. Коломийцов, Н. Кругликов, А. Оссовский, И. Соллертинский, А. Сохор, С. Слонимский, Н. Финдейзен); Статьи в сб.: 100 опер. [Вып. 2–8]. Л., 1964–1986; 111 опер. СПб., 1998; Новые книги выдающегося источниковеда // Musicus. 2011. N 2 (26). С. 54–56; Герман Августович Ларош — выдающийся музыкальный критик, первый выпускник Петербургской консерватории // Musicus. 2012. N 2 (30). С. 11; Театральный мир С. Прокофьева // Musicus. 2017. N 4 (52). С. 39–48; Вспоминая Н. Ф. Финдейзена // Musicus. 2018. N 2 (54). С. 59–62; К истории создания и первого исполнения музыки А. К. Глазунова к драме К. Р. «Царь Иудейский» // Музыковедение. 2018. № 11. С. 42–48 и др.

Составление и редактирование сборников, автор вступительных статей: Музыкальная критика: теория и методика. Л., 1984. 106 с.; Музыкальная критика: методы анализа и оценки. Л., 1989. 168 с.; Дмитриев А. Н. Исследования, статьи, наблюдения. Л., 1989. 288 с.; Исследования, публицистика: к ХХ-летию кафедры музыкальной критики. СПб., 1998; Петербургские страницы русской музыкальной культуры: мат., статьи, исследования. СПб., 2001. [2-е изд. 2010] (совм. с Т. В. Брославской); Санкт-Петербургская консерватория: документы и мат. из фондов Библиотеки и Музея: [альбом]. Т. 1. СПб., 2002. 184 с.; Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе: мат. междунар. науч. сессии, посвящ. 140-летию Консерватории (17–19 сент. 2002). СПб., 2002. 302 с.; Времен связующая нить: сб. ст. к юбилею Э. С. Барутчевой. СПб., 2004. 245 с.; Con anima: к 100-летию со дня рождения Б. А. Арапова: воспоминания, ст., документы. СПб., 2006. 370 с.; Критика. Публицистика. Страницы истории: к ХХХ-летию каф. муз. критики. СПб., 2006. 400 с.; А. Н. Дмитриев: к 100-летию со дня рождения: ст., воспоминания, документы. СПб., 2008. 409 с.; Гозенпуд А. А. Оперный словарь. 2-е изд. с изменен. и доп. СПб., 2005. 632 с.; Критика. Музыкознание: совр. аспекты: ст. и мат. междунар. науч. конф. к XXXV-летию каф. муз. критики. СПб., 2012. 392 с.

Интервью

30 лет кафедре музыкальной критики / интервьюер Т. Меликова // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. 2006. N 3 (07). С. 53–55.

Основная литература: Данько Лариса Георгиевна // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М., 1982. Стб. 740; Данько Л. Г. // Кто писал о музыке: био-библиогр. слов. / сост. Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. Т. 1. М., 1971. С. 264; Данько Л. Г. // Советские композиторы и музыковеды: справ.: в 3 т. / сост. Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. Т. 1. М., 1978. С. 202; Отражения музыкального театра: сб. ст. и мат. к юбилею Л. Г. Данько / ред.-сост. Э. С. Барутчева, Т. А. Зайцева. Кн. 2. СПб., 2001. Библиогр. указ.: С. 271–284; Дипломники, аспиранты, докторанты: С. 285–287; Официальное оппонирование. С. 288–294; Райскин И. Г. К юбилею Ларисы Георгиевны Данько // Musicus. 2011. N 3-4 (27). С. 58; Райскин И. Памяти Л. Г. Данько //  Musicus. 2020. N 4 (64). С. 58–59 и др.

Л. П. Махова, 2018