КРЮЧКОВ, Николай Александрович (1892–1961)

Кафедра камерного пения
Профессор

КРЮЧКОВ, Николай Александрович (26 февраля / 10 марта 1892, Санкт-Петербург – 1961, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — пианист, камерный певец, преподаватель. Доцент (1935).

Родился в актерской семье. В 7 лет начал обучаться игре на фортепиано под руководством отца. Окончил Анненское училище (1900–1909). Учился на фортепианном и хоровом отделении (1909–1919) музыкальных курсов в Соляном городке (ныне ул. Пестеля). Занимался рисованием в мастерской художника С. М. Зейденберга (1908–1911).

С 15 лет зарабатывал уроками фортепиано. Поступил на должность счетовода в страховое общество «Россия» (1909–1913). Работал в качестве концертмейстера в концертной организации Культпросвета (1913–1915).

Был приглашен в концертную организацию при Красном кресте в качестве пианиста и педагога, а затем призван в Саперный батальон (1915). Вместе с батальоном перешел к революционным войскам (1917) и был демобилизован в 1918.

В качестве концертмейстера-аккомпаниатора концертной группы Прифронтовой комиссии Петроградского Совета выступал на Петроградском, Ямбургском и Архангельском фронтах (1919–1920).

Окончил Консерваторию по кл. фортепиано у С. Ф. Цурмюлен (1918–1923). Три года обучался на вокальном отд. у И. В. Тартакова. Прослушал курсы для руководителей хора (1921–1923).

Как пианист-концертмейстер и репетитор работал в Государственном академическом театре комической оперы (Малый петроградский государственный академический театр, 1920–1922). Перешел в театр при Петроградском губернском комитете помощи больным и раненым красноармейцам.

Занимался в Институте Ритма (Ритмический институт), где изучал систему Э. Жак-Далькроза (1921/1922 уч. г.). Учился на музыкальном отд. Российского института истории искусств, где прошел курс теории и истории музыки под руководством Б. В. Асафьева и М. О. Штейнберга (1923/1924 уч. г.).

Работал в Институте сценических искусств в качестве пианиста-иллюстратора (1924/1925). Вел интенсивную концертную деятельность как концертмейстер. Выступал в ансамбле с певцами З. П. Лодий и А. К. Александровичем.

Преподавал сольфеджио и хор, вел оперный курс вокальной литературы в Центральном музыкальном техникуме (с 1926). С 1929 — заведующий исполнительским отделением Центрального музыкального техникума, с 1930 — заведующий учебной частью Техникума.

В Консерватории: преподаватель оперного кл., заведующий вокальным отд. (1931–1936), заведующий Оперной студией (1931/1932), и. о. доцента оперного кл., музыкальный руководитель оперного кл. и кл. камерного пения (1934/1935), доцент (1935), и. о. профессора вокального ф-та (1940–1950).

Под его руководством в оперном классе были осуществлены постановки оперы «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова и «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова.

Принимал деятельное участие в составлении учебных программ по курсу «Анализ музыкальных произведений» и курсу сольного и камерного пения для вузов и Рабфака, программы по сольфеджио для музыкальных техникумов и курсов музыкального образования, а также программы по курсу сценической подготовки певца-актера.

Автор методического пособия по искусству аккомпанемента («Искусство аккомпанемента как предмет обучения»). Организатор и руководитель Рабочего музыкального университета, созданного по поручению дирекции Консерватории и массового отдела при Ленсовете (1934).

Среди учеников — известные певцы Н. И. Первозванская, М. А. Юрьянов и другие. 

Библиография

Сочинения: О работе музыкального университета Ленинградской консерватории // Музыкальная самодеятельность. 1934. № 6 (18) (июнь). С. 19–20; Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М., 1961. 72 с.

Архивные источники

Личное дело Н. А. Крючкова. Архив СПбГК. Д. 128. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих и студентов за 1935–1956. С. 97–126; Личная карточка Н. А. Крючкова. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих. Д. 482. С. 101–103.

Н. Б. Селиверстова, 2016