СОКОЛОВ, Николай Александрович (1859–1922)

Кафедра теории музыки
Профессор

СОКОЛОВ, Николай Александрович (14/26 марта 1859 или 1858[?], Санкт-Петербург – 27 марта 1922, Петроград, Некрополь мастеров искусств Александро-Невской Лавры) — композитор, музыкальный теоретик, педагог. Профессор 1-й степени (1917). Титулярный советник (1916).

Сын Александра Ефимовича Соколова, протоирея Богоявленского Николаевского собора (Николы Морского). Брал частные уроки игры на фортепиано. Рано обнаружил склонность к композиции.

Окончил пять классов петербургской гимназии № 5 и курс среднего образования в реальном училище (1877). Обучался в Консерватории в кл. теории композиции Ю. Иогансена (1877–1878), окончил Консерваторию в кл. инструментовки и практического сочинения Н. А. Римского-Корсакова (1878–1879, 1882–1885, диплом на звание свободного художника и малая серебряная медаль).

Занимался композиторской, педагогической и музыкально-критической деятельностью.

В Императорской Придворной певческой капелле: преподаватель теории музыки и гармонии в регентских классах (1886–1908); инспектор музыкальной части (1912–1921). Сочинил ряд духовных произведений (op. 46, хранятся в архиве Капеллы). Среди учеников — П. А. Богданов, К. К. Пигров.

Вел музыкально-теоретические предметы в Музыкальной школе Ф. И. Руссо (1892–1893), в Училище Св. Елены, на Музыкальных курсах Е. П. Рапгофа, Народной консерватории (1908–?). Некоторое время руководил хорами Технологического института и Женской гимназии М. Н. Стоюниной. Давал частные уроки теории музыки. Среди учеников — Е. Ф. Аленев (композитор и пианист), В. Г. Каратыгин, Е. М. Петровский, Г. Н. Тимофеев (музыковед и музыкальный критик), Н. Ф. Финдейзен, С. И. Шабельский (композитор), В. В. Яковлев (музыковед), В. В. Ястребцов (музыкальный писатель).

Был видным представителем «Беляевского кружка» (с 1885), близким другом М. П. Беляева и членом композиторского сообщества, в которое входили Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. П. Бородин, А. К. Лядов, А. К. Глазунов, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковский и другие.

Соавтор коллективных сочинений («Шутка», вариационные циклы), созданных для исполнения на «Беляевских пятницах» совместно с Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным, Ф. М. Блуменфельдом, Я. Витолсом, А. А. Винклером, Н. В. Арцыбушевым.

Публиковал свои произведения в издательстве М. П. Беляева с середины 1880-х. Написал около ста романсов и дуэтов, 15 светских хоров и ряд духовных песнопений, симфонические произведения (среди них — Элегия, 1888, сюита из балета «Дикие лебеди», 1902, Дивертисмент, 1913), три струнных квартета (1884, 1892, 1894), два струнных трио (1916, 1922), две серенады для струнного оркестра, пьесы для фортепиано, скрипки, виолончели. Среди музыкально-драматических произведений Соколова — музыка к драматической поэме А. К. Толстого «Дон Жуан» (1892), к пьесе В. Шекспира «Зимняя сказка» (1912), а также балеты: «Дикие лебеди» (1900) и «Цветы маленькой Иды» (до 1922).

Выступал с музыкально-критическими статьями в петербургских газетах и журналах: «Музыкальное образование», «Музыка и театр», «Русская музыкальная газета», «Русское государство».

В Консерватории: преподаватель (1896), старший преподаватель (1896–1907) кл. гармонии и сольфеджио; профессор 2-й степени (1907), профессор 1-й степени (1917–1922) кл. теории, специальной гармонии и контрапункта. Входил в Комитет по управлению Консерваторией (1905). В течение многих лет был секретарем Художественного совета Консерватории (1907–1914[?]), а также членом Малого cовета и Совета по отделу теории.

Пользовался репутацией одного из крупнейших русских представителей музыкально-теоретической мысли своего времени и талантливого педагога. Разработал свою методику курса гармонии, используя систему Н. А. Римского-Корсакова. Написал капитальный труд в 2-х частях «Основы полифонии: мелодическая фигурация» (рукопись, 319 с.), а также «Практическое руководство к изучению аккордов, входящих в курс II класса сольфеджио Санкт-Петербургской конcерватории», «Образцы модуляционных прелюдий с объяснительным текстом: пособие при изучении гармонии» и «Имитации на Cantus firmus: пособие при изучении контрапункта строгого стиля».

Среди учеников в Консерватории — А. Н. Черепнин, Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович, В. С. Косенко, Я. Я. Полфёров, П. Б. Рязанов, Ю. Н. Тюлин, А. Г. Шапошников и другие.

Нотография

[Музыкальные сочинения Н. А. Соколова] // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 1205.

Библиография

Сочинения: Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове // Русская музыкальная газета. 1908. № 39/40. Стб. 829–836; № 41. Стб. 865–873; № 42. Стб. 897–903; № 43. Стб. 944–947; Практическое руководство к изучению аккордов, входящих в курс II-го класса сольфеджио Петроградской консерватории. М., 1916. 18 с. (М., 1910); Образцы модуляционных прелюдий с объяснительным текстом. Пособие при изучении гармонии: примеры. М.; Пг., 1923. 39 с.; Имитации на Cantus firmus. Пособие при изучении контрапункта строгого стиля. Л., 1928. 62 с.; Из воспоминаний // Музыкальная Академия. 1994. № 2. С. 52–55; Михайлов Максим Дормидонтович // Большой театр. Великие имена. К 225-летию ГАБТа / ред.-сост. Н. А. Андреева. М., 2001. С. 205–211.

Литература: Н. А. Соколов // Кюи Ц. Русский романс: очерк его развития. СПб., 1896. С. 179–185. [О романсах Н. А. Соколова]; Соколов [Николай Александрович] // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 1205; Каратыгин В. Г. Памяти Н. А. Соколова // Орфей. Книги о музыке. Кн. 1. Пг., 1922. С. 109–152; Соколов Николай Александрович: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 271; Соколов Николай Александрович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 5. М., 1981. Стб. 177. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7116/Соколов.

Архивные источники

Дело о старшем преподавателе Н. А. Соколове, 1877–1885 // ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 151. 74 л.; Списки преподавателей за 1916. [Соколов Н. А.] ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 73. 17 с.; Курбанов М. М. О Соколове [1930-е] ОР РНБ. Ф. 406 (арх. М. М. Курбанова). Оп. 1. Ед. хр. 82. 9 л.; Соколов Н. А. Письма (3) Анатолию Константиновичу Лядову, 1901, 1904. ОР РНБ. Ф. 449 (арх. А. К. Лядова). Ед. хр. 60. 5 л. (1 чист.); Письма (2) Василию Васильевичу Бесселю, 7 апр. 1882, 13 февр. 1888. ОР РНБ. Ф. 816 (арх. Н. Ф. Финдейзена). Оп. 3. Ед. хр. 2330. 3 л.; Письма (3) Глазунову Александру Константиновичу, 1894–1905. ОР РНБ. Ф. 187 (арх. А. К. Глазунова). Ед. хр. 1062. 8 л. (2 конв., 2 чис.); Письма (11) Лидии Александровне Крамеровой-Патриной, 1909 и б. д. ОР РНБ. Ф. 715 (арх. Н. А. Соколова). Ед. хр. 10. 24 л.; Письма (3) Николаю Ивановичу Абрамычеву, 1900–1903. ОР РНБ. Ф. 5 (арх. Н. И. Абрамычева). Ед. хр. 36. 6 л. (1 чист.); Письма (5) Николаю Федоровичу Финдейзену, 1892–1893, 1908. ОР РНБ. Ф. 816 (арх. Н. Ф. Финдейзена). Оп. 2. Ед. хр. 1861. 8 л. (2 л. чист.); Письма (2) к Радлову Эрнесту Львовичу, 1906, 16 февр., 1907, 25 марта. ОР РНБ. Ф. 252 (арх. Э. Л. Радлова). Оп. 2. Ед. хр. 1464. 2 л.; Письмо Александре Михайловне Абрамычевой, 14 февр. 1903 г. ОР РНБ. Ф. 5 (арх. Н. И. Абрамычева). Ед. хр. 46. 2 л. (1 чист.); Письмо Александру Александровичу Копылову, 19 окт. 1892. ОР РНБ. Ф. 816 (арх. Н. Ф. Финдейзена). Оп. 3. Ед. хр. 2508. 2 л.; Письмо к Балакиреву Милию Алексеевичу, 1887, 20 сент. ОР РНБ. Ф. 162 (арх. М. А. Балакирева). Оп. 4. Ед. хр. 1053. 2 л. (1 чист.); Письмо в редакцию «Журнала Министерства народного просвещения», 1906, 24 марта. ОР РНБ. Ф. 252 (арх. Э. Л. Радлова). Оп. 2. Ед. хр. 1465. 1 л.; Стихотворное приветствие А. К. Глазунову по поводу его избрания директором Петербургской консерватории, 3 дек. 1908 г. ОР РНБ. Ф. 5 (арх. Н. И. Абрамычева). Ед. хр. 143.

М. И. Алейников, 2013