ГОЛУБОВСКАЯ-ИОХЕЛЬСОН, Надежда Иосифовна (1891–1975)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

ГОЛУБОВСКАЯ-ИОХЕЛЬСОН (Хаславская), Надежда Иосифовна (18/30 августа 1891, Санкт-Петербург – 5 декабря 1975, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — пианистка, первая в России клавесинистка, ансамблистка, ученый-исследователь, педагог, глава пианистической школы. Профессор (1935). Заслуженная артистка РСФСР (1938). Награждена Почетной грамотой Президиума Верховного совета Эстонской ССР (1947), медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1946), «К 250-летию Ленинграда» (1953).

Систематические занятия музыкой начала в Музыкальной школе В. В. Демянского (1898–1900), продолжила в Музыкальной школе Н. М. Быстрова (класс фортепиано А. А. Розановой-Нечаевой, 1900–1907). Окончила петербургскую немецкую гимназию «Петришуле» (нем. St. Petri-Schule) (1900–1907). В совершенстве овладела немецким, французским и английским языками. С 13 лет давала частные уроки игры на фортепиано.

В 1907 поступила в Консерваторию (класс фортепиано А. А. Розановой). Посещала класс ансамбля у А. К. Глазунова и Ф. М. Блуменфельда. Неудовлетворенная занятиями с Розановой, ушла в годовой академический отпуск. Брала частные уроки у А. Н. Есиповой, а потом поступила в класс композитора и пианиста С. М. Ляпунова (1911). В дальнейшем он посвятил ей одно из крупных своих фортепианных сочинений — Cонатину Des-dur.

Поражала самостоятельностью музыкального мышления, осмысленностью и техническим совершенством исполнения. «Огромное виртуозное и вместе с тем музыкальное дарование. Исполнение, полное разнообразия, изящества и даже вдохновения», — записал в экзаменационном журнале А. К. Глазунов после ее выступления. (1910). Безупречно читала с листа, что позволило в годы учения быть концертмейстером в классе скрипки Л. Ауэра (аккомпанировала Я. Хейфицу и М. Б. Полякину) и регулярно аккомпанировать учащимся вокального класса профессора Н. А. Ирецкой. Участвовала в «Вечерах современной музыки», организованных музыкальным критиком В. Г. Каратыгиным.

11 мая 1914 на выпускном экзамене консерватории была главной соперницей С. С. Прокофьева в борьбе сильнейших пианистов за Премию имени А. Г. Рубинштейна — концертный рояль «Беккер». Выступление Голубовской (фортепианный концерт К. Сен-Санса c-moll) высоко оценили А. К. Глазунов и В. Г. Каратыгин.

По окончании консерватории изучала старинную музыку в Обществе изящных искусств (1914–1916). Участвовала в концертах камерной музыки, в дневных концертах для детей в зале Тенишевского училища, в Малом зале консерватории (с 1917), в Ленинградской филармонии (с 1921).

В 1914–1921 преподавала фортепиано в Музыкальной студии (позже преобразованной в Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), где работали видные музыканты М. А. Бихтер и А. И. Зилоти.

После революции принимала активное участие в культурно-просветительской работе многих организаций, в частности, работе Музыкального отдела Балтийского Флота: преподавала в одной из созданных тогда музыкальных школ для моряков, выступала на военных кораблях, в морских клубах, зале Морского корпуса, в госпиталях Петрограда, Кронштадта и Шлиссельбурга. Гастролировала в Москве. Принимала участие в организации рабочих районных концертов-лекций и деятельности Скрябинского общества в Киеве (1918–1919).

В Ленинградской консерватории: преподаватель (1920), доцент (1926), и. о. профессора (1934/1935), профессор (1935–1969), профессор-консультант (1969–1975) на кафедре специального фортепиано. Вела класс камерного ансамбля, обучая студентов многих исполнительских специальностей (1931–1968). Параллельно преподавала в Музыкальной школе-десятилетке (Средней специальной музыкальной школе) при консерватории (1936–1968).

По ходатайству А. К. Глазунова и А. В. Оссовского была командирована от Народного комиссариата просвещения в Берлин, где три месяца давала концерты и изучала технику игры на клавесине под руководством А. Элерс (1923).

Педагогику считала естественным продолжением артистической деятельности. Свои педагогические принципы черпала из исполнительского опыта. Создала оригинальную пианистическую школу, основанную на умении ученика самостоятельно анализировать нотный текст в контексте эпохи и в соответствии с особенностями стилистики композитора. Стремилась преодолеть эмпиризм и интуитивизм в музыкальной педагогике. Читала доклады на темы, затрагивающие широкий круг музыкально-эстетических и исполнительских проблем: «Работа пианиста», «Об исполнительском ритме», «Принципы художественной педализации», «Принципы певучести на фортепиано», «Об артикуляции Моцарта».

Выпустила около 300 учеников, среди которых В. В. Нильсен, С. С. Закарян, М. В. Карандашова, Т. Л. Фидлер, Е. Ф. Бронфин, Е. В. Шишко, Н. А. Арзуманова, А. З. Угорский, Г. Б. Тальрозе, Е. С. Гугель, Н.О. Броверман, А. Е. Рубина, Н. С. Грауэрман, Н. П. Щемелинова.

Параллельно с педагогической и артистической деятельностью занималась научными исследованиями вопросов фортепианного исполнительства, читала курс лекций на тему «Читка авторского текста как база исполнительства» (Институт повышения квалификации музыкальных педагогов, 1937–1938), выступала в печати как музыкальный критик.

Музыкант огромного творческого диапазона. В течение полувека непрерывно концертировала в крупных городах СССР как пианистка и клавесинистка, солистка и ансамблистка. Выступала с камерной певицей З. П. Лодий (1916–1933), со скрипачом М. Б. Рейсоном (1931–1948), с дирижерами — Ф. Штидри, А. К. Глазуновым, Э. А. Купером, Г. Себастианом, Г. Фительбергом, О. Фридом и др. Репертуар включал произведения композиторов доклассической эпохи (А. Вивальди, Ж.-Ф. Рамо, Ф. Куперена, Г. Пёрселла, Д. Скарлатти, И. С. Баха), классиков, романтиков, импрессионистов.

Обладала композиторскими способностями. Делала обработки для фортепианного ансамбля русских народных песен фортепианные транскрипции песни В. А. Моцарта «Фиалка», романсов Ф. Шуберта, М. И. Глинки, П. И. Чайковского. Среди сочинений — каденции к фортепианным концертам Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, ряд песен, этюды, пьес, а также музыка к пьесам «Копилка» Э. М. Лабиша и «Соперники» Р. Шеридана (1944–1950, Таллинн, Театр Балтийского Флота).

Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Свердловск: профессор и заведующая кафедрой фортепиано Свердловской консерватории (1941–1944). Выступала с концертами, докладами, открытыми уроками. Консультировала молодых педагогов, читала лекции по вопросам теории и практики музыкального искусства в Институте повышения квалификации. Вернувшись в Ленинград (1944), продолжила работу в Ленинградской консерватории, а также являлась профессором-консультантом в Таллиннской консерватории (1945–1948).

Круг друзей Голубовской. — С. С. Прокофьев, В. В. Софроницкий, Г. Г. Нейгауз, М. И. Гринберг, Я. И. Зак, Я. В. Флиер, И. В. Ершов, В. И. Немирович-Данченко, В. В. Бианки, Г. Абендрот, Л. Годовский, А. Шнабель, А. Г. Рубинштейн, Р. Казадезюс, А. Корто, В. Ферреро, Л. Бернстайн, Б. Бриттен, В. Клайберн, А. Фишер и другие.

Библиография

Сочинения: Искусство педализации. М.; Л., 1967. 111 с.; О музыкальном исполнительстве. Л., 1985. 143 с.; Искусство исполнителя. СПб., 2007. 488 с.

Литература: Бялик М. Вдохновенный музыкант // Вечерний Ленинград. 1964. № 260 (2 ноября). С. 3; Загурский Б. Звучит музыка Моцарта // Вечерний Ленинград. 1966. № 299 (23 декабря). С. 3. [о концерте Н. Голубовской в Малом зале консерватории]; Бронфин Е. Ф. Фортепианная школа Н. И. Голубовской: пособие для студентов и аспирантов очного и заочного отделения фортепианного факультета / ЛОЛГК им. Н.А. Римского-Корсакова. Л., 1966–1968. 135 л. (на правах рукописи); Бронфин Е. Ф. Надежда Иосифовна Голубовская // В фортепианных классах Ленинградской консерватории: сб. статей / под ред. Л. А. Баренбойма. Л., 1968. С. 5–43; Коган Г. Н. О. Голубовская // Вопросы пианизма: избранные статьи. М., 1968. С. 426–427; Надежда Иосифовна Голубовская: К 80-летию со дня рождения // Музыкальные кадры. 1971. № 10 (18 октября). С. 3.; Пумина А. На концерте класса Н. И. Голубовской // Музыкальные кадры. 1972. № 6 (28 апреля). С. 3; Человек большого таланта // Музыкальные кадры. 1975. № 10 (30 декабря). С. 4. [памяти Н. И. Голубовской]; Гилельс Э., Серебряков П. Многогранность таланта // Советская культура. 1976. № 4 (13 января). С. 8. [памяти Н. И. Голубовской]; Бронфин Е. Надежда Голубовская / Из прошлого советской музыкальной культуры // Советская музыка. 1976. № 12. С. 88–91; Лукк Б. А. Об Н. И. Голубовской // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: [в 2 кн.]. Кн. 2. Изд. 2-е. Л., 1988. С. 85–88; Григорьев Л., Платек Я. Голубовская Н. И. // Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. М., 1990. С. 96–98; Щедрое сердце [о жизни и творчестве Н. И. Голубовской] // В мире музыки: ежегодник-панорама. 1991 / ред.-сост. Л. Григорьев, Я. Платек. М., 1990. С. 99–100; Бялик М.Надежда Иосифовна Голубовская // Музыкальные кадры. 1991. № 8 (октябрь). С. 2–3; Бронфин Е. Надежда Голубовская // Бронфин Е. О музыке и музыкантах: сб. статей. СПб., 1994. С. 210–216; Серединская Е. А. Традиции Петербургской пианистической школы и историческое исполнительство // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002: материалы межд. научной сессии, посвященные 140-летию консерватории. СПб., 2002. С. 195–197; Цивинская Н. П. Центром ее вселенной была музыка // Театральная, 3. 2002. № 2 (803). Март. С. 3; Мальцев С. М. Школа Н. И. Голубовская — В. В. Нильсен: взгляд со стороны // Наше святое ремесло. Памяти В. В. Нильсена (1910–1998). СПб., 2004. С. 171–179; Шкалов В. А. Биография В. В. Нильсена, рассказанная им самим и документами // Владимир Нильсен — артист и учитель / ред.-сост. С. Г. Денисов и др. СПб., 2004. С. 11–71. [о Н. И. Голубовской]; Калашникова Т. И. Подготовка учащихся к концертным выступлениям // Музыка и время. 2011. № 4. С. 22–25. [в статье приведены советы молодым исполнителям профессора Н. И. Голубовской].

Н. Б. Селиверстова, 2012