ГИНЗБУРГ, Семён Львович (10/23 мая 1901, Киев – 4 апреля 1978, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — музыковед, музыкальный критик, виолончелист, лектор, педагог. Профессор (1935). Член Ленинградского отделения Союза Советских композиторов (1933). Награжден медалями «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1946), «К 250-летию Ленинграда» (1953).
Родился в семье инженера-технолога. Окончил 1-е реальное училище в Баку (1918). Первые уроки музыки получил у дирижера М. И. Черняховского. Затем поступил в Музыкальное училище Русского музыкального общества, окончив его по классу виолончели у представителя школы К. Ю. Давыдова — В. С. Доброхотова. В летний сезон на Кавказских Минеральных водах дебютировал как виолончелист-оркестрант в профессиональном симфоническом оркестре (1916). Был принят во Всероссийский союз оркестрантов (1918), в Союз работников искусств (1919).
Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1918–1923). Изучал языкознание у профессора С. К. Булича, историю литературы у профессора С. А. Венгерова и историю искусства у профессора Б. В. Фермаковского. Был оставлен при отделении искусств и археологии в качестве приват-доцента (1924–1930).
Одновременно учился на факультете истории музыки в Российском институте истории искусств (РИИИ) под руководством Б. В. Асафьева (1919–1922). По окончании стал научным сотрудником II категории на отделении теории и истории музыки.
Во время обучения начал свою педагогическую и просветительскую деятельность. Преподавал в 3-й Городской школе Музыкального просвещения (1919–1922), давал частные уроки, заведовал музыкальной студией Ленинградского Военного округа, читал лекции по истории музыки в Невском Рабочем университете, различных вузах и техникумах.
Представил конкурсную работу на соискание звания научного сотрудника I категории: «Основоположения теории музыкально-исторического знания» (1922), которая была напечатана в филармоническом издании «De musicа» (1923).
В Российском институте истории искусств: научный сотрудник кафедры методологии истории музыки (1922–1930); секретарь социологической секции музыкального отдела (1924–1925), секретарь секции сравнительного музыкознания и председатель комиссии музыкального инструментоведения (1926–1928); ученый секретарь отдела теории и истории музыки (1928–1930).
Посещал класс камерного ансамбля А. К. Глазунова в Консерватории. Одновременно совершенствовал мастерство виолончелиста и учился игре на виоле-да-гамба у Ю. Г. Ван-Орена (псевдоним Юрия Георгиевича Бильстина, создателя Ансамбля старинной музыки).
В период с 1919 до середины 1930-х систематически играл в симфонических и театральных оркестрах, выступал в камерных концертах Музыкального отдела Наркомпроса, филармонии и других концертных организациях. Играл в ансамбле с М. А. Бихтером, И. А. Браудо, Н. И. Голубовской, И. С. Миклашевской, Ю. И. Эйдлиным на эстраде и на Ленинградском радио.
Исполнил сольную партию виолы-да-гамба на премьере «Страстей по Иоанну» И. С. Баха, состоявшейся в Ленинградской филармонии под управлением Ф. Штидри (1925).
Был приглашен преподавателем истории музыки и социологии искусства во 2-й Государственный музыкальный техникум. Одновременно вел музыкально-исторические и теоретические дисциплины на Высших курсах Искусствознания в Государственном институте сценических искусств (1924–1926), затем стал завучем и преподавателем в Центральном государственном музыкальном техникуме (1926–1932). Работал в Музыкальной подкомиссии научно-методического совета Ленинградского отдела народного образования.
В 1925 был избран завучем и преподавателем IV Государственного музыкального техникума.
Тогда же был приглашен в Консерваторию в качестве преподавателя музыкально-исторических дисциплин. Вместе с Б. В. Асафьевым, А. В. Оссовским, П. Б. Рязановым, Р. И. Грубером, Х. С. Кушнарёвым, В. В. Щербачёвым, Ю. Н. Тюлиным и др. осуществлял реформу музыкального образования в Консерватории.
В Консерватории: преподаватель (1925), старший ассистент (1926), и. о. доцента (1928), доцент (1932–1935) кафедры истории музыки; профессор кафедры истории музыки народов СССР (1935–1962), профессор-консультант кафедры истории русской и советской музыки (1962–1978). Входил в состав Президиума музыкально-теоретического и музыковедческого отделений (1925–1931); зав. кафедрой историко-теоретического факультета (1936–1940), декан историко-теоретического факультета (1939–1940), зав. кафедрой истории музыки народов СССР (1940–1949; 1956–1961).
В Государственном (музыкальном) научно-исследовательском институте (театра и музыки): старший научный сотрудник (1938–1940; 1946–1948).
Круг музыкально-научных интересов Гинзбурга охватывал многие сферы музыкальной жизни: музыковедение, инструментоведение, библиография, критика, вопросы музыкального воспитания и образования и другие.
Был Ученым хранителем Музыкально-исторического музея Ленинградской филармонии (1929–1932) и участвовал в создании уникального собрания старинных профессиональных и народных инструментов. После передачи этой коллекции Государственному Эрмитажу (1932), заведовал сектором музыкальной культуры и техники Эрмитажа и осуществлял художественное руководство Историческими концертами Эрмитажного театра, выступая сам в качестве виолиста и привлекая к сотрудничеству профессоров Консерватории — Н. И. Голубовскую, А. Д. Каменского, А. Б. Меровича, А. Я. Штримера, Ю. И. Эйдлина, И. В. Ершова, С. П. Преображенскую, С. В. Акимову, Э. И. Каплана, В. Н. Соловьёва и других), а также ведущих артистов ленинградских театров (1932–1935).
Результатом практической деятельности Гинзбурга явилась книга «Что надо знать о симфоническом оркестре» и приложение к брошюре «Музыка в музее» с объяснением устройства старинных и классических инструментов, их тембровых особенностей и историко-социальных функций. Вместе с А. С. Рабиновичем, Б. А. Струве, Х. С. Кушнарёвым, Гинзбург в 1930-е годы заложил основы отечественного инструментоведения, создав первую программу по курсу этого предмета, именуемого тогда «органикой».
Научно-критическая деятельность Гинзбурга началась в 1922, когда он опубликовал большой библиографический обзор «Иностранная научно-музыкальная литература за годы войны 1914–1921» в сборнике «Орфей» (1922).
Музыковед был сотрудником многих отечественных и зарубежных журналов, где публиковал свои статьи и рецензии: «Современная музыка», «Орфей», «Музыкальная летопись», «De musicа», «Вестник Знания», «Музыкальная культура», «ARK».
Среди статей в музыкально-педагогических научных сборниках тех лет — «Карл Юльевич Давыдов» («Музыкальная летопись», 1923), «Франц Шрекер. Очерк жизни и творчества» (сборник статей о Ф. Шрекере, 1925), «Экскурсионный метод в музыкальной педагогике» («Музыка в школе», 1925), «Объяснительные беседы на уроках слушания музыки» («Вопросы музыки в школе, 1925). Его интересовали новые музыкальные явления («Джаз-банд и современная музыка»), вопросы взаимосвязи музыки и техники («Музыка и электротехника», «Светооркестр», «Двойной клавир Эмануэля Мофа») и другие.
Являясь активным участником деятельности Ассоциации современной музыки, он вместе с И. Глебовым (Б. В. Асафьевым) был редактором, автором и составителем шести сборников Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки «Новая музыка» (1927).
Владея европейскими языками, много работал в качестве переводчика. На страницах ленинградской прессы освещал творчество французской «Шестерки», Альбана Берга, Эрнста Кшенека. Писал об операх Ф. Бузони, концертах современной музыки в Венеции, Праге, Париже, о гастролях в России знаменитых дирижеров: Ф. Штидри, А. Казелло, Ф. Вейнгартнера, О. Фрида и других.
Благодаря его очеркам, которые публиковались в музыкально-теоретических изданиях Вены, Праги, Гааги, Берлина, Брно о музыке С. С. Прокофьева, В. В. Волошинова, Г. Н. Попова, А. Ф. Пащенко, Европа узнавала о художественных достижениях России в области композиторского и исполнительского творчества. Одним из первых Гинзбург высоко оценил творчество Д. Д. Шостаковича и новаторство его оперы «Леди Макбет Мценского уезда».
Центральной темой научно-исследовательской работы Гинзбурга являлась история музыки народов СССР.
Он разработал первый в стране консерваторский курс музыки народов СССР, который был основан не только на изучении исторических истоков, но и на взаимосвязях национальных музыкальных культур.
По инициативе Гинзбурга была создана Лаборатория музыки народов СССР (1978), позже переименованная в Кабинет истории национальных музыкальных культур.
Более чем за полвека педагогической деятельности он воспитал многие поколения студентов, свыше 20 аспирантов и соискателей стали в его классе кандидатами и докторами искусствоведения. Среди его учеников — академик Ю. К. Гаудримас, профессора Л. Э. Красинская, А. Й. Амбразас, Г. Г. Тигранов, С. М. Векслер, В. Г. Донадзе, И. М. Вызго, Т. Г. Торадзе, Г. М. Кантор и другие.
Нотография
История русской музыки в нотных образцах / ред. С. Л. Гинзбург. Т. 1. Л.; М., 1940. 450 с.; История русской музыки в нотных образцах / ред. С. Л. Гинзбург. Т. 2. Л.; М., 1949. 493 с.; История русской музыки в нотных образцах / ред. С. Л. Гинзбург. Т. 3. Л.; М., 1952. 578 с.; Антология классической музыки народов СССР. Вып. 1: Украинская классическая музыка / сост. С. Л. Гинзбург. М., 1955. 316 с.; Антология классической музыки народов СССР. Вып. 2: Классическая музыка народов Закавказья / сост. С. Л. Гинзбург. М., 1956. 317 с.; Антология классической музыки народов СССР. Вып. 3: Классическая музыка народов Прибалтики / сост. С. Л. Гинзбург. М., 1957. 344 с.; Музыкальная литература народов СССР / сост. С. Л. Гинзбург. М., 1963. 440 с.; История русской музыки в нотных образцах: в 3 т. Т. 1 / сост. С. Л. Гинзбург; Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1968. 495 с.; История русской музыки в нотных образцах: в 3 т. Т. 2 / сост. С. Л. Гинзбург. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1969. 480 с.; Хрестоматия по музыкальной литературе народов СССР / сост. и ред. С. Л. Гинзбург. Изд. 2-е, доп. М., 1971. 330 с.; История русской музыки в нотных образцах: в 3 т. Т. 3 / сост. С. Л. Гинзбург; Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1970. 488 с.; История музыки народов СССР в нотных образцах: в 3 т. Т. 1 / сост. и ред. С. Л. Гинзбург. Изд. 2-е, перераб. М., 1978. 334 с.; История музыки народов СССР в нотных образцах: учебное пособие для муз. вузов и училищ: в 3 т. Т. 2 / сост. и ред. С. Л. Гинзбург. Изд. 2-е, перераб. М., 1980. 286 с.; История музыки народов СССР в нотных образцах: учебное пособие для муз. вузов и училищ: в 3 т. Т. 3 / сост. и ред. С. Л. Гинзбург. Изд. 2-е, перераб. М., 1985. 309 с.
Библиография
Сочинения: К. Ю. Давыдов: глава из истории русской музыкальной культуры и методической мысли. Л., 1936. 211 с.; Музыкально-историческое наследство Советского Узбекистана // Пути развития узбекской музыки: сборник статей / под. ред. С. Л. Гинзбурга. Л.; М., 1946. С. 11–26; Из истории музыкальных взаимосвязей народов России в конце XIX – начале XX века // Русская музыка на рубеже XX века: статьи, сообщения, публикации / под общ. ред. М. К. Михайлова и Е. М. Орловой. М.; Л., 1966. С. 22–46; Что надо знать о симфоническом оркестре. 4-е изд. Л., 1967. 48 с.; Из истории музыкальных связей народов СССР: избранные статьи и выступления. Л.; М., 1972. 166 с.; Музыка и музыканты братских народов Советского Союза: сборник статей / под ред. С. Л. Гинзбурга. Л., 1972. 192 с.; Музыкальная литература народов СССР: учебное пособие для муз. училищ. 3-е изд., доп. М., 1979. 286 с.; Список работ Семена Львовича Гинзбурга (1901–1978) / публ. Л. Белякаевой-Казанской (отдельные издания, редактирование и вступительные статьи, статьи в сборниках и книгах, публикации, публикации и переложения музыкальных произведений, статьи в журналах и газетах, стенограммы докладов, неопубликованные работы, переводы) // Семен Львович Гинзбург, 1901–1978: статьи, воспоминания, материалы: к 100-летию со дня рождения. СПб., 2001. С. 227–245.
Литература: Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Гинзбург Семён Львович: [библиогр. справка] // Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 210–211; Ямпольский И. М. Гинзбург Семён Львович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 986; Барутчева Э. С. Времен связующая нить // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2-х кн. Кн. 1 / под общ. ред. Г. Г. Тигранова. Изд. 2-е, доп. Л., 1987. С. 210–214; Вызго-Иванова И. М. Вспоминая С. Л. Гинзбурга // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 1 / под общ. ред. Г. Г. Тигранова. Изд. 2-е, доп. Л., 1987. С. 214–216; Казанская Л. В. Эрмитажный театр (исторические концерты, 1932–1950) // Советская музыка. 1987. № 9. С. 93; Брославская Т. В. Вопросы изучения музыкально-исторических взаимосвязей в работах С. Л. Гинзбурга // Исторические взаимосвязи музыкальных культур: сборник науч. трудов. СПб., 1992. С. 5–25; Казанская Л. В. Автобиография и список трудов С. Л. Гинзбурга: комментарии и публикация // Исторические взаимосвязи музыкальных культур: сборник науч. трудов. СПб., 1992. С. 241–267; Белякаева-Казанская Л. В. С. Л. Гинзбург у истоков отечественного исторического музыкознания (малоизвестные работы 20-х–30-х годов) // Белякаева-Казанская Л. В. Эхо серебряного века: малоизвестные страницы петербургской культуры первой трети ХХ века. СПб., 1999. С. 215–224; Брославская Т. В. Проблемы и перспективы изучения истории музыкальных культур стран СНГ и ближнего зарубежья // Петербургские страницы русской музыкальной культуры: сборник статей и материалов / ред.-сост. Л. Г. Данько, Т. В. Брославская. СПб., 2001. С. 156–169; Литература о С. А. Гинзбурге / публ. Л. Белякаевой-Казанской // Семён Львович Гинзбург, 1901–1978: статьи, воспоминания, материалы: к 100-летию со дня рождения. СПб., 2001. С. 246; Барутчева Э. С. Семён Львович Гинзбург // Барутчева Э. С. ...И сердце мое не забудет: портреты современников. СПб., 2004. С. 84–91; Брославская Т. В. Верность традиции // Георгий Григорьевич Тигранов: статьи, материалы, воспоминания / сост. Э. С. Барутчева, И. Г. Тигранова. СПб., 2008. С. 236–248.
Архивные источники
Личное дело С. Л. Гинзбурга. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих, аспирантов и студентов за 1925–1954. Д. 62. Л. С. 1–69; Личное дело С. Л. Гинзбурга. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1978. Д. 160. С. 230–283; Конкурс на замещение штатной должности заведующего кафедрой истории музыки: [Гинзбург С. Л.] Архив СПбГК. Ученый совет от 11.03.1958. Д. 887. С. 43–54 (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол научно-теоретического отделении от 14.11 1925: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС ЛО. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 324 Л. 47. (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол академической комиссии за 1922: [Гинзбург С. Л.]. ГАОРСС ЛО. Ф. 3289. Оп. 1. Л. 165. Л. 135. Прим.: закончил работу «Давыдов К. Ю.»; совместно с Прокофьевым В. А. составил схематическое пособ. по истории фортепианной музыки в России (по арх. картотеке ИБО НМБ); Доклад С. Л. Гинзбурга. Отчет разряда истории музыки за 1922. ГАОРСС ЛО. Ф. 3289. Оп. 1. Д. 205. Л. 5 об. (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол разряда истории музыки от 24.01.1923: [Гинзбург С. Л.]. ГАОРСС ЛО. Ф. 3289. Оп. 1. Д. 205. Л. 3 об. Прим.: Гинзбург С. Л. переизбран секретарем библиографической комиссии (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол разряда истории музыки от 19.02.1923: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС ЛО. Ф. 3289. Оп. 1. Д. 205. Л. 11, 19. Прим. Отзыв А. В. Оссовского на диссертацию Гинзбурга «Основоположение теории музыкально-исторического знания»; отзыв И. А. Браудо на диссертацию Гинзбурга (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол учебной части от 19.11.1925: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС. ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 324. Л. 49 об. Прим.: рекомендован на ведение курса муз. лит. смычковых инструментов, а также курса социологии муз. искусства (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протоколы заседаний президиумов отделов от 1925/26: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 319. Л. 8. Прим.: избран преподавателем по классу литературы смычковых инструментов от 7.06.1926 (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол Правления ЛГК от 22.11.1926: [Гинзбург С. Л.]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 318. Л. 93 об. Прим.: утвержден ГУСом в качестве преподавателя по классу литературы смычковых инструментов и курсу введения в изучение музыки (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол заседания музыкально-теоретического отделения от 15.12.1926: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 319. Л. 25. Прим.: о получении должности доцента (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол Правления от 15.10.1927: [Гинзбург С. Л.]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 125. Л. 7. Прим.: закрепить за ассистентом Гинзбургом курс органики (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол Правления от 12.11.1927: [Гинзбург С. Л.]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 425. Л. 20. Прим.: допустить старшего ассистента Гинзбурга С. Л. к исполнению должности доцента (по арх. картотеке ИБО НМБ); [Гинзбург С. Л.] Протокол академической комиссии музыкального отделения от 06.12.1927. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 385. Л. 21. Прим.: о назначении С. Л. Гинзбурга зам. председателя президиума музыковедческом отделения (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол Правления от 27. 09.1928: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 425. Л. 199. Прим.: назначен вести курс истории фортепиано на инструкторско-педагогическом отд. (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол Правления от 27.09.1928: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 425. Л. 198 об. Прим.: о зачислении на полный доцентский оклад на музыковедческом отделении (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол Правления от 24.11.1928: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 494. Л. 65. Прим.: об одобрении совместительства в Центральном муз. техникуме и Институте искусств с Конс. (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол заседания Правления от 14.09.1928: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 252. Л. 37. Прим.: о зачислении на ассистентскую должность с 15.09.1928 (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол комиссии по переизбранию от 02.05.1929: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 578. Л. 94 об. Прим.: об утверждении в должности доцента (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол Правления от 18.09.1928: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 439. Л. 68 об. Прим.: о поручении вести курс истории музыки на музыкально-теоретическом отделении (по арх. картотеке ИБО НМБ); Протокол Правления от 2.09.1929: [Гинзбург С. Л.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 494. Л. 167. Прим.: на время отпуска Б. В. Асафьева заместителем в качестве преподавателя музыковедческого отделения назначить доцента С. Л. Гинзбурга (по арх. картотеке ИБО НМБ).
Н. Б. Селиверстова, 2018