ШТРИМЕР, Александр Яковлевич (1888–1961)

Кафедра виолончели, арфы, контрабаса и квартета
Заведующий кафедрой

ШТРИМЕР, Александр Яковлевич (27 октября / 9 ноября 1888, Ростов-на-Дону – 15 июля 1961, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — виолончелист, педагог, один из основателей советской виолончельной школы. Профессор (1926). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938).

Родился в семье провизора. Получил среднее образование в реальном училище в Ростове-на-Дону, после чего поступил на юридический факультет Харьковского университета (1907–1909). Перевелся в Санкт-Петербургский университет, который окончил в 1912 году. 

С детства проявлял музыкальные способности. Учился игре на виолончели у П. П. Федорова, ученика К. Ю. Давыдова. Впервые услышал выступление Пабло Казальса в Гевандхаузе (Лейпциг) в 1906 году, что оказало серьезное влияние на дальнейшее музыкальное развитие молодого музыканта.

Окончил Консерваторию по классу виолончели Л. Э. Аббиате. Посещал класс квартета Л. С. Ауэра (1911–1916), приобретая профессиональные навыки квартетной игры и расширяя музыкальный кругозор. 

С 1912 года начал выступать как солист и ансамблист. Был участником квартета имени Л. С. Ауэра (1915–1917).

В 1916 году мобилизован в царскую армию, где занимал низший чин в Музыкальной команде Волынского полка. Демобилизован по причине болезни сердца (1917).

Переехал в Ростов-на-Дону по приглашению вести класс виолончели и камерного ансамбля в только что открывшуюся Донскую консерваторию, где сотрудничал с М. Ф. Гнесиным, М. Л. Пресманом, М. А. Бихтером, С. И. Савшинским и др. (1917–1923). Затем вернулся в Ленинград в качестве преподавателя Консерватории. Параллельно вел класс виолончели и камерного ансамбля в Третьем Музыкальном техникуме (1925–1927) и в Центральном музыкальном техникуме (1926–1931).

Активно концертировал как солист и участник камерных ансамблей. Участвовал в первом исполнении Седьмого квартета А. К. Глазунова (1930), а также в советской премьере Концерта-баллады, написанной Глазуновым за границей (1932).

Выступал в составе трио с такими музыкантами как А. В. Зейлигер, Ю. И. Эйдлин, Г. Г. Нейгауз и др. Владел широчайшим репертуаром от классиков XVIII века до современных композиторов, чью музыку пропагандировал. Впервые в Ленинграде исполнил сольную сонату П. Хиндемита, сонату в старинном стиле Г. Кассадо, виолончельные  пьесы А. Н. Черепнина и другое.

В течение сорока лет (1918–1958) выступал в Ленинграде, Москве и других крупных городах в дуэте со своей женой, пианисткой А. М. Штример, исполняя сонаты Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Вариации на тему В. Моцарта, сонату для виолончели и фортепиано Д. Д. Шостаковича. Создал образцовую трактовку этого произведения, играя его и в ансамбле с автором.

В сольных программах исполнял пьесы К. Ю. Давыдова, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, Д. Поппера и др.  Его исполнительская манера отличалась благородством звучания, виртуозной техникой грифа и смычка, глубиной художественных интерпретаций, строгостью формы и тонким ощущением стиля.

Своим творчеством Штример стимулировал появление ряда виолончельных произведений, написанных специально для него современными композиторами Б. С. Майзелем, Б. Л.  Клюзнером, Ю. Кочуровым, Х. С. Кушнаревым,  П. Б. Рязановым, М. О. Штейнбергом, В. В. Волошиновым, Л. Л. Штрейхер, Н. З. Хейфицем и другими (1930-е годы).

Впервые исполнил Тему с вариациями для виолончели с фортепиано М. Ф. Гнесина, а также его цикл «Музыкальные характеристики к «Каменному гостю» А. С. Пушкина»,  посвященный ему автором (1939).

Принимал активное участие в концертной работе Ленинградской ассоциации современной музыки (ЛАСМ), Общества Камерной музыки, музыкальных экспозициях Эрмитажного театра, шефских концертах для рабочих, красноармейцев и учащихся Военно-медицинской академии, а также в работе исполнительской секции Ленинградского отделения Союза советских композиторов. 

Был ответственным редактором издательства «Тритон», выпустившего серию произведений для виолончели. В том числе в 1934 году — Адажио И. С. Баха, Ларгетто Ф. Генделя, Токката Дж. Фрескобальди-Г. Кассадо, Менуэт Л. Боккерини-Кассадо, Пастораль Ф. Куперена-Кассадо, Ариозо Г. Муффата-Кассадо, Хабанера М. Равеля, Интермеццо Э. Гранадоса. В 1935 году - Рондо А. Дворжака, Прялка Д. Поппера, Малагуэнья И. Альбениса, Пробуждение Г. Форэ, Романс К. Ю. Давыдова, Вокализ С. В. Рахманинова, Полет шмеля (переложение и редакция) Н. А. Римского-Корсакова и другое. 

В Консерватории: преподаватель (1923–1926), профессор (1926–1961) по классу виолончели и камерного ансамбля. Руководил аспирантурой. Заместитель председателя оркестрового Отдела (1923–1929), заведующий Оркестровым отделом (1929–1931), и. о. доцента по классу ансамбля фортепиано и струнных инструментов (1934), член руководящей тройки кафедры струнных инструментов (1935), заведующий кафедрой виолончели,  контрабаса, арфы и квартета (1938–1940; 1947–1950; 1958–1959). Руководил методической работой на кафедре. Автор программы по классу виолончели для музыкальных вузов СССР (1936). Был постоянным членом жюри Всесоюзных конкурсов виолончелистов и смычковых квартетов.

С педагогической деятельностью Штримера связано становление и формирование ленинградской виолончельной школы, в которой органически соединились черты школы К. Ю. Давыдова и исполнительские принципы П. Казальса. Главное достоинство этого синтеза — высокая культура звука, искусство соблюдать равновесие между эмоциональностью и художественной интеллектуальностью исполнения. 

Педагогический метод Штримера основывался на бережном отношении к художественной индивидуальности молодых музыкантов, глубоком изучении с ними камерной и оркестровой музыки, системе осмысленных домашних занятий на инструменте и обязательном штудировании  вспомогательной литературы. Педагог умел одним штрихом и нюансом раскрыть содержание музыки и подсказать ученику далекий от канонического, но художественно оправданный прием.

Среди многочисленных учеников музыканта были лауреаты Всесоюзных конкурсов, видные профессора вузов, ведущие преподаватели училищ в разных городах, артисты крупнейших отечественных оркестров: Б. Н. Бурлаков, Д. Б. Шафран, Г. С. Михалёв, А. А. Лазько, Э. Г. Фишман, Ю. А. Фалик, О. Л. Кузнец и другие.

Библиография

Сочинения: Даня Шафран // Музыкальные кадры. 1937. 26 октября, № 26. С. 2 [Характеристика дарования]; (совместн. С Беляковым М.) Разговор нужно продолжить / По следам наших выступлений // Музыкальные кадры. 1959.  № 6, 15 мая. С. 5; (совместн. с Беляковым М.) Редкий талант // Ленинградская правда. 1960. № 89, 14 апреля. С. 4. [К 75-летию музыкального мастера-реставратора В. И. Зедника]; Навсегда сохраню в памяти // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Кн. 2. Л.: Музыка, 1988. С. 152–154.

Литература: Алексей Лазько. А. Я. Штример и советская виолончельная школа // Музыкальные кадры. 1961. № 14. С. 4.; А. Я. Штример // А. Гинзбург. История виолончельного искусства. М.: Музыка, 1965. С. 440–449; Л. С. Гинзбург. Штример Александр Яковлевич. Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6: ХЕЙНЦЕ–ЯШУГИН. М.: Сов. энциклопедия, 1982. стб. 431.

Архивные источники

Личное дело Штримера А. Я. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1961. Д. № 44. Л. 1–27; Личное дело Штримера А. Я. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих и студентов за 1923–1956 год. Д. № 256. Л. 1–55.

Н. Б. Селиверстова, 2016