КУШНАРЁВ, Христофор Степанович (1890–1960)

Кафедра теории музыки
Профессор

КУШНАРЁВ, Христофор Степанович (23 мая / 4 июня 1890, Симферополь – 25 января 1960, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — композитор, музыковед, педагог. Профессор (1939). Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1939) и Узбекской ССР (1943). Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1938). Член правлений Всесоюзного и Ленинградского Союзов композиторов СССР.

Родился в семье часового мастера. В 1900 семья переехала в Тифлис (Тбилиси). Окончил Тифлисскую 1-ю гимназию с золотой медалью (1909) и музыкальное училище по классу скрипки (1904–1909).

Прошел полный курс Императорского Санкт-Петербургского (Петроградского) университета на естественном отделении физико-математического факультета (1909–1916).

Поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на отделение теории композиции в класс А. М. Житомирского, 1912–1915; 1923–1925). Среди учителей — М. М. Чернов (класс инструментовки), В. П. Калафати (класс фуги).

В годы Первой мировой войны был мобилизован и направлен в Константиновское артиллерийское училище (1916/1917), откуда попал на Кавказский фронт в качестве прапорщика артиллерии (1917–1918). После демобилизации из-за контузии, вернулся в Тбилиси, где начал вести теоретические предметы и хоровой класс в Музыкальном училище (1919–1921). Выступал как руководитель хора в концертных программах, включая в репертуар полифонические произведения старых мастеров.

В Тбилисской консерватории: приглашен директором Н. Н. Черепниным; преподавал гармонию, класс музыкальной формы, специального контрапункта и фуги, а также хоровой класс (1921–1923).

Вернулся для завершения образования в Петроградскую (Ленинградскую) консерваторию, окончил композиторское отделение под руководством А. М. Житомирского (1923–1925). Среди ранних композиций — Соната (1915), Тройная фуга соль минор (1923), Пассакалия и фуга фа-диез минор (1924, экзаменационная работа) для органа, названные И. А. Браудо в числе лучших произведений новой мировой органной литературы: «Традиционность формы в этих сочинениях сочетаются со смелым новаторством ладогармонического языка».

Одновременно с обучением работал в качестве лектора по истории музыки в Петроградском (с 1924 — Ленинградском) государственном театральном балетном училище, вел теоретические предметы в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского (Выборгский район) и руководил хоровым кружком в Военно-хозяйственной академии. По окончании консерватории, был оставлен в качестве преподавателя.

В Ленинградской консерватории: преподаватель (1925), и. о. доцента (1926), доцент (1927–1937), профессор (1937–1943; 1949–1951), профессор-консультант (1951–1960) кафедры теории музыки; заведующий кафедрой теории музыки (1938–1951), декан историко-теоретического факультета (1938/1939).

В Центральном музыкальном техникуме: преподаватель (февраль 1927–[?]).

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ташкент (1941–1943).

В Ереванской консерватории: вел теоретические предметы (1943–1949) и заведовал Сектором истории и теории искусств АН Армянской ССР (1944–1948).

В 1949 вернулся в Ленинград.

Увлеченно занимался научно-методической и музыкально-общественной работой. Его новаторский педагогический метод обучения композиторов и теоретиков контрапункту и гармонии основывался не на традиционной теории Фукса, а на практическом изучении подлинных художественных образцов музыкальной литературы, начиная с полифонии «строгого стиля» (XV–XVI вв.). Его система обучения полифонии оказала огромное влияние на различные стороны отечественной музыкальной культуры: творчество, педагогику, на саму систему слуховых установок.

Основоположник новой методики изучения полифонии — предложил оригинальную интерпретацию ладовых систем, основанную на исследованиях строгого стиля и армянской монодии. Многолетнее изучение армянского фольклора привело к созданию фундаментального труда «Вопросы истории и теории армянской монодической музыки» (1958).

У Кушнарева обучались дирижеры — Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев; композиторы — А. Л. Степанян, М. А. Баланчивадзе, В. П. Соловьёв-Седой, Н. А. Тимофеев, М. И. Чулаки, Г. М. Чеботарян, Ф. П. Глонти, С. А. Павлюченко, И. Я. Пустыльник; музыковеды — Т. С. Бершадская, А. Н. Должанский и другие.

Несмотря на занятость научно-педагогической и музыкально-общественной деятельностью, продолжал сочинять музыку, создав Двойную фугу ми минор для фортепиано (1924), Сонату для виолончели соло (1936) десять хоров a cappella на армянские народные темы (1922–1939), музыку к драматическим спектаклям «Шах-наме» (1935) и «Завтра» (1937).

Среди неоконченных и неизданных произведений разных лет: Прелюдия и двойная фуга ре минор для органа (1921), Прелюдия и пастораль ми мажор (1923), Вариации для фортепиано (1923–1924), музыка к драматическому спектаклю «Роза и крест» (1937); Струнный квартет (1943), «Азат ашхар» («Свободная страна») для хора a cappella на слова Сармена (1944), Гимн Армении — для хора с фортепиано (1944), «Конь морской» — романс для сопрано с фортепиано на стихи Ф. И. Тютчева (год неизвестен), «Гацек-тесек» («Идите-взгляните») — обработка армянской народной песни для хора с фортепиано (год неизвестен).

Имя Кушнарева носит одна из музыкальных школ Еревана.

Нотография

Список музыкальных сочинений [Х. С. Кушнарёва] // Кушнарёв Х. Статьи. Воспоминания. Материалы. Л., 1967.С. 153.

для органа: Пассакалия и фуга для органа [fis-moll]. М.; Вена; Лейпциг, 1929. 23 с.; Соната для органа. М.; Л.; Вена; Нью-Йорк, 1933. 22 с.; Соната для органа. [С биографической справкой]. Л., 1959. 27 с.; Соната для органа: концертное переложение для 2 фортепиано Р. Андриасяна , Г. Сараджяна. Ереван, 1963. 35 с.; Органная пассакалия и фуга: переложение для 2 фортепиано Р. Андриасяна, Г. Сараджяна. Ереван, 1969. 29 с.; Соната // Органная музыка. Вып. 1. Киев, 1978. 17–41.

для виолончели: Соната для виолончели соло. Л., 1938. 16 с.

для хора: Два хора a cappella: [смешанный состав] / автор краткой биографической справки Г. Чеботарян. Ереван, 1972. 13 с.

Библиография

Сочинения: К проблеме анализа музыкального произведения // Советская музыка. 1934. № 6. С. 24–28; О книге С. Скребкова «Полифонический анализ» // Советская музыка. 1941. № 5. С. 94–96; Монография о Комитасе // Советская музыка. 1957. № 3. С. 142–147. Примечание: рецензия на книгу; Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. М., 1958. 626 с.; Консерваторские годы. Ленинградской консерватории 100 лет // Советская музыка. 1962. № 9. С. 92–96; Труды Х. С. Кушнарева // Кушнарёв Х. Статьи. Воспоминания. Материалы. Л., 1967.С. 153–154; О полифонии. М., 1971. 136 с.; [3 письма В. М. Богданову-Березовскому] // Богданов-Березовский В. М. Статьи. Воспоминания. Письма. Л.; М., 1978. С. 225–228; К новым берегам // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 1. Изд. 2-е, доп. Л., 1987. С. 57–65.

Литература: Кушнарёв Христофор Степанович // Советские композиторы: краткий биографический справочник / сост. Г. Бернандт, А. Должанский. М., 1957. С. 319–320; Кушнарёв Х. Статьи. Воспоминания. Материалы. Л., 1967. 156 с.; Кон Ю. Тонкость наблюдений, глубина выводов // Советская музыка. 1969. № 4. С. 66–68; Тюлин Ю., Пустыльник И. Предисловие // Кушнарёв Х. С. О полифонии. М., 1971. С. 5–9. Примечание: о педагогической и научной деятельности Х. С. Кушнарёва; Атаян Р. А. Кушнарёв Христофор Степанович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 114. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4194/Кушнарёв; Бершадская Т. С. Мои учителя (Х. С. Кушнарёв, Ю. Н. Тюлин, Н. Г. Привано) // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 1. Л., 1987. С. 186–187; Милка А. П. О двух системах преподавания контрапункта строгого письма: Й. Фукс и Х. Кушнарёв // Вопросы теории и методики преподавания полифонии. Новосибирск, 1989. С. 68–80; Чеботарян Г. Х. С. Кушнарёв: очерк жизни и творчества: к 100-летию со дня рождения. Л., 1990. 87 с.; Бершадская Т. Человек с большой буквы // Советская музыка. 1990. № 9. С. 101–103; Юденич Н. Из воспоминаний // Советская музыка. 1990. № 9. С. 103; Южак К. И. Полифоническая школа Х. С. Кушнарёва и традиции Петербургской консерватории // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002: материалы международной научной сессии, посвященной 140-летию Консерватории, 17–19 сентября 2002 г. СПб., 2002. С. 116–119; Южак К. И. Программа курса Х. С. Кушнарёва «Полифония И. С. Баха»: две версии — две эпохи. СПб., 2003. 175 с.; Бершадская Т. С. Учитель на всю жизнь // Бершадская Т. С. Статьи разных лет. СПб., 2004. С. 309–314; Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: биобиблиографический словарь. Т. 2. М., 1974. С. 117; Кушнарев Христофор Степанович // Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Советские композиторы и музыковеды: справочник. Т. 2. М., 1981. С. 128; Багдасарян А. О. Христофор Степанович Кушнарев и армянская музыкальная культура // Петербург и национальные музыкальные культуры: материалы международной научной конференции, 25 ноября 2010 г. [Вып. 1]. СПб, 2010. С. 41–47; Кушнарёв Х. С. Полифония «строгого письма» и методы ее преподавания на Историко-теоретическом и композиторском факультетах: доклад, прочитанный в Государственном музыкальном научно-исследовательском институте 19 марта 1938 г. // Теория полифонии и методика ее преподавания. Вып. 1: Общие принципы и нормы полифонии строгого письма. СПб., 2011. С. 44–62; Семёнов Ю. Н. Автографы органных сочинений Х. С. Кушнарёва в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории // Opera musicologica. 2012. № 2. С. 65–79. URL: http://old.conservatory.ru/files/OM_12_Semenov_full1.pdf.

Архивные источники

Личная карточка Х. С. Кушнарёва. Архив СПбГК. Д. 523. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1951. С. 86–88; Личное дело Х. С. Кушнарёва. Архив СПбГК. Д. 122. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1933–1955. С. 171–214; [Два заявления от членов танеевского кружка в президиум академической секции ЛГК о принятии на работу в консерваторию в качестве ассистента Кушнарёва Х. С., 03.06.1925]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 286. Л. 14–15. (по архивной картотеке ИБО НМБ СПбГК); [Зачисление Кушнарёва Х. С. на ассистентскую должность с 15 сентября]. Протокол заседания правления ЛГК от 14.09.1925. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 252. Л. 37. (по архивной картотеке ИБО НМБ СПбГК); [Кушнарёв Х. С. утвержден ГУС преподавателем по сольфеджио, гармоническому анализу и форме на музыкально-теоретическом отделении и полифонии на композиторском отделении]. Протокол правления ЛГК от 12.10.1926. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 318. Л. 85. (по архивной картотеке ИБО НМБ СПбГК); [Признать заслуживающим должность доцента Кушнарёва Х. С.]. Протокол заседания музыкально-теоретического отделения от 15.12.1926. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 319. Л. 25. (по архивной картотеке ИБО НМБ СПбГК); [Кушнарёва Х. С. перевести на должность доцента]. Протокол Совета научно-композиторского факультета от 21.02.1927. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 441. Л. 25. (по архивной картотеке ИБО НМБ СПбГК); [Разрешение совместительства Кушнарёву Х. С. в Центральном музыкальном техникуме]. Протокол правления от 24.09.1928. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 494. Л. 65 об. (по архивной картотеке ИБО НМБ СПбГК).

К. И. Южак, Н. Б. Селиверстова, 2015