ХЕЙФЕЦ, Николай Захарович (Калман Хацкелевич) (1888–1942)

Кафедра оркестровки и общего курса композиции
Профессор

ХЕЙФЕЦ, Николай Захарович (Калман Хацкелевич) (19 сентября / 1 октября 1888, Могилёв – 22 апреля 1942, Ташкент) — тромбонист, дирижер, композитор. Профессор (утвержден ГУС 1930; ВАК 1935). Отец Г. Н. Хейфец. Дядя М. Л. Хейфец.

Окончил полный курс Музыкального училища Екатеринославского отделения Императорского Русского музыкального общества (1899–1904). В 1906 поступил в Консерваторию, окончил с аттестатом по кл. тромбона у Ф. Тюрнера, П. Н. Волкова (1910, Премия В. А. Шуберта) и по специальности «композиция» с дипломом (1915). Среди преподавателей на отделении теории композиции — М. О. Штейнберг (кл. свободного сочинения и инструментовки), А. К. Лядов (кл. гармонии), Н. А. Соколов (кл. фуги и контрапункта), Я. Витолс (кл. музыкальных форм).

Служил артистом-тромбонистом в оркестре Императорских театров, симфоническом оркестре Императорского Русского музыкального общества, оркестре графа А. Д. Шереметева и др. Выступал под управлением дирижеров А. Б. Хессина, В. И. Сафонова, Р. Буллериана и других. В 1915–1918 был на военной службе в оркестре Лейб-гвардии Преображенского полка.

В Консерватории Ростовского отд. ИРМО (Ростов-на-Дону; с 1922 — Ростовский музыкально-практический институт, с 1927 — Ростовский музыкальный техникум): преподаватель теоретических предметов (1918–1921) и композиции (1918–1930); директор (1921–1930). Организовал Оперную студию, воспитавшую таких певцов, как В. Ф. Тихий и Н. Л. Вельтер (солисты Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова).

Среди учеников по кл. композиции — композитор и дирижер, народный артист СССР В. Г. Захаров (окончил в 1927), композитор Т. И. Сотников (окончил в 1927), композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР А. П. Артамонов (окончил в 1927), композитор и фольклорист А. П. Митрофанов.

В Ростове-на-Дону за 1922–1930 организовал более 150 концертов, в которых выступал как дирижер. Руководил премьерными исполнениями произведений новейшей западноевропейской и советской музыки. Среди исполняемых композиторов — Б. Барток, П. Хиндемит, Д. Мийо, Э. Кшенек, А. Шёнберг, Ф. Шрекер, Р. Дюкас, В. Д’Энди, М. Равель, О. Респиги, Дж. Ф. Малипьеро, А. Казелла, Н. Я. Мясковский, С. Н. Василенко, М. О. Штейнберг, А. А. Спендиаров, М. М. Ипполитов-Иванов и другие. 

Концертировал в Тбилиси, Баку, Краснодаре. Жил в Баку.

В Азербайджанской консерватории: профессор (утвержден Государственным ученым советом, 1930–1932). Среди учеников на теоретическом отделении — О. А. Евлахов.

В Ленинградской консерватории: преподаватель инструментоведения и оркестровки (1932), заведующий дирижерским отделом (1932–1938), профессор (1935, утвержден Высшей аттестационной комиссией); заведующий каф. инструментовки (1938–1942); начальник учебной части военно-морского ф-та с момента его организации (сентябрь 1940–1942). Преподавал также инструментовку для духовых оркестров и дирижирование духовым оркестром. Среди учеников — Б. И. Анисимов (кл. дирижирования духовым оркестром), — Е. П. Кудрявцева-Мурина (кл. оркестровки).

Эвакуирован в Ташкент 28 февраля 1942. Был сильно истощен, умер в эвакуации.

Как композитор проявлял интерес к новаторским течениям советской музыки 1920-х годов (знакомился с музыкой Г. Н. Попова, В. В. Щербачёва), но в собственном творчестве придерживался консервативного (академического) направления.

Автор музыкальных произведений, оркестровок и переложений, обработок народных (азербайджанских) песен. Среди сочинений — фортепианная соната (исп. в 1916), струнный квартет (исп. в 1922), цикл романсов на слова русских поэтов (издано в 1922), симфоническая поэма «Сказка» (исполнялась в 1922 под управлением Н. А. Малько), музыка к пьесам Н. С. Гумилёва «Гондла», А. М. Ремизова «Трагедия об Иуде — принце Искариотском», В. В. Вишневского «Первая Конная».

В 1930-е, находясь в Баку, уделял много внимания развитию азербайджанской музыкальной культуры: написал ряд песен на стихи азербайджанских поэтов, цикл песен «Азербайджан» на стихи тюркских поэтов, Марш-шествие на азербайджанские темы, аранжировал для оркестра азербайджанских народных инструментов 15 пьес классических произведений европейских авторов. Позднее писал обработки белорусских, татарских, еврейских народных песен.

Нотография

Музыкальные сочинения: Советский Азербайджан: три песни на слова тюркских поэтов: для голоса с фп. М., 1934. 16 с.; Три тюркских (азербайджанских) народных песни: для среднего голоса с фп. М., 1934. 15 с.

Оркестровки: Шуберт Ф. Полонез: [ор. 61]: перелож. для духового оркестра Н. Хейфеца. Партитура. М.; Л., 1933. 19 с.; Шопен Ф. Большой вальс: соч. 18 / инструментовка Н. Хейфеца // Сборник консертных пьес для военных оркестров РККА. 15 сер. Партии. [М.], 1935. 20 парт.

Библиография

Литература: Гусин И. Юность. Путь к творчеству и мастерству // Гусин И. Орест Евлахов: очерк жизни и творчества. Л., 1964. С. 5–32. Прим.: о Н. Хейфеце – учителе О. Евлахова см. на с. 8–11; Сотников Т. Годы учения в Ростовской консерватории // Воспоминания о В. Г. Захарове. М., 1967. С. 51¬56; Попов Г. Н. [Письмо В.В. Щербачеву] // Попов Г. Н. Из литературного наследия: страницы биографии. М., 1986. С. 42–43. Прим.: краткий рассказ об общении Г. Попова с Н. Хейфецем см. на с. 42.

Иконография

Хейфец, Николай (Калман) Захарович (1888–1942). Фотопортрет. Фото 1937 г. (фрагмент). Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Педагоги научно-композиторского факультета. Фото 1937 г. Слева направо в 1-м ряду сидят: Н. П. Фомин, А. М. Житомирский, Л. В. Николаев, М. О. Штейнберг, Р. И. Мервольф, М. Ф. Гнесин; во 2-м ряду стоят: Л. Е. Аб, С. Н. Соловьёв, Ю. Н. Тюлин, Х. С. Кушнарёв, Д. Д. Шостакович, М. А. Юдин, Н. З. Хейфец. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Хейфец Николай. ЦГИА. Ф. 361. Оп. 1. Д. 4277. 40 л.; Личное дело Н. З. Хейфеца. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава за 1932–1954. Д. 246. Л. 129–182; Личная карточка Н. З. Хейфеца. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава за 1930–1941. Д. 60. Л. 15–16; Хейфец Н. З. Письмо М. О. Штейнбергу от 01.08.1921, Ростов-на-Дону. Отдел рукописей НМБ СПбГК. № 6468. 1 л.

А. Н. Цветкова, А. А. Алексеев-Борецкий, 2015