РЯЗАНОВ, Пётр Борисович (1899–1942)

Кафедра теории музыки
Профессор

РЯЗАНОВ, Пётр Борисович (9/21 октября 1899, в некоторых источниках ошибочно 1891, Нарва Санкт-Петербургской губернии Российской империи, ныне Эстония — 11 октября 1942, Тбилиси; захоронен на кладбище Ваке, Грузия) — композитор, музыковед, педагог, фольклорист. Профессор (1935). Член правления Кружка новой музыки (Ассоциация современной музыки, 1927). Член Ленинградского отд. Союза композиторов (1932). Награжден Почетной грамотой Верховного Совета СССР «За выдающиеся заслуги в области подготовки музыкальных кадров» в связи с 75-летием Ленинградской консерватории (21 фев. 1938).

Родился в семье судебного следователя. Обучался игре на фортепиано под руководством сестры бабушки — К. А. Каспари и скрипке у В. Г. Вальтера. В последние гимназические годы брал уроки гармонии у Н. А. Соколова. Ему же показывал свои первые юношеские сочинения.

В 1925 окончил Ленинградскую консерваторию по кл. композиции у А. М. Житомирского; учился у Н. А. Соколова (специальная гармония), С. М. Ляпунова (контрапункт строгого стиля), Л. В. Николаева (фуга), Э. А. Купера (чтение партитур), М. М. Чернова (инструментовка), А. Н. Кобылянского (обязательное фортепиано).

В 1922 работал композитором-импровизатором в Живой газете РОСТА (Российского телеграфного агентства).

Преподавал теоретические предметы во многих учебных заведениях Ленинграда.

В Первой музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова: преподаватель теоретических предметов (1924–1928), зав. учебной частью (1925–1928).

В Четвертом государственном музыкальном техникуме: преподаватель теоретических предметов (введение в гармонический анализ, 1925/1926 учебный год).

В Центральном музыкальном техникуме (с 1931 — Первый государственный музыкальный техникум; с 1936 — Первое музыкальное училище, с 1939 — Государственное музыкальное училище имени М. П. Мусоргского): преподаватель (1926–1936, по некоторым сведениям работал и в 1941); зав. инструкторским отделением (1926–1928); зав. учебной частью и композиторским отделением (1928/1929 учебный год). Вел предметы: «Практическое сочинение» (1926–1936), «Мелодика» (1926–1929), «Гармонический анализ» (1926/1927 уч. г.), «Практическая гармония» (1927/1928 уч. г.), на рабочем отделении — «Музыкальная грамота» (1930/1931 уч. г.). Участвовал в организации рабочих курсов при техникуме и составлении учебных планов для них (март 1930).

В Государственном институте истории искусств (ГИИИ, в 1937–1939 — Государственный музыкальный научно-исследовательский институт, в 1939–1958 — Государственный научно-исследовательский институт театра и музыки): преподаватель введения в гармонический анализ на музыкальных курсах (1925/1926 уч. г.); зав. отделом народного творчества (1938–?); зав. кабинетом народного музыкального творчества (май 1940–1941). Был организатором Совещания по музыкальному фольклору.

В Ленинградском отделении Государственного музыкального издательства: ответственный редактор (1931–1937), внештатный консультант, член редакционного совета.

В кооперативном нотном издательстве «Тритон» (1934–1937) — член правления по разделам советской музыкальной литературы и современной западноевропейской, ответственный редактор по разделу вокальной литературы советских авторов.

В Ленинградской консерватории: преподаватель (1925), доцент (1928), профессор (1935–1942) музыкально-теоретических дисциплин на научно-музыкальном и композиторском отд. научно-композиторского ф-та, на музыкально-теоретическом отд. инструкторско-педагогического ф-та, на дирижерском отд. исполнительского ф-та, на военно-морском ф-те (1941/1942 уч. г.); зав. отд. специальной педагогики инструкторско-педагогического ф-та (1930); зав. композиторским отделением (1931–?); декан научно-композиторского ф-та (1936/1937 уч. г.); зав. кафедрой сочинения (1939/1940–?). Преподавал дисциплины: «Сольфеджио» (1925–1929), «Практическое сочинение» (1929–1942), «Мелодика» (1926–1931), «Русская народная песня (включая на III курсе семинарий по изучению взаимоотношения русской речевой и музыкальной интонации)» (1928–1931), «Основы вокальной композиции» (1932–1934), «Полифония» (1927–1929), «Музыкальное краеведение и прикладная музыкальная этнография», «Семинарий или специальный курс» (семинар по этнографии русского народа, 1928/1929 уч. г.).

Из читавшихся курсов следует выделить разработанный Рязановым курс «Мелодики» (1926–1931), впервые введенный в систему консерваторского образования, в реформе которого в эти годы он принимал самое деятельное участие. Курс послужил тем фундаментом, опираясь на который Рязанов создал свое направление в области композиторской педагогики.

Среди учеников Центрального музыкального техникума и Ленинградской консерватории: композиторы — А. М. Баланчивадзе, Н. В. Богословский, Н. Ган, Н. М. Греховодов, И. И. Дзержинский, О. А. Евлахов, Б. С. Майзель, Н. Г. Минх, Г. В. Свиридов, В. П. Соловьев-Седой, В. К. Сорокин, Д. А. Толстой, В. К. Томилин, Г. Фарди, Л. А. Ходжа-Эйнатов, О. С. Чишко и др.; музыковеды — С. Н. Богоявленский, А. Н. Должанский, И. Я. Пустыльник, Т. Г. Тер-Мартиросян.

В музыкальном Техникуме Ленинградской консерватории: преподаватель композиции (ноябрь 1934/1935 уч. г.).

В Тбилисской консерватории: профессор (1936/1937; 1938/1939 уч. г.). Преподавал практическое сочинение, анализ музыкальных форм; руководил аспирантской группой. Среди учеников — композиторы Р. К. Габичвадзе, А. Д. Мачавариани, Т. Шаверзашвили.

В Бакинской консерватории: профессор (1938/1939 уч. г.). Преподавал практическое сочинение, инструментовку и фугу.

Камерные сочинения Рязанова 1920-х годов исполнялись в Кружке друзей камерной музыки, в Кружке новой музыки. Струнный квартет композитора в интерпретации Квартета имени А. К. Глазунова исполнялся в 1936 в Одессе, Ростове-на-Дону, Тбилиси, а также входил в репертуар Квартета Ленинградского Радиокомитета. Квартет Рязанова был включен в программу второго тура Всесоюзного конкурса смычковых инструментов (ноябрь 1938). На конкурсе вокалистов в Тбилиси исполнялись «Короткие песни» (9 и 10 декабрь 1938).

Рязанов накопил большой исследовательский материал, связанный в значительной мере с потребностями композиторской педагогики (вопросы мастерства, творчества, стилистики, творческого метода, композиции, оркестровки, голосоведения, приёмов развития) и с задуманным исследованием «Работа композитора над произведением». Занимался собиранием и изучением фольклора как русского, так и других народов СССР, записывал частушки и детский фольклор.

Много времени уделял организационной, методической и консультационной работе. С 1928 состоял в методсовете по художественному образованию при Ленпрофобре (Ленинградский отдел профессионального образования), а позже, в течение нескольких лет в музыкальном методическом кабинете при Ленискусство.

Был музыкальным консультантом на ленинградской кинофабрике «Союзкино» (1931), а также в методическом центре как член бюро композиторской секции Всероскомдрама (Всероссийское общество композиторов и драматических писателей).

В Ленинградской государственной филармонии: член художественно-политического совета (1932–1933, по направлению Союза композиторов).

В Ленинградском Союзе композиторов: член творческой просмотровой комиссии (1933–?).

В Ленсовете: консультант в музыкально-методическом совете отдела массовой работы (1933–?).

В Малом ленинградском государственном академическом оперном театре (МАЛЕГОТ): штатный консультант по советской опере (1936–?).

Участник жюри 7-й (1933) и 8-й (1934) Олимпиад художественной самодеятельности, а также в жюри конкурсов на массовые музыкальные жанры и на сочинение произведений для органа.

Состоял в жюри Всесоюзного конкурса пианистов (декабрь 1937).

Работал помощником начальника Управления музыкальных учреждений по творческим и научно-исследовательским вопросам (апрель – декабрь 1937). В этом качестве совершил многочисленные поездки по городам и республикам СССР для ознакомления с творчеством местных композиторов, деятельностью музыкальных организаций, подготовкой к декадам, консультаций композиторов.

Нотография

Список сочинений П. Б. Рязанова (1925–1940) // Зарицкая Р. А. Петр Борисович Рязанов: очерк жизни и творчества. Л., 1960. С. 49–50.

Сочинения опубликованные: для кам.-инструм. анс.: Струнный квартет: соч. 8. Л.: Тритон, 1936. 67 с., 4 парт.; Частушечная сюита для голоса, скрипки, флейты, кларнета и фагота: [op. 4]. СПб., 1999. 8 с.; для влч. и фп.: Три пьесы: [op. 11]. Л.; М., 1938; Три пьесы на мотивы белорусских песен: для виолончели с фп. Л.; М., 1940. 15, 4 с.; для фп.: Сюита для фортепиано: op. 5. М.; Вена, 1928. 13 с.; Лирические этюды: для фп.: соч. 10. Л.; М., 1939. 23 с.; хоры: Три массовые песни. Л., 1932; для голоса с фп.: Четыре стихотворения Александра Блока: соч 3: Ненужный день так ярок: для голоса с сопровожд. фп.: оp. 3: № 4 / сл. Ал. Блока. Л., 1927. 5 с.; Кошмар / сл. Ал. Блока. Л., б. г. 5 с.; Улица, улица: оp. 3: № 4 / сл. Ал. Блока. Л., 1927. 5 с.; Короткие песни: для высокого голоса: соч. 9 / на сл. Е. Рывиной, А. Суркова, Б. Корнилова, А. Прокофьева. Л., 1936. 19 с.; обработки народных песен: Саратовские частушки. Л., 1926. 9 с. Прим.: обработки частушек, записанных П. Б. Рязановым в 1912–1915, 1920–1921.

Сочинения неопубликованные: для орк.: Марш (1921); для кам.-инструм. анс.: Фуга для струнного квартета (1924); «Лекция о вреде пьянства» для скрипки, кларнета, виолончели и ударных (1925); для фп.: Вариации E-dur. (1923–1924); Соната: соч. 1. (1924–1925); Характерные танцы. (1933–1935). Прим: другое название «Пляски и танцы»; для голоса с фп.: Кузнец / на сл. И. Северянина. (1921); Victoria Regina / на сл. И. Северянина. (1921); Я вижу вас, прелестной и забавной / на сл. П. Верлена. (1922); Осенняя песнь: для 2-х женских голосов с фп. / на сл. П. Верлена. (1923); Пять миниатюр / на сл. И. А. Бунина, Я. Акахито; В. П. Опочинина, А. А. Блока, С. К. Маковского. (1923–1924); Растрата: басня в лицах / на сл. И. Пруткова. (1925); Трактористка Маша: шуточная молодёжная / на сл. Е. Рывиной. (1935); Расцвели цветочки / сл. народные. (1935); Цыганская таборная: соч. 13 / слова народные из сб. А. Глоба. (1937); хоры: Не зажигай, милка, свечку: частушка. (1917); Плач Каина. Духовный стих для смешанного хора. (1921); Красноармейская походная / на сл. А. Прокофьева; Волнуется синее море; Застольная песня / на сл. Я. Купала. (1936); 7 русских народных песен. (Прим.: обработки песен, записанных П. Б. Рязановым от Д. С. Сергеевой-Гребенюк в 1930–1932); Ци не будзешь молода, дзяучина: рекрутская (обработка белорусской песни, 1935; Ой да ты калинушка. (1937); обработки для голоса и симф. орк.: Детские песни А. К. Лядова, И. Ф. Стравинского, А. Т. Гречанинова. (1930).

Библиография

Литературные сочинения опубликованные: Подробный указатель произведений И. Стравинского // Игорь Стравинский и его балет «Пульчинелла». Л., 1926. С. 61–77; От переводчика // Регер М. О модуляции / пер., сост., предисл. П. Рязанова. Л., 1926. С. 3–6; Программа и методы преподавания сольфеджио: тезисы доклада // Материалы конференции-курсов преподавателей музыкальных техникумов РСФСР, 5–15 сент. 1926 г. Л., 1927. С. 37–38. Прим.: изд. Ленингр. консерватории; О частушке // Музыка и быт. 1927. № 1; Что поют на Волге // Музыка и быт. 1927. № 3; Программа курса мелодики (1926) // Программы Московской и Ленинградской консерваторий / Наркомпрос РСФСР. М.; Л., 1930. С. 118–125; О соотношении педагогических воззрений и композиционно-технических ресурсов Н. А. Римского-Корсакова / подгот. к печати Ф. А. Рубцов // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование / под ред. С. Л. Гинзбурга. Л., 1959. С. 119–132; Вопросы музыкального творчества // Советская музыка. 1967. № 8. С 31–43; Из архива музыканта // Советская музыка. 1967. № 10. С. 61–68; Сравнение практических учебников гармонии П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова / подгот. к печати Н. П. Рязановой // Музыкальная культура России: история и современность. Вып. 2: Архивные изыскания / Санкт- Петербургский гос. ун-т культуры и искусств; сост. В. В. Молзинский. СПб., 2007.

Составление: Регер М. О модуляции / пер., сост., предисл. П. Рязанова. Л., 1926. С. 3–6;

Литературные сочинения неопубликованные: Музыкальная хрестоматия по сольфеджио / под ред. Б. В. Асафьева. (1925–1926). (комм.: рукопись в домашнем архиве Рязанова). 

Литература: Зарицкая Р. А. П. Б. Рязанов: очерк жизни и творчества. Л., 1960. 51 с.; Тюлин Ю. Выдающийся деятель музыки // Советская музыка. 1967. № 8. С. 23–28; Пустыльник И. Педагог — новатор // Советская музыка. 1967. № 8. С. 28–30; Рязанова Н. П. Изучая архив П. Б. Рязанова // Музыкальная культура России: история и современность. Вып. 2: Архивные изыскания / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств; сост. В. В. Молзинский. СПб., 2007; Рязанова Н. П. Материалы к авторскому курсу П. Б. Рязанова «Основы вокальной композиции» // Методологические проблемы современного музыкального образования: материалы межвуз. науч.-практич. семинара 21 мар. 2008 г. СПб., 2008. С. 153–189; Рязанова Н. П. П. Б. Рязанов и Б. В. Асафьев: из истории одной коллективной работы // Opera musicologica. 2014. № 1 (19). С. 4–26Рязанова Н. П. Письма П. Б. Рязанова Б. В. Асафьев // Opera musicological. 2014. № 2 (20). С. 80–86Рязанова Н. П. Встречи С. Прокофьева с ленинградскими композиторами в 1927 г. Диалог П. Рязанова и С. Прокофьева о постановке «Огненного ангела» // Общество, среда, развитие. 2015. № 1. С. 98–101; Рязанова Н. П. Об одном типе фольклоризма в творчестве П. Рязанова. // Общество, среда, развитие. 2015. № 2. С. 87–94; Рязанова Н. П. П. Рязанов о задачах и методических основах курса мелодики // Научное мнение. 2015. № 4. С. 109–114; Рязанова Н. П. Курс мелодики П. Рязанова в контексте актуальных в 1920-е годы музыкально-теоретических учений // Университетский научный журнал. 2015. № 12. С. 93–109; Рязанова Н. П. Основы вокальной композиции. Материалы к авторскому курсу // Научное мнение. 2015. № 7. С. 109–116.

Иконография

Рязанов, Пётр Борисович (1899–1942). Фото 1937 г. Фотопортрет из домашнего архива автора статьи. Цифровая копия хранится в Фонде иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Книга регистрации рождённых, бракосочетавшихся и умерших за 1899: [Запись о рождении Рязанова П. Б.]. Эстонский исторический архив. Нарвский Кренгольмский приход эстонской Православной церкви. № EAA1889 1 20. С. 192; Прошение В. П. Рязановой от 7.01.1910 директору гимназии. ЦГИА СПб. Ф. 55. Оп. 1. Д. 177. Л. 2; Инспекторская книга [Петроградской конс.] с алфавитным списком студентов за 1920/21: [Рязанов П. Б.]. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 44; Книга учащихся [Петроградской конс.] за 1920–1922: [Рязанов П. Б.]. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 47. Л.19, об.; Списки студентов [Петроградской конс.] за 1921: [Рязанов П. Б.]. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 63. Л. 16, об.; Списки студентов, оканчивающих [Петроградскую] конс. в 1924/1925: [Рязанов П. Б.]. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 106. Л. 29 об., 30.

Н. П. Рязанова, 2015