САВШИНСКИЙ, Самарий Ильич (Эльевич) (5/17 августа 1891, Санкт-Петербург – 19 октября 1968, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Серафимовское кладб.) — пианист, педагог, ученый, теоретик пианизма, видный музыкально-общественный деятель. Профессор (1926). Награжден Орденом «Знак Почета» (1938), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Брат Р. И. Шапиро-Савшинской.
Родился в семье музыканта. Начал обучение игре на фортепиано под руководством отца. В 13 лет давал частные уроки игры на фортепиано, работал концертмейстером, играл в ресторанном румынском оркестре.
Готовился к поступлению в Консерваторию с выпускницей В. П. Толстова Е. К. Серовой (1904). Обучался в Консерватории в кл. Толстова, затем у М. К. Бенуа-Эфрон и окончил полный курс специального фортепиано с аттестатом под руководством Л. В. Николаева (1905–1915). В 1918 получил диплом на звание свободного художника.
Регулярно принимал участие в консерваторских концертах, где исполнял не только классический репертуар, но и произведения современников — А. К. Лядова, А. К. Глазунова, С. С. Прокофьева, А. Н. Скрябина, Л. В. Николаева, М. Ф. Гнесина.
В 1918–1921 преподавал в Музыкальном училище (консерватории) Ростовского отделения Императорского Русского музыкального общества (г. Ростов-на-Дону), где сотрудничал с такими выдающимися музыкантами-педагогами, как М. Ф. Гнесин, И. А. Зелихман, С. Н. Гладкова, Н. Н. Кедров, Л. Л. Штрейхер, А. Я. Штримером и другими. Был заведующим сектором музыкального образования в Ростове-на-Дону (1920–1921). Устраивал публичные концерты своего класса. Работал в Музыкальном отделе народного образования под руководством М. Ф. Гнесина. Выступал в городских концертах как солист и ансамблист.
В Петроградской (Ленинградской) консерватории: преподаватель (1.10.1921–1923), член президиума фортепианного отдела (1922–1926), и. о. профессора (1923), профессор (1926–1951, утвержден Государственным ученым советом 22.11.1926); заместитель председателя фортепианного отделения (1927/1928 уч. г.), и. о. председателя фортепианного отд. (27.09.1928–1931), заведующий отд. клавишных инструментов исполнительского ф-та (1931/1932 уч. г.), заведующий фортепианным отд. (1932/1933 уч. г.), заведующий каф. специального фортепиано (1933–1940). Преподавал на Высших курсах художественного мастерства; декан фортепианного ф-та (1940–1947), заведующий каф. специального фортепиано (1947–1951), профессор-почасовик в связи с уходом на пенсию (1951–1961), профессор-консультант (1961–1968) кафедры специального фортепиано.
Много внимания уделял детскому музыкальному воспитанию. Был консультантом при Ленинградском Доме художественного воспитания детей. Инициатор идеи создания специальной Музыкальной школы-десятилетки при Консерватории для особо одаренных детей. Был организатором, первым директором и художественным руководителем этой школы (1936–1940). Создал в школе кл. композиции, из которого вышли такие композиторы, как Г. И. Уствольская, Д. А. Толстой, О. Н. Каравайчук и другие.
Принимал активное участие в разработке и корректуре школьных учебных планов и программ, совмещающих общеобразовательные и музыкальные предметы, оставляя максимальное время для занятий музыкой. Написал ряд статей о детской педагогике и работе с одаренными детьми.
Читал лекции по методике преподавания фортепиано в Ленинграде, Москве, Тбилиси, Ереване, Харькове, Куйбышеве и др. городах СССР. Написал Программу курса «фортепиано» специально для вуза, утвержденную как типовую (1943). Издал ряд научно-методических трудов по вопросам режима, гигиены, технике работы пианиста над музыкальным произведением.
Занимался административной и организаторской деятельностью. Член ревизионной комиссии Российской филармонии (1926), член постоянной квалификационной комиссии Управления по делам искусств Ленинграда (1946). Был консультантом отдела технического контроля для оценки акустических свойств фортепиано на фабрике «Красный октябрь» (1950–1960-е гг.).
Участвовал в музыкальных программах на Ленинградском радио, посвященных жизни и творчеству Л. В. Николаева, В. В. Софроницкого. Публиковал статьи о наиболее ярких музыкальных событиях в Ленинграде: концертах Г. Гульда, А. Г. Рубинштейна и др. Написал монографию, посвященную Л. В. Николаеву, а также свои воспоминания о М. В. Юдиной, С. С. Прокофьеве, М. Ф. Гнесине.
Выпустил более 250-ти выдающихся музыкантов — пианистов-солистов, камерных ансамблистов, концертмейстеров, музыкальных педагогов, музыковедов, дирижеров, методистов. Среди них — С. Б. Вакман, Л. И. Зелихман, Е. М. Зингер, Н. П. Корыхалова, И. И. Лившиц, О. М. Малов, И. А. Мусин, Н. О. Оксентян, С. М. Слонимский, М. Е. Тайманов, С. А. Урываев, М. Я. Хальфин, Е. А. Шафран, А. Г. Шнитке и другие.
Полный список учеников С. И. Савшинского — см. монографию М. Воротного «Самарий Ильич Савшинский» (СПб., 2011. С. 63–81).
Библиография
Сочинения: Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог. Л.; М., 1950. 189 с.; Пианист и его работа. М., 1961. 270 с.; Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963. 119 с.; Работа пианиста над музыкальным произведением. М.; Л., 1964. 187 с.; Гриша Соколов // Музыкальные кадры. 1966. № 16 (25 окт.) С. 2; Прошлое не умирает: (из летописи революционного пятидесятилетия // Советская музыка. 1967. № 1. С. 65–77; Работа пианиста над техникой. Л., 1968. 108 с.; Светлой памяти незабываемого артиста: воспоминания о Софроницком. М., 1970. С. 117–126; Детская фортепианная педагогика // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. Л., 1976. С. 3–30; О работе с музыкально одаренными детьми // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. М., 1979. С. 37–44; Из писем к Л. В. Николаеву // Л. В. Николаев: статьи и воспоминания современников, письма. Л., 1979. С. 222–262. Прим.: Письма С. И. Савшинского за 1913–1920 гг. см. на с. 244–248; Воспоминания о былом // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 2. Л., 1988. С. 44–54; Встречи с Сергеем Прокофьевым // Искусство Ленинграда. 1991. № 5. С. 20–23; Пианист и его работа. М., 2002. 240 с.; Литература [С. И. Савшинского] // Воротной М. В. Самарий Ильич Савшинский. СПб., 2011. С. 82–87. Прим.: полный список работ С. И. Савшинского см. на с. 82–86.
Литература: Савшинский С. И. Памяти ушедших // Советская музыка. 1969. № 1. С 158; Шауб В. В классе Савшинского // Вопросы музыкальной теории и педагогики. Горький, 1975. С. 200–214; Корыхалова Н. П. Савшинский Самарий Ильич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 4. М., 1978. Стб. 812; Воротной М. В. Концертная деятельность профессора С. И. Савшинского // Фортепианное искусство. История и современность: проблемы творчества, исполнительства и педагогики: межвузовский сб. науч. трудов. СПб., 2004. С. 13–41; С. И. Савшинский – музыкант, педагог, ученый: сб. статей, материалов и воспоминаний памяти С. И. Савшинского. СПб., 2007. 190 с.; Воротной М. В. Самарий Ильич Савшинский. СПб., 2011. 87 с.
Архивные источники
Архивные материалы. [С. И. Савшинский] // Воротной М. В. Самарий Ильич Савшинский. СПб., 2011. С. 82–84.
Н. Б. Селиверстова, 2015