АЛОИЗ, Владислав Францевич (Alois Muzikant) (1860–1917)

Кафедра виолончели, арфы, контрабаса и квартета
Профессор

АЛОИЗ (Aloiz, Alois; Алоиз-Музыкант), Владислав (Vladislav, Ladislav, Ладислав) Францевич (Францович); настоящая фамилия — Muzikant, имя — Alois (вариант: чеш. Alois (Aloiz), Vladislav (Ladislav); русск. Алоиз-Музыкант, Алоис-Музыкант; транслит. с русск. Muzikant Vladislav (Francevič); укр. Aloїз Музикант; транслит. с укр. Алоис, Алоис-Музикант, Aloїz Muzikant; польск. Aloiz Władysław) (1 июля 1860 или 9 августа [?] 1860, Прага – 1917, в некоторых источниках 1918[?], Петроград, ныне Санкт-Петербург) — чешский виолончелист, композитор, педагог. Профессор 2-й степени (1909). Награжден Орденом Св. Станислава 3-й степени (1911), шейной золотой медалью «За усердие» на Станиславской ленте (1907), Золотым нагрудным знаком для солистов Придворного оркестра (1902), серебряным жетоном по случаю 25-летия со дня основания Придворного оркестра (1909).

Музыкой начал заниматься с 6 лет. С дипломом окончил Пражскую консерваторию по кл. игры на виолончели у Ф. Гегенбарта и по кл. игры на фортепиано у Ф. Шимана (или Шимака, 1873–1879).

В Киевском музыкальном училище Императорского Русского музыкального общества: преподаватель кл. игры на виолончели и обязательного кл. игры на фортепиано (1879–1886). Вместе с В. И. Суком и О. Шевчиком организовал струнный отдел училища.

Профессор кл. игры на виолончели Варшавского института музыки и солист Варшавского казенного оперного театра (1886–1891); среди учеников — С. В. Вильконский.

Преподаватель Одесского музыкального училища Императорского Русского музыкального общества (1891–1893); среди учеников — И. Малкин и Г. М.[?] Хрошанский. Концертмейстер симфонического оркестра Одесского театра оперы и балета (1891[?]–1897[?]).

В Санкт-Петербургском Придворном оркестре: артист (1897–1901), артист-солист (1901–1918[?]). В Императорской Придворной певческой капелле: преподаватель (1897–1901), профессор кл. виолончели (с 1901).

В Санкт-Петербургской (Петроградской) консерватории: старший преподаватель (1905), профессор 2-й степени (1909–1918) кл. игры на виолончели. Преподавал игру на виолончели, квартет, камерный ансамбль. Среди учеников — С. М. Козолупов (кл. камерного ансамбля).

Игра Алоиза отличалась музыкальностью, теплым, красивым звуком, незаурядным техническим мастерством. В репертуаре — произведения Л. Боккерини, В. Молика, А. Серве, Б. Космана, А. Г. Рубинштейна, М. Бруха, К. Ю. Давыдова, П. И. Чайковского, Ж. Десверта, Д. Поппера, Ю. Кленгеля, Р. М. Глиэра (Алоиз — один из участников 1-го исполнения Секстета № 1), собственные сочинения и др. В качестве солиста и ансамблиста выступал в камерных и симфонических концертах в Варшаве, Гораждевице, Житомире, Киеве, Одессе, Рокицани, Санкт-Петербурге и других городах России и Чехии. В 1893 в Одессе исполнил «Вариации на тему рококо» под управлением П. И. Чайковского, позднее писавшего о том, что он ценит Алоиза как музыканта. Систематически выступал в составе различных камерных ансамблей — дуэтов, трио, квартетов, секстетов. Партнеры-ансамблисты — Л. Ауэр (скр.), Е. И. Брик-Ирадова (фп.), А. В. Вержбилович (влч.), Э. Изаи (скр.), Й. Карбулька (скр.), Н. В. Лысенко (фп.), О. Шевчик (скр.) и другие.

Алоизу принадлежит множество музыкальных произведений, среди которых — два виолончельных концерта, сонаты для скрипки и фортепиано, сонаты для виолончели и фортепиано, фортепианные трио; пьесы для оркестра (в т. ч. «Славянский танец»), пьесы для виолончели и фортепиано (Романс, ор. 9; Колыбельная, ор. 18; 2 пьесы, ор. 22; Тарантелла, ор. 20; Ария и гавот, ор. 26; 5 пьес, ор. 47), пьесы для фортепиано, романсы на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Д. Д. Минаева, С. Я. Надсона, Д. С. Мережковского, М. А. Слонова, М. Балуцкого, В. А. Мазуркевича и др. (op. 4, 20, 21, 24, 30, 42–44, 49, 51, 54). Сочинения Алоиза публиковались издательствами «П. Юргенсон», «Ю. Циммерман», «Л. Идзиковский» и др. Если инструментальная музыка (в частности, фортепианные трио) исполнялась с успехом, то романсы подвергались в печати острой критике: рецензенты отмечали подражательный характер творчества Алоиза, находившегося под сильным влиянием Глинки и особенно Чайковского, однообразие используемых им приемов, банальность и сомнительный вкус, погрешности в просодии и другие.

Библиография

Основная литература: [Сенилов В. А.] Алоиз Владислав Францович // Риман Г. Музыкальный словарь. А–И. М.; Лейпциг, 1901. С. 23. URL: http://books.e-heritage.ru/book/34841; F. J. [В. Алоиз. 11 романсов, ор. 43] // Русская музыкальная газета. 1901. № 41. Стб. 1008–1009; Алоиз // Биографии композиторов: с IV по XX век с портретами / Ин. и рус. отдел под ред. А. Ильинского; польск. отдел под ред. Г. Пахульского. М., 1904. С. 646; L. [В. Алоиз. 6 романсов, ор. 44. 5 романсов, ор. 49. 5 романсов, ор. 51] // Русская музыкальная газета. 1906. № 25–26. Стб. 614–615; [Алоиз Владислав Францевич] // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 221; [Алоиз Владислав Францевич] // Гинзбург Л. История виолончельного искусства: Русская классическая виолончельная школа (1860–1917). М., 1965. С. 255–259; Гинзбург Л. С. Алоиз В. Ф. (наст. фам. и имя Музыкант Алоиз) // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 112. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/374/Алоиз; Grochovskij V. Čeští hudebníci na Rusi. Praha: Akademie múzických umění, 2010. S. 311.

Архивные источники

ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 3. Дело ст. преп. В. Ф. Алоиса. 1901–1912. 11 л.


Т. С. Меликова, М. И. Алейников, В. А. Ильюшкина, 2012