ГАЛКИН, Николай Владимирович (1856–1906)

Кафедра скрипки и альта
Профессор

ГАЛКИН, Николай Владимирович (6/18 декабря 1856, Санкт-Петербург – 8/21 мая 1906, там же) — скрипач, альтист, дирижер, педагог, композитор. Профессор 1-й степени (1903). Дворянин. Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1892), Св. Анны 3-й степени (1895), Св. Станислава 2-й степени (1898), Св. Анны 2-й степени (1902), шейной золотой медалью «За усердие» на Станиславской ленте (1886), серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III».

Обучался в Петропавловском училище. Первоначальное музыкальное образование получил у Каминского. Окончил Консерваторию в кл. скрипки у Л. Ауэра (1868–1872, аттестат, большая серебряная медаль; в 1874 удостоен диплома на звание свободного художника). Продолжал заниматься у Ауэра до начала 1880-х. Совершенствовал мастерство в Берлине у Й. Иоахима (1875), в Париже у Э. Соре, недолгое время у Г. Венявского в Брюсселе. Учился в Консерватории по кл. теории музыки (1879–1881).

Артист оркестра Павловского музыкального вокзала (1874–?). Концертмейстер оркестра Б. Бильзе (Берлин, 1875).

В Мариинском театре: артист-скрипач Императорских театров (1877–1879), дирижер-репетитор балетного оркестра (1879–1881), скрипач балетного оркестра (1881–1894[?]).

Дирижер симфонического оркестра Александринского театра (1895–?).

В Консерватории: преподаватель (1880), старший преподаватель (1884), профессор 2-й степени (1888), профессор 1-й степени (1903–1906). Преподавал игру на скрипке, дирижирование, квартет, вел оркестровый и дирижерский классы. Руководил ученическим оркестром Консерватории. Среди учеников — Sascha Lasserson, И. М. Мариупольский (директор Музыкальных классов Иркутского отделения Императорского Русского музыкального общества), Л. М. Пульвер, В. Н. Римский-Корсаков. Частные уроки игры на скрипке у Галкина брал В. В. Андреев.

Выступал в концертах как солист, ансамблист и дирижер. Во 2-й половине 1870-х и в 1880-е концертировал в качестве солиста в России (в т. ч. в Санкт-Петербурге участвовал в концертах Бесплатной музыкальной школы), Германии, Франции, Бельгии, Голландии и других странах Европы. Играл с оркестром под управлением А. Г. Рубинштейна. Руководил консерваторским квартетом: Галкин (1-я скр.), Рыбь (2-я скр.), Попов (альт), Н. Н. Логановский (влч.). В 1880–1883 исполнял партию 1-й скрипки в Русском квартете (2-я скр. — Н. В. Дегтярев, альт — А. Д. Резвецов, влч. — А. В. Кузнецов), сыгравшего премьеры 1-го и 2-го квартетов А. П. Бородина. «Исполнение [1-го квартета] было неудачным. <…> Игра квартета страдала грубостью, обилием ошибок, фальшивых нот» (Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. М.; Л., 1965. С. 275). С начала 1880-х до 1892 принимал участие в квартетных вечерах Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). В 1889 вошел в состав струнного Квартета Санкт-Петербургского отделения ИРМО в качестве альтиста; партию 1-й скр. исполнял Л. Ауэр, 2-й скр. — Э. Млынарский, влч. — А. В. Вержбилович. Среди партнеров-ансамблистов также — Э. Э. Крюгер, Т. Штейн. В камерном репертуаре — квартеты Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Н. Я. Афанасьева, А. Г. Рубинштейна, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковского, Э. Грига, Н. А. Римского-Корсакова и другие. С 1883 выступал в качестве дирижера в Павловском вокзале. Дирижировал воскресными симфоническими концертами ИРМО (1896–1897). В 1903 участвовал как дирижер в симфоническом концерте, организованном ИРМО в честь 200-летия Санкт-Петербурга.

Особенное значение имела деятельность Галкина на посту главного дирижера летних симфонических концертов Павловского вокзала (1892–1903). Благодаря его инициативе основное место в программах концертов заняла серьезная музыка, репертуар стал очень разнообразным, было достигнуто численное равновесие между сочинениями западноевропейских и отечественных композиторов. Оркестр формировался в основном из русских музыкантов, в частности, пополнялся студентами последних курсов Консерватории.

Исключительное внимание уделял исполнению русской музыки, сделав много для ее пропаганды. Ввел в традицию проведение по вторникам концертов, в которых звучала только русская музыка. Обширный репертуар дирижера включал произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина (в т. ч. 3 симфонии), Ц. А. Кюи, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского («Ночь на Лысой горе», отрывки из опер «Борис Годунов» и «Хованщина»), П. И. Чайковского (6 симфоний, «Манфред», сюиты, Серенада для струнного оркестра и др.), Н. А. Римского-Корсакова (Сербская фантазия, Испанское каприччио, «Шехеразада», сюиты из опер и др.), Н. В. Щербачева, С. И. Танеева, Н. А. Соколова, А. С. Аренского, А. Т. Гречанинова, А. К. Глазунова, В. С. Калинникова, А. А. Спендиарова и др. К 10-летнему юбилею дирижерской деятельности Галкина в Павловске петербургские композиторы — Н. В. Арцыбушев, Я. Витолс, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков и Н. А. Соколов — преподнесли подарок: сочинили и посвятили ему «Вариации на русскую песню».

Дирижировал также симфоническими произведениями, инструментальными концертами и симфоническими фрагментами из опер зарубежных композиторов — Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Шуберта, Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера, С. Франка, К. Сен-Санса, Э. Грига, В. д’Энди, П. Масканьи, Р. Штрауса и др. При участии хоров А. А. Архангельского и Г. А. Казаченко исполнил целый ряд масштабных кантатно-ораториальных произведений В. А. Моцарта (Реквием), Л. Бетховена (Месса до мажор), Д. Россини (Торжественная месса), Ф. Шуберта, Г. Берлиоза («Бегство в Египет»), Ф. Мендельсона («Вальпургиева ночь»), Р. Шумана («Странствие розы» и Реквием).

Привлекал к участию в своих павловских концертах многих выдающихся солистов, среди них — Л. С. Ауэр (скр.), М. Н. Баринова (фп.), Н. А. Большаков (тенор), А. В. Вержбилович (влч.), Е. В. Вольф-Израэль (влч.), М. Н. Гамовецкая (скр.), С. Н. Гладкая (сопрано), И. В. Ершов (тенор), Э. Жакобс (влч.), Э. Зауэр (фп.), Н. Н. Кедров (баритон), А. М. Лабинский (тенор), С. О. Ментер (фп.), О. А. Налбандян (скр.), В. Л. Сапельников (фп.), Б. О. Сибор (скр.), Д. А. Смирнов (тенор), Л. В. Собинов (тенор), И. С. Томарс (тенор), Е. Хубай (скр.), Ф. И. Шаляпин (бас), Л. Г. Яковлев (баритон) и другие.

Галкин — автор пьес и транскрипций сочинений К. Ф. Э. Баха, Ф. Шопена, Р. Шумана для скрипки и фортепиано, романсов на слова Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. В. Омулевского, Я. П. Полонского, К. Р. (Вел. князя Константина Константиновича Романова), выходивших в издательствах «В. Бессель», «Ю. Г. Циммерман», «G. Schirmer», «R. u. W. Lienau» и других.

Н. В. Галкину посвящен Концертный вальс № 2 (op. 51) А. К. Глазунова.

Цитируемая литература

Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. М.; Л., 1965. С. 275.

Библиография

Основная литература: Лит. [о Н. В. Галкине с 1897 по 1906] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 888. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1847/Галкин; Концерты в Павловске: (Музыкальная летопись С.-Петербурга) // Русская музыкальная газета. 1894. № 6. С. 130–132; Хроника театра и искусства // Театр и искусство. 1898. № 24. С. 438; Галкин Николай Владимирович // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 282; Концерты: (Хроника. С.-Петербург) // Русская музыкальная газета. 1901. № 29–30. Стб. 712–713; Галкин Н. В.: [Некролог] // РМГ. 1906. № 21–22. Стб. 538; Галкин Н. В.: [Некролог] // Ежегодник Императорских театров. 1905–1906. Вып. 16. С. 175; Бихтер М. Николай Владимирович Галкин // Советская музыка. 1959. № 9. С. 128; [Галкин Николай Владимирович] // 100 лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк. Л., 1962. С. 233; Глазунов А. К. Письмо [о Галкине-дирижере] Н. А. Римскому-Корсакову от 6 июля 1901 г. // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Т. VI: Литературные произведения и переписка / подг. Э. Э. Язовицкой. М., 1965. С.113–115; Марков И. М. Галкин Николай Владимирович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 888. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1847/Галкин; [Розанов А. С. Н. В. Галкин — главный дирижер концертов Павловского вокзала] // Розанов А. С. Музыкальный Павловск. СПб., 2007. С. 90–103. [С. 19 вклейки].

Нотография

Для влч. и фп.: Mazurka: Für v-ne u. pf.: Op. 5, № 2. / Ed. by M. Vogrich. N. Y., G. Schirmer; Leipzig, [etc.] J. H. Zimmerman, 1889; Tarantelle: Für v-ne u. pf.: Op. 5, № 3. N. Y., G. Schirmer; Leipzig, [etc.]: J. H. Zimmerman, c. 1889. 9 [3] p.; Trois transcriptions: Pour le violon avec de piano. St.-Pb., [s. d.]. 13 p. (Содерж: Nocturne de Chopin [F-dur], Rondo de Ph. E. Bach [h-moll], Träumerei de Schumann);

для голоса и фп.: За окном в тени мелькает: Романс / сл. Я. П. Полонского. СПб., ценз. 1880. 5 с.; Много птичек скрылось: Романс / сл. И. В. Омулевского. СПб., ценз. 1880. 3 с.; Своей щекой прильни к моей: Романс / сл. Г. Гейне. СПб., ценз. 1880. 3 с.; Ты всегда хороша несравненно: Романс / сл. Н. А. Некрасова. СПб., ценз. 1880. 5 с.; Чисто вечернее небо: Романс / сл. М. Ю. Лермонтова. СПб., ценз. 1880. 5 с.; Повеяло черемухой: Романс. Op. 4 / сл. К. Р. СПб., ценз. 1888. 3 с.; Еще томлюсь тоской желаний: Романс. Op. 7 / сл. N.N. СПб., ценз. 1889. 3 с.;

для скр. и фп.: Серенада. Пг.; М., [1916]. 7 [3] с.;

Иконография

Н. В. Галкин: [Портрет] // Розанов А. С. Музыкальный Павловск. СПб., 2007. [С. 19 вклейки.]; Николай Владимирович Галкин. [Фото] // Светозарова Е. Д. Хоровое пение в Петербургской консерватории (1862–1912). СПб., 2013. С. 79.

Архивные источники

ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 39. Дело преподавателя Консерватории Н. В. Галкина. 1881–?. 55 л.

М. И. Алейников, 2012