ПУСТЫЛЬНИК, Иосиф Яковлевич (17/30 января 1905, г. Балт Подольской губ., ныне Одесская обл. Украины – 21 июля 1991, Москва) — композитор, скрипач, теоретик музыки, педагог. Доцент (1963). Кандидат искусствоведения (1969). Член Ленинградского отд. Союза композиторов (1932).
Родился в семье владельца табачной мастерской. Учился в Балтской гимназии (1913–1918). С детства брал частные уроки скрипки у местного свадебного музыканта Х. Ука. В 1920 от петлюровских еврейских погромов семья бежал в г. Бирзулу, а затем в Одессу. Учился в Одесской казенной гимназии и Музыкальной школе М. В. Фидельмана. Окончил Одесскую консерваторию по кл. скрипки у П. С. Столярского и по кл. дирижирования у Г. Н. Столярова (1925–1929).
В годы студенчества работал в качестве артиста оркестра в Одесском оперном театре, давал уроки теории музыки и гармонии.
Уехал в Ленинград, где поступил на композиторское отд. в Центральный музыкальный техникум (1929–1931), а затем перевелся на композиторский факультет Ленинградской консерватории в кл. П. Б. Рязанова (1931–1936).
Совмещал композиторскую, педагогическую и научную деятельность.
С 1931 как композитор стал сотрудничать на договорной основе с издательством «Музгиз», Ленинградским Радиокомитетом, Ленфильмом, Лентехфильмом, Малым ленингр. гос. академич. оперным театром (МАЛЕГОТ), московским Большим театром и другими.
Написал «Концертную пьесу» для скрипки и симфонического оркестра (1933), симфоническую сюиту (1935), детскую оперу «Пожар» на собственное либретто по мотивам ст. С. Я. Маршака (пост. на Ленинградском радио в 1935 и 1937), антифашистскую оперу «Продолжение следует» для Большого театра, запрещенную к постановке лично И. В. Сталиным (1937). Писал киномузыку, в том числе к детскому к/ф «Патриот» (1939, реж. Я. Б. Фрид и А. Н. Апсолон) и «Возвращение» (1940, реж. Я. Б. Фрид).
В Центральном музыкальном техникуме вел кл. практического сочинения (1938–1941).
Во время Великой Отечественной войны был в эвакуации вместе с Гос. академич. театром оперы и балета имени С. М. Кирова (1941–1944).
В Ижевске работал в качестве дирижера в Удмурдской гос. филармонии, в Казани руководил оркестром Управления кинофикации при СНК Татарской АССР.
В Ленинградской консерватории: преподаватель (1939–1941; 1949–1951), и. о. доцента (1953), доцент (1963), и. о. профессора (1970–1983) курса спец. полифонии на композиторском факультете.
Обладал педагогическим талантом и глубочайшей профессиональной эрудицией. Разработал авторскую методику преподавания специальной полифонии для композиторов и музыковедов. Автор ряда научно-методических пособий и книг, среди которых — «Практическое руководство к написанию канона», «Подвижной контрапункт и свободное письмо», «Принципы ладовой организации в современной музыке» и др. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Подвижной контрапункт и свободное письмо» (1969).
В числе многочисленных учеников — Г. Г. Белов, В. Л. Наговицын, Ж. Л. Металлиди и другие.
Руководил Семинаром самодеятельных начинающих композиторов при Доме композиторов (1947–1983). Вел занятия по полифонии и инструментоведению. В разное время в семинаре обучались такие известные в будущем композиторы, как А. Н. Колкер, Ж. Л. Металлиди, Б. П. Кравченко, Б. И. Архимандритов, Г. О. Корчмар, В. В. Наговицын, А. Г. Попов и многие другие.
В 1952 стал членом бюро Секции камерно-симфонической музыки и музыкального театра Ленинградского отд. Союза композиторов, членом Правления Музфонда, членом Совета Дома композиторов. С 1931 как композитор стал сотрудничать на договорной основе с издательством «Музгиз».
Среди сочинений послевоенного периода — первая чувашская национальная опера «Нарспи» («Беглянка») на сюжет поэмы К. В. Иванова, заказанная Чувашским управлением искусств (1952), опера по мотивам пьесы А. П. Чехова «Чайка» (1958), цикл романсов и Симфоническая кантата на ст. Мусы Джалиля (1950-е гг.), октет «Страницы из блокнота» для 2-х скр., альта, влч., контрабаса, флейты, кларнета и фортепиано (1961), Кантата «Пора!» по поэме А. Т. Твардовского «За далью даль» для солиста, хора и симфонического оркестра (1966) и другое.
В 1986 по семейным обстоятельствам переехал в Москву.
Нотография
для голоса с фп.: Русская река: для голоса с фп. Таллин, 1955. 7 с.; Пять романсов на стихи Мусы Джалиля: для голоса и фп. Л., 1958. 31 с.; Нарспи: отдельные номера из оперы для пения с фп. Л., 1958. 18 с.;
для симф. орк.: Поэма памяти Мусы Джалиля: для симф. орк. Л., 1960. 64 с.; Ангорская поэма по прочтении повести В. Г. Распутина «Живи и помни»: для бол. симф. орк. Л., 1986. 42 с.
др.: Две песни: перелож. для баяна. Л., 1950. 8 с.; Октет: для 2-х скр., альта, влч., к-баса, фл., кл. и фп. Л., 1965. 72 с.; Скерцо: для кларнета с фп. Л., 1967. 12, [2] с.; Концерт: для валторны, 2-х фп. и камерн. орк. Л., 1980. 79 с.; Квартет № 1: для 2-х скр., альта и влч. (с голосом) / сл. Ч. Т. Айтматова из повести «Белый пароход». Л., 1982. 38 с.; Двенадцать вариаций и фуг: для 2-х скр., альта и влч. Л., 1985. 70 с.
Библиография
Сочинения: Практическое руководство к написанию канона. Л., 1959. 103 с. (2-е изд., перераб.– Л., 1975. 80 с.); Советская опера на сюжет Шекспира // Музыкальные кадры. 1959. № 6 (16 мая). С. 4 (в соавт. с Л. Адигезаловой). Прим.: рецензия на оперу Шебалина «Укрощение строптивой»; Музыкальная форма: учеб. пособие / общ. ред. Ю. Н. Тюлина; авт.-сост. И. Пустыльник и др. М., 1965. 395 с.; Педагог-новатор // Советская музыка. 1967. № 8. С. 28–30. Прим.: О педагоге-музыковеде П. Б. Рязанове; Памяти дорогого учителя // Х. С. Кушнарев. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.; Л., 1967. С. 45–47; Подвижной контрапункт и свободное письмо. Л., 1967. 142 с.; Кушнарев Х. С. О полифонии: сб. ст. / ред. и сост. Ю. Н. Тюлина и И. Я. Пустыльника. М., 1971. 136 с.; Хрестоматия по канону: учеб. пособие для муз. вузов. М., 1973. 140 с.; Принципы ладовой организации в современной музыке. Л., 1979. 189 с.; Беседы о Шостаковиче: с Иосифом Яковлевичем Пустыльником // В мире Шостаковича: запись бесед с Д. Д. Шостаковичем / сост., авт. коммент., запись бесед С. М. Хентовой. М., 1996. С. 152–154.
Литература: Соколов В. Н. Вспоминая И. Я. Пустыльника // Наши учителя: сборник воспоминаний о преподавателях кафедры теории музыки Ленинградской (Петербургской) консерватории / [ред.-сост. Л. П. Иванова, Е. Л. Александрова]. СПб., 2006. С. 41–43.
Архивные источники
Личное дело И. Я. Пустыльника. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих и студентов за 1924–1954. Д. 179. С. 176–187, 234–238; Личное дело доцента И. Я. Пустыльника. Архив СПбГК. Д. 196. 36 л.
Н. Б. Селиверстова, 2016