ЧИШКО, Олесь (Александр) Семёнович (1895–1976)

Кафедра специальной композиции и импровизации
Доцент

ЧИШКО, Олесь (Александр) Семёнович (20 июня / 2 июля 1895, село Двуречный Кут, Харьковская губерния Российской империи, ныне Харьковской области Украины – 4 декабря 1976, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — певец (тенор), композитор, педагог. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944) и РСФСР (1957). Доцент (1955). Член Союза композиторов (1932). Член правления Союза советских композиторов (1936–1939). Награжден Орденом «Знак Почета» (1939) и медалью «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945» (1947). Муж Л. В. Кича.

Родился в семье железнодорожника. Окончил восемь классов Харьковской Третьей гимназии (1906–1914), а затем три курса юридического факультета Харьковского университета (1914–1917).

Брал уроки пения у Ф. Бугомелли. Выступал как артист хора и как солист в харьковском театре «Богема» (1917–1918). Преподавал теорию музыки и гармонию в различных учебных учреждениях Харькова (1917–1920). Поступил на вокальное отделение Харьковской консерватории (1917), но потерял голос и перешел на теоретический факультет. Начал сочинять песни, хоры. Брал уроки композиции у С. В. Акимова и Н. Ф. Соколова. Восстановил голос, занимаясь в вокальной студии у Л. В. Кича. В 1924 году поставил силами студии свою оперу «Юдифь», которая получила одобрение А. К. Глазунова и М. М. Чернова.

Экстерном окончил вокальное отделение Харьковского музыкально-драматического института (1924). Выполнял функции художественного руководителя, солиста и хормейстера в театре Красной армии при подотделе искусств Новороссийского ревкома (1923–1924).

В качестве солиста Харьковского оперного театра стал первым исполнителем партии Кобзаря в опере Н. В. Лысенко «Тарас Бульба» (1924). Выступал в составе оперных антреприз и Украинской государственной оперы в театрах Киева, Одессы. Концертировал в Саратове, на юге России, в московской антрепризе С. И. Зимина (1924–1931). 

Организовал и возглавил композиторскую мастерскую при Всеукраинском Товариществе революционных музыкантов (1927–1931). Написал оперу по пьесе И. Д. Днепровского «Яблоневый полон», с успехом поставленную в Одессе и других городах (1931).

Переехал в Ленинград к жене, профессору Консерватории Л. В. Кича. Был солистом в Малом петроградском государственном академическом театре (МАЛЕГОТ, 1931–1939, 1945–1948). Среди ярких образов, созданных Чишко, — Годун в опере А. М. Фемелиди «Разлом», Максим Беркут в опере Б. Н. Лятошинского «Захар Беркут», Пьер Безухов в опере С. С. Прокофьева «Война и мир». Выступал как концертный певец в Ленинградской филармонии и как солист Ленинградской Госэстрады и Комитета Радиовещания (1931–1934). Написал музыку к кинофильму режиссера Д. И. Дальского «Возможно, завтра» (1932).

Окончил Консерваторию по классу композиции у П. Б. Рязанова (1934–1937). Оркестровку проходил у А. М. Житомирского и М. О. Штейнберга. Гармонию изучал в классе Ю. Н. Тюлина, полифонию — у Х. С. Кушнарёва

В качестве дипломной работы представил оперу на собственное либретто «Броненосец Потемкин», в которой исполнил партию Матюшенко (1937, театр оперы и балета имени С. М. Кирова, дирижер А. М. Пазовский). Член Союза композиторов с момента его создания (1932). Член правления Союза советских композиторов (1936–1939).

Автор вокальной музыки на героико-революционную тематику, опер и кантат, романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко и др. (около 50), многочисленных песен и обработок (свыше 130). Среди инструментальных сочинений — оркестровые увертюры, сюиты, камерные произведения. Писал музыку к драматическим спектаклям, в том числе, — к пьесе «Дума о Британке» (1937, БДТ), «Шел солдат с фронта» (1938, Театр имени А. С. Пушкина), «Повесть о женщине» (1940, Русский драматический театр») и другие. 

Стал одним из создателей и руководителей Ансамбля песни и пляски Балтфлота (1939–1940).

В годы Великой Отечественной войны вместе с Консерваторией эвакуировался в Ташкент. Здесь создал две оперы («Дочь Каспия», 1942; «Махмуд Тораби», 1944), за которые получил звание заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР.

В Консерватории: и. о. профессора (1944–1945), и. о. доцента (1948–1955), доцент (1955–1965) каф. композиции. Среди его учеников по классу композиции — В. И. Кладницкий, А. А. Пресленев, Э. Ф. Смехнов (Вордзяк), Чо Гир Сок (Корея), Мун Ген Ок (Корея), Дамдинсурэн Бэлэг (Монголия), Б. Б. Благовидов, Н. С. Симонян, Б. П. Кравченко и другие. 

Музыкальные сочинения

Оперы: Юдифь (либр. Чишко, 1923), Яблоневый плен (Яблуневий полон, либр. Чишко, по пьесе И. Днипровского, 1931, Одесский театр оперы и балета), Дочь Каспия (1942), Махмуд Тораби (1944, Узб. театр оперы и балета), Леся и Данила (1958), Соперники (1964), Иркутская история (не окончена); 
вок.-симф. сюиты: Гвардейцы (1942), Флаг над сельсоветом (с орк. нар. инструментов, 1948), Шахтёры (1955); 
для оркестра: увертюра Степь (1930), Украинская сюита (1944);
для оркестра народных инструментов: Танцевальная сюита (1933), 6 пьес (1939–1945), 2 казах. песни для казах. орк. нар. инструментов (1942, 1944); 
струнный квартет (1941); 
хоры, романсы (ок. 50) и песни на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко и др.;
обработки: укр., рус, казах., узб. нар. песен (ок. 160); музыка к спектаклям драм. т-ра.

Нотография

Вокальные сочинения: Колыбельная / на ст. В. Инбер. Л.: Музгиз, 1936. 3 с.; Избранные песни и хоры из оперы «Броненосец Потемкин». М.: Музгиз, 1937. 16 с.; Опера «Броненосец Потемкин». Клавир. Л.: Искусство, 1938. 445 с.; Золотистый хохолок / на ст. В. Лебедева-Кумача. Л; М.: Музгиз, 1948. 3 с.; Как пойду я на быструю реченьку. Русская народная песня в обработке О. Чишко // Романсы и песни. Л; М.: Советский композитор, 1949. С. 54–57; На яхте. Для хора и фортепиано (сл. В. Рождественского) // Попов С. Семь песен советских композиторов. М; Л.: Музгиз, 1952. С. 23–27; «Привет вам». Узбекская народная песня // О. Чишко. Пять песен народов СССР. Л.: Советский композитор, 1953. С. 20–25; Речная молодежная / на сл. С. Щербакова. Таллин: Музфонд, 1954. 7 с.; Блеснет ли день / на ст. А. Пушкина. Л.: Музгиз, 1956. 7 с.; О. Чишко // Шнеерсон Г. Песни народов мира. Вып. 2. Песни народов Советского Союза. Песни народов зарубежных стран: Для пения (соло, хор) с сопровожд. ф.-п. М.: Музгиз, 1957. С. 46–48; Есть такая партия. Кантата для солистов, хора и симфонического оркестра. Клавир. Л.: Советский композитор, 1957. 64 с.; Пять песен народов СССР для голоса с фортепиано. Л.: Советский композитор, 1958. 36 с.; Комсомол (слова О. Чишко). Для хора и фортепиано. Л.: Советский композитор, 1959. 4 с.; Звездочка. Когда провожатый на верфях. Музыкальный рассказ для голоса и фортепиано / на ст. А. Суркова. Л.: Советский композитор, 1960. 9 с.; Прогулка в Горках. Лирический монолог / сл. А. Маркова. Л.: Советский композитор, 1960. 15 с.; Песня Качуры из оперы Броненосец Потемкин (для баритона и фортепиано). М.: Советский композитор, 1961. 5 с.; Думы / ст. Т. Шевченко. Л.: Советский композитор, 1961. 7 с.; Номера для пения с фортепиано из оперы «Броненосец Потемкин. Л.: Советский композитор, 1967. 15 с.; Отдельные номера из оперы «Махмуд Тароби» для пения с фортепиано. Л.: Советский композитор, 1961. 23 с.; Лети, мое сердце, лети. Для голоса и фортепиано (сл. Э. Багрицкого) // Хрестоматия вокально-педагогического репертуара. М.: Музгиз, 1966. С. 16–17; Романсы для голоса, виолончели и фортепиано на стихи М. Лермонтова и Н. Рыленкова. М.: Музгиз, 1967. 19 с.; Песня Качуры из оперы «Броненосец Потемкин» // Избранные арии и песни из опер советских композиторов. М.: Советский композитор, 1968. С. 42–44; Наше поле на раздолье. Болгарская трудовая песня в обработке О. Чишко // Пять народных песен. М.: Музгиз, 1969. С. 17–21; Монолог Вакулинчука из оперы «Броненосец Потемкин» // Арии, романсы и песни из репертуара А. С. Пирогова. М.: Музгиз, 1969. С. 51–54; Ленин — наша правда и сила. Для хора без сопровождения (сл. Орлова) // Пою мое Отечество. Вып. 1. Л.; М.: Музгиз, 1973. С. 30–40; Вокальные сочинения для тенора и фортепиано. Л.; М.: Советский композитор, 1975. 31 с.

инструментальные соч.: Пять пьес для скрипки и фортепиано. Л.; М.: Советский композитор, 1970. 40 с.; Ребячьи забавы. Пьесы для трубы и фортепиано. Л.: Музгиз, 1972. 12 с.; Украинская рапсодия для органа // Советская органная музыка. М.: Музгиз, 1965. С. 80–96.

Библиография

Сочинения: Моя творческая работа. Несколько замечаний для слушателей и критиков // Советская музыка. 1938. № 1, январь. С. 85–88; Испытание мужества // Вечерний Ленинград. 1947. № 44. 22 февраля. С. 3 [о своей работе над новой народно-музыкальной драмой]; Настоящая поэзия труда // Музыкальные кадры. 1950. № 5. 1 октября. С. 4; Интересный концерт [рецензия на авторский концерт Р. Глиэра] // Правда. 1952. № 111. 20 апреля. С. 3; Восьмидесятилетие Р. М. Глиэра // Нева. 1955. № 1, апрель. С. 184; О новаторстве подлинном и мнимом // Музыкальные кадры. 1958. № 2. 13 февраля. С. 1; Дорога к большой цели // Советская культура. 1957. № 140. 26 октября. С. 2; Произведения учащихся // Музыкальные кадры. 1957. № 6. 23 апреля. С. 3; Певческий голос и его свойства. М.; Л.: Музыка, 1966. 48 с.; Ивановский П., Милославский К. Иван Алчевский // предисл. О. Чишко. М.: Советский композитор, 1972. С. 6–9.

Литература: Штейнберг А. Опера «Броненосец Потемкин» // Советская музыкальная газета. 1937. № 10–11. С. 55–63; Грес С. Героическая тема в советской музыкальной драме // Звезда. 1938. № 12, декабрь. С. 237–238 [опера Чишко «Броненосец Потемкин»]; Грес С. Сценические образы в советской опере // Искусство и жизнь. 1938. № 11–12. С. 49–50 [проблема оперного образа в опере Чишко «Броненосец Потемкин»]; Мелик-Пашаев А. Новая советская опера «Броненосец Потемкин» в Большом театре // Советское искусство. 1938. 4 января. С. 1; Коган М. Советская опера есть! // Театр. 1938. № 2. С. 48–54 [аналитическая статья об опере Чишко «Броненосец Потемкин]; Ашрафи Мухтар. Путь творчества // Советское искусство. 1944. № 28. 26 ноября. С. 2 [о постановке оперы Чишко «Махмуд Тороби» в Узбекском театре оперы и балета]; Глезер Р. «Война и мир» Сергея Прокофьева в Ленинградском Малеготе // Советская музыка. 1946. № 8–9. С. 29–34 [в роли Пьера Безухова — О. Чишко]; Энтелис Л. Новые музыкальные произведения // Вечерний Ленинград. 1948. № 282. 1 декабря. С. 3 [разбор кантаты О. Чишко «Флаг над сельсоветом» по одноименной поэме А. Надогокова]; Хохловкина А. Пути развития советской оратории и кантаты // Советская музыка. 1949. № 3. С. 35–39 [разбор кантаты О. Чишко «Флаг над сельсоветом»]; Музалевский В. Образ Ленина в романсах [музыкальный цикл О. Чишко «Какое утро», «Прогулка в Горках», «Звездочка» на стихи С. Щипачева, А. Маркова, А. Суркова] // Советская музыка. 1962. № 4. С. 9–11; Сергеева Н. Часы показывают сегодняшнее время // Советская культура. 1962. № 12. 27 января. С. 2 [беседа с О. Чишко о его работе над оперой по мотивам пьесы А. Арбузова «Иркутская история»]; В. Н. В гостях у О. С. Чишко // Советская музыка. 1973. № 11. С. 133; О. С. Чишко. Памяти ушедших // Советская музыка. 1977. № 5. С. 143; Попова Н. В. Чишко Олесь (Александр) Семенович. Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М., 1982. Стб. 250.; URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/8438/Чишко; Чишко, Олесь // Belcanto.ru, 2002–2022. URL: http://www.belcanto.ru/chishko.html

Архивные источники

Чишко Александр Семенович. Архив СПбГК. Дело на утверждение в ученых званиях за октябрь-ноябрь 1955 года. Д. № 698. Л. 2–30; Личное дело Чишко А. С. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1964 год. Д. № 57. Л. 120–155; Личная карточка Чишко О. С. Архив СПбГК. Личные карточки уволенных за 1945 год [Чишко О. С. освобожден от работы в связи с изменившимся штатным расписанием]. Д. № 303. Л. 55 об.; Личное дело Чишко О. С. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1967 год. Д. 1296. Л. 61–65 об.

Н. Б. Селиверстова, 2019