ДОЛЖАНСКИЙ, Александр Наумович (1908–1966)

Кафедра теории музыки
Доцент

ДОЛЖАНСКИЙ, Александр Наумович (30 августа / 12 сентября 1908, Ростов-на-Дону, – 21 сентября 1966, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель. Кандидат искусствоведения (1942). Член Союза композиторов (1941). Доцент (1944). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Член Правления Ленинградского отделения Союза советских композиторов (ЛО ССК, 1955), председатель секции критики и музыкознания ЛО ССК. Делегат нескольких съездов Союзов композиторов СССР и РСФСР.

Родился в семье служащего, одного из первых членов Ростово-Нахичеванского-на-Дону Общества изящных искусств. Окончил 9-ю школу в Ростове-на-Дону (1915–1925). Работал корректором в типографиях «Трудовой Дон» и «Советский Юг». Одновременно писал музыку к театральным спектаклям (1926–1928).

Переехал в Ленинград и поступил на теоретико-композиторское отделение ленинградского Центрального музыкального техникума (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище М. П. Мусоргского), окончил его по кл. композиции у П. Б. Рязанова (1928–1932).

Преподавал теоретические дисциплины в ленинградском Центральном музыкальном техникуме (Первом государственном музыкальном техникуме, 1930–1941), где ряд лет был председателем методической комиссии и заведующим теоретико-композиторским отделом. Заведовал учебной частью Детской художественной студии Володарского р-на Ленинграда (1929–1930).

Обучался на историко-теоретическом ф-те Консерватории в кл. Ю. Н. Тюлина (1932–1936). Окончил аспирантуру под руководством Х. С. Кушнарёва (1936–1939). Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «О некоторых композиционных особенностях инструментальных фуг И. С. Баха» (1942). Во время Великой Отечественной войны был в эвакуации в Ташкенте вместе с Консерваторией (1941–1944).

С 1933 вел активную музыкально-просветительскую деятельность. Явился автором ряда музыкальных радиопередач, аннотаций к филармоническим концертам, популярных брошюр в помощь слушателю филармонических концертов, посвященных М. И. Глинке, А. С. Даргомыжскому, М. П. Мусоргскому, А. П. Бородину, А. Г. Рубинштейну, Н. А. Римскому-Корсакову, А. К. Лядову, А. К. Глазунову, С. И. Танееву и другим русским композиторам (1944–1955).

Читал лекции по вопросам музыкальной культуры в Ленинградской филармонии, в Обществе по распространению политических и научных знаний, в народных университетах культуры (1933–1955). Обобщил свой лекторский опыт в статье «О лекторском труде» (1964). Написал учебник «Краткий курс гармонии для любителей и начинающих профессионалов», отмеченный оригинальностью педагогической методики.

Впервые в СССР составил (совместно с Г. Б. Бернандтом) научно-популярный справочник «Краткий музыкальный словарь-справочник» (1952), а также биографический справочник «Советские композиторы» (1957).

Написал большое количество статей, посвященных вопросам музыкальной науки и эстетики, а также книгу «Музыка Петра Ильича Чайковского. Симфонические произведения», в которой содержатся очерки обо всех симфонических опусах композитора.

Последовательно развивал и обогащал методологическую систему изучения полифонии, разработанную Х. С. Кушнарёвым. В круг его научных интересов входили вопросы лада, гармонии и формообразования. Изучал связи между ритмами русской речи и русской музыки.

В Консерватории: преподаватель (1937), и. о. доцента (1942), доцент (1944–1948; 1954–1966) каф. теории музыки, на которой вел специальный курс полифонии для музыковедов и композиторов; зав. лабораторией истории русской музыки (1948–1949).

В 1949 был уволен из Консерватории в связи с тем, что отказался выступить с обвинениями в адрес Д. Д. Шостаковича, творчеству которого посвятил большую часть своих исследований: «О ладовой основе сочинений Шостаковича» (1945), «О композиции первой части Седьмой симфонии Шостаковича» (1947), «Д. Шостакович. Камерные произведения» (1955), «Краткие замечания об Одиннадцатой симфонии» (1958), «Из наблюдений над стилем Шостаковича (разрозненные реплики)» (1959), «24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича» (1963), «Камерные инструментальные произведения Шостаковича» (1965), «Александрийский пентахорд в музыке Шостаковича» (1967) и др.

В Ленинградской высшей школе профдвижения (ныне Российский государственный гуманитарный институт профсоюзов): доцент кл. полифонии (1948/1949 и 1955–1957).

В 1954 был восстановлен в должности доцента Консерватории.

Под руководством Должанского работали над своими дипломами Р. З. Фрид («Элементы сонатной формы в первых частях фортепианных сонат Л. Бетховена», 1957), А. П. Коннов («О ладовой основе Шестой симфонии Д. Д. Шостаковича в связи с образным содержанием и композицией», 1958), К. И. Южак («Стретта в фугах двух томов "ХТК" И. С. Баха», 1960), Т. П. Тихонова («Фуги, образующие часть или раздел в произведениях Шостаковича», 1960), Г. А. Горковенко («О гармонии "Мимолетностей" С. С. Прокофьева», 1962), Ю. Е. Красовская («Второй квартет Д. Шостаковича», 1962), Н. П. Рязанова («П. Б. Рязанов об оркестровке», 1965), А. П. Милка («Функциональность музыкальной структуры и динамика структурного развития в сюитах И. С. Баха», 1970) и другие.

Должанскому посвящены Концерт-баллада для фортепиано с оркестром Т. А. Ворониной (1961, изд. 1962) и цикл «24 прелюдии и фуги» С. М. Слонимского (1994, изд. 1995).

Библиография

Сочинения: Основные работы А. Н. Должанского // Александр Наумович Должанский: сб. статей к 100-летию со дня рождения. СПб., 2008. С. 488–489.

Литература: А. Н. Должанский: [некролог] // Советская музыка. 1966. № 12. С. 159–160; Чернов А. А. Н. Должанский: [некролог] // Музыкальная жизнь. 1966. № 22. С. 24; Памяти А. Н. Должанского / Кафедра теории музыки ЛОЛГК // Музыкальные кадры. 1966. № 15 (11 окт.) С. 3; Должанский А. Н. // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: био-библиогр. словарь. Т. 1. М. , 1971. С. 283–284; Должанский А. Н. // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Советские композиторы и музыковеды: справочник. Т. 1. М. , 1971. С. 217; Бобровский В. Научное творчество А. Н. Должанского // Должанский А. Н. Избранные статьи. Л., 1973. С. 3–20; Чернов А. О личности и творческом пути А. Н. Должанского // Должанский А. Н. Избранные статьи. Л., 1973. С. 20–36; Южак К. Шостакович Должанского: опус 87, изменяющийся во времени // Д. Д. Шостакович: сб. статей к 90-летию со дня рождения. СПб., 1996. С. 194–227; Должанская Н. А. Шостакович в жизни моего отца // Шостакович. Между мгновением и вечностью: документы, материалы, статьи. СПб., 2000. С. 599–608; Александр Наумович Должанский: сб. статей к 100-летию со дня рождения. СПб., 2008. 512 с.

Иконография

Должанский, Александр Наумович (1908–1966). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Должанский Александр Наумович в молодости. Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Должанский Александр Наумович сидит в центре (3-й справа). Cлева направо стоят: А. Н. Сохор, Ю. Г. Кон, А. А. Горковенко, Ю. Н. Холопов, В. П. Бобровский, М. Е. Тараканов. Сидят: Л. И. Адам, Н. Н. Юденич, Т. С. Бершадская, С. В. Коптев, А. Н. Должанский, К. И. Южак, С. М. Сигитов. Фото сер. 1960-х гг. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личная карточка Должанского А. Н. Архив СПбГК. Личные карточки уволенных в 1949. Д. № 438. С. 25–26. Прим.: уволен как не обеспечивший выполнение основных заданий кафедры; Личная карточка Должанского А. Н. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб. и служ. за 1966. Д. 1421. С. 191–193; Личная карточка Должанского А. Н. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб., служ. и Оперной студии за 1966. Д. 65. С. 205–224.

К. И. Южак, Н. Б. Селиверстова, 2015