ПАЛЕЧЕК, Йозеф (Josef Paleček) (1842–1915)

Вокально-режиссерский факультет
Профессор

ПАЛЕЧЕК (Paleček), Йозеф (Josef, Йосеф, Иосиф, Осип Осипович, Иосиф Иосифович) (6 сентября 1842, в некоторых источниках 18 сентября 1842, с. Естржаби-Лота (Ястребова Лота) близ г. Колин, Богемия, ныне Чехия – 11/24 февраля 1915, Петроград, ныне Санкт-Петербург) — оперный и концертный певец (бас-кантанте), режиссер (учитель сцены и заведующий массами), педагог. Профессор 1-й степени (1910). Заслуженный артист Императорских театров (1905). Награжден Орденом св. Станислава 3-й степени (1891).

Родился в семье учителя. Получил домашнее начальное образование. Окончил реальное училище, затем переехал в Прагу, где учился в известной чешской Органной школе, в которой также обучался Э. Ф. Направник. Работал в одной из пражских женских школ. Параллельно поступил в только что организованный оперный хор пражского Временного театра (1862). Пел в церковном хоре, выступал в драматических спектаклях. Обладал сильным, звучным голосом бархатного тембра, чувством стиля и драматическим дарованием. Брал уроки вокала у профессора Ф. Тиводи.

Ведущий солист Пражского национального театра (1864–1869). Почетный член чешских певческих обществ. Исполнил 55 партий, в том числе Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Кецал («Проданная невеста» Б. Сметаны, 1-е исполнение, 1866), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Кардинал де Броньи («Жидовка» Ж. Ф. Галеви), Фальстаф («Виндзорские кумушки» О. Николаи). Его голос и сценическое мастерство произвели глубокое впечатление на М. А. Балакирева, который ставил в Праге оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» (1867) и «Руслан и Людмила» (1868), в которых Палечек исполнял партии Сусанина и Фарлафа. С успехом выступал в московской Итальянской опере, а также концертировал вместе с певицей Г. Роубаловой и скрипачом Ф. Лаубом по крупным городам России (1869).

По совету Балакирева в 1870 дебютировал в Мариинском театре с партией Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно). Вскоре завоевал репутацию лучшего исполнителя этой роли после К. Эверарди. Был ведущим исполнителем характерных партий (1870–1882), среди которых Иван Грозный («Ермак» М. Л. де Сантиса), Рангони («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Белезис («Сарданапал» А. С. Фаминцына), Князь Гудал («Демон») и Сергей («Купец Калашников») А. Г. Рубинштейна, Анджело Малипьери («Анджело» Ц. А. Кюи), Янкеля («Тарас Бульба» В. В. Кюнера), Бертрам («Роберт-Дьявол») и Марсель и Граф де Сен-Бри («Гугеноты») Дж. Мейербера, Амонасро («Аида» Дж. Верди) и другие (всего около 30).

Создал эталонный образ Сусанина, о котором Г. А. Ларош писал: «Удерживаясь от простонародного реализма, господин Палечек чрезвычайно счастливо и талантливо разработал общечеловеческую, идеальную сторону своей задачи: энтузиазм, самопожертвование, героизм — это все было в его Сусанине. <...> После господина Петрова и, если хотите, на большом расстоянии от него — господин Палечек лучший Сусанин, какого имела русская сцена».

Гастролировал в Праге, Одессе. Выступал под управлением М. А. Балакирева, Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна, Б. Сметаны. Партнерами по сцене были знаменитые русские певцы — М. Д. Каменская, Ф. П. Комиссаржевский, Б. Б. Корсов, П. А. Лодий, И. А. Мельников, А. Г. Меньшикова, Д. А. Орлов, О. А. Петров, Ю. Ф. Платонова, Ф. И. Стравинский и другие.

Принимал участие в симфонических концертах Русского музыкального общества, где исполнял сольные партии в «Торжественной мессе» Л. ван Бетховена (1871), ораториях «Рай и Пери» Р. Шумана (1873) и «Легенда о святой Елизавете» Ф. Листа (1872), «Реквиеме» В. А. Моцарта (1869, в ансамбле с В. И. Рааб, А. И. Барцалом, А. П. Крутиковой. Посещал музыкальные вечера у Л. И. Шестаковой. Был дружен с М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным.

Завершив певческую карьеру, стал «учителем сцены», репетитором вокалистов и руководителем хора (1882–1900), а затем штатным режиссером Мариинского театра (1900–1915). Параллельно руководил оперными спектаклями Кружка любителей музыки, где, в числе прочих, поставил оперы М. П. Мусоргского («Хованщина», 1886; «Борис Годунов», 1895) и Н. А. Римского-Корсакова («Псковитянка», 1895, Панаевский театр).

Осуществил премьеры многих русских опер, в том числе «Иоланта» П. И. Чайковского (1892), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895), «Сервилия» (1902) Н. А. Римского-Корсакова, «Орестея» С. И. Танеева (1895), «Корделия» Н. Ф. Соловьёва (1898), «Цыганы» К. М. Галкаускаса (1908), «Капитанская дочка» Ц. А. Кюи (1911). Впервые поставил на петербургской сцене оперу «Паяцы» Р. Леонкавалло (1893), «Сельская честь» П. Масканьи (1893), «Джамиле» Ж. Бизе (1893), «Вертер» Ж. Массне (1896), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1899), «Богема» Дж. Пуччини (1900), тетралогию «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера (1900–1905) и многие другие (всего около 45). Развивал прогрессивные тенденции режиссуры того времени. Творчески использовал индивидуальные особенности солистов. Тщательно разрабатывал движение хоровой массы, добиваясь динамичности и осмысленности массовых сцен. Придавал большое значение стройности сценического ансамбля. Первым начал разрабатывать подробные постановочные планы и графически расчерченные мизансцены. По желанию П. И. Чайковского режиссерская экспозиция Палечека к спектаклю «Иоланта» была опубликована как образцовая.

Сценическую и режиссерскую деятельность Палечека высоко ценили П. И. Чайковский, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, А. К. Глазунов. В Научно-исследовательском  отделе рукописей библиотеки консерватории сохранилась переписка Палечека с И. Ф. Стравинским и Г. Малером.

Преподавательской деятельностью начал заниматься в частной Музыкальной школе К. И. Даннемана и Н. М. Кривошеина (1884–1888), а затем был приглашен А. Г. Рубинштейном в консерваторию (1888).

В Консерватории: профессор 2-й степени музыкально-сценического искусства и основ вокального исполнительства (1888–1910), заведующий классом оперных упражнений, профессор 1-й степени (1910–1915), режиссер-постановщик ученических спектаклей.

Вводил в учебную программу отрывки из опер М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова. Расширил репертуар оперных упражнений, в который вошли как зарубежные классические оперы («Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Так поступают все…» и «Дон Жуан» В. Моцарта, «Виндзорские кумушки» О. Николаи, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Риголетто» Дж. Верди, «Фауст» (1-й акт), «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), так и произведения оперного искусства русских композиторов, среди которых отрывки из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Рогнеда» А. Н. Серова, 3-й акт из «Демона» А. Г. Рубинштейна, «Кавказский пленник» и «Снежный богатырь» Ц. А. Кюи, «Майская ночь», «Царская невеста», «Снегурочка» (1-й акт) и «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова, «Мазепа» (2-й акт), «Черевички», «Опричник» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1906–1914) и другие. Обладая огромным исполнительским опытом, на уроках использовал метод показа. Объяснял сущность художественного образа и требовал осмысленного исполнения. Дирижер Д. И. Похитонов вспоминал его слова: «Прежде всего — мысль. Мысль дает выражение лица, мимику, жест. Мысль окрашивает слово и звук, сообщает фразе должное выражение» (Похитонов Д. Из прошлого русской оперы. Л., 1949. С. 122).

Среди множества выпускников класса Палечека по сценическому мастерству — И. А. Алчевский, И. С. Томарс, Н. В. Унковский, В. Н. Харитонова, В. С. Шаронов, С. Н. Гладкая, Г. А. Морской и др. выдающиеся певцы-актеры; по классу оперных упражнений — К. Н. Дорлиак и Т. Ф. Лешетицкая.

Цитируемая литература

Похитонов Д. Из прошлого русской оперы. Л., 1949. С. 121–134.

Библиография

Литература: Иванов М. М. И. И. Палечек // Ежегодник императорских театров: Сезон 1894–1895. СПб., 1896. С. 358–362. [Статья подписана: М. И.]; Финдейзен Н. Ф. 35-летний юбилей О. О. Палечека (1870–1905) // Русская музыкальная газета. 1905. № 18. С. 510–515. [Статья подписана: Ник. Ф.]; Мариинский театр. К предстоящему юбилейному бенефису О. О. Палечека // Русская музыкальная газета. 1911. № 4. Стб. 102–104; Мариинский театр. Прощальный бенефис О. О. Палечека // Русская музыкальная газета. 1911. № 8/9. Стб. 234–236; Тимофеев Г. Памяти И. И. Палечека // Речь. 1915. 13 февраля; Финдейзен Н. Ф. Памяти заслуженного режиссера, профессора Палечека // Русская музыкальная газета. 1915. № 8. Стб. 159–163; О. О. Палечек // Музыка. 1915. № 211 (21 февраля). С. 131–133. [Ст. подписана: С-кий Л.]; Шкафер В. П. Мариинский театр // Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: воспоминания, 1890–1930. Л., 1936. С. 190–218; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. Л., 1949. С. 121–134. [«Учитель сцены» О. О. Палечек на с. 121–124]; Гозенпуд А. А. Петербургский оперный театр второй половины [18]60 – начала [18]70-х гг. Артистический состав. Постановки зарубежных опер // Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века (1857–1872). Л.:, 1971. Гл. 8. С. 168–208; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX–ХХ вв. и Ф. И. Шаляпин, 1890–1904. Л., 1974. [О режиссерской деятельности О. О. Палечека см. на с. 9–10, 31–37, 72–73]; Ларош Г. А. Музыкальные заметки [Палечек — Сусанин] // Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 1. Л., 1974. С. 167–168. [См. также именной указатель]; Яковлев М. М. Палечек (Palecek) Йосеф (Осип Осипович, Иосиф Иосифович) // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 164–165. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/5783/Палечек; Палечек Йозеф // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: [в 2 ч.]. Ч. 1. М., 1991. С. 388–389; Ахметшина З. О. О. Палечек. Жизнь и творчество // Малоизвестные страницы истории консерватории: альманах. Вып. 2. СПб., 2001. С. 24–30.

Архивные источники

Грушевая А. В. Йозеф Палечек и его архив в Научно-исследовательском отделе рукописей НМБ консерватории (рукопись); Письма О. О. Палечека // НИОР НМБ СПбГК. Инв. № 7029, 7030, 7035, 7051, 7054, 7056, 7057; Грамота о награждении О. О. Палечека Орденом Святого Станислава III степени // Музей истории консерватории. Ф. 2020. Э. Оп. 3. № 58.

Н. Б. Селиверстова, 2012