РААБ (урожд. Билик (Bilik); по первому мужу Рааб (с 1869), по второму (с 1877) — Плющевская-Плющик), Вильгельмина Ивановна (13 мая 1848, Аустерлиц (нем. Austerlitz), Австрийская империя – 10/23 ноября 1917, Петроград, ныне Санкт-Петербург; Волково (ныне Волковское) лютеранское кладб.) — оперная и концертная певица (сопрано), педагог. Профессор 1-й степени (1901). Награждена золотой нагрудной медалью «За Усердие» на Аннинской ленте (1905), шейной серебряной медалью «За Усердие» на Владимирской ленте (1913). Первый муж — И. Рааб (ум. в 1869), второй муж — тайный советник Яков Алексеевич Плющевский-Плющик (в браке 1877–1912). Дочь от первого брака — Иоганна Рааб.
Училась в Пражской консерватории по кл. игры на скрипке профессора М. Мильднера, в Венской консерватории в кл. вокала у А. Бухгольц-Фалькони (1867–1869) и в кл. скрипки Я. Донта.
В 1869 встретилась в Вене со скрипачом И. Рабом, служившим в Императорских театрах Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской консерватории, стала его женой и приехала в Санкт-Петербург. Дебютировала в концертах Русского музыкального общества (1869). Совершенствовалась в Санкт-Петербургской консерватории в кл. пения Г. Ниссен-Саломан, обязательном кл. игры на фортепиано Д. И. Бема. В 1872 окончила Консерваторию с аттестатом и большой серебряной медалью, в 1913 был выдан диплом и присвоено звание свободного художника.
Солистка Русской оперной труппы Мариинского театра (1871–1885). Была первой исполнительницей оперных партий: Натальи («Ермак» М. Л. де Сантиса, 1873), Ксении («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, полная версия 2-й ред., 1874), Натальи («Опричник» П. И. Чайковского, 1874), Ассирийской женщины («Сарданапал» А. С. Фаминцына, 1875), Тамары («Демон» А. Г. Рубинштейна, 1875; эту партию подготовила под руководством композитора), Оксаны («Кузнец Вакула» Чайковского, 1876), Катарины («Анджело» Ц. Кюи, 1-я ред., 1876), Алёны Дмитриевны («Купец Калашников» А. Рубинштейна, 1880), Агнессы Сорель («Орлеанская дева» Чайковского, 1881).
Исполняла ведущие партии в операх М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова (Снегурочка и Купава — «Снегурочка»), П. И. Чайковского, А. Н. Серова («Юдифь»), В. А. Моцарта (Донна Анна и Эльвира — «Дон Жуан»), Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Р. Вагнера, Дж. Верди.
Лучшими признаны партии Людмилы («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Натальи («Опричник» П. И. Чайковского), Маргариты («Фауст» Ш. Гуно), Елизаветы («Тангейзер» Р. Вагнера), Эльзы («Лоэнгрин» Р. Вагнера) и другие.
Среди сценических партнеров — Пав. П. Булахов, В. И. Васильев, М. Д. Васильев, П. Н. Дюжиков, М. Д. Каменская, Ф. Комиссаржевский, Б. Б. Корсов, М. М. Корякин, А. П. Крутикова, В. Я. Майборода, И. А. Мельников, Д. А. Орлов, Й. Палечек, О. А. Петров, И. П. Прянишников, М. И. Сариотти, В. М. Самусь, Ф. И. Стравинский, О. Э. Шредер.
Концертный репертуар певицы включал романсы и песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона-Бартольди, Ц. Кюи, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского (композитор посвятил ей романс «Канарейка», op. 25 № 4) и др. Участвовала в симфонических концертах Русского музыкального общества (РМО, с 16/28.03.1873 — Императорского), исполняла сольные партии кантатно-ораториальных сочинений: «Странствие Розы» Р. Шумана (1872), «Венгерская коронационная месса» Ф. Листа (1874), 9-я симфония (финал, 1874, 1879) и «Торжественная месса» Л. Бетховена (1880), «Реквием» В. А. Моцарта (1875). Пела под управлением Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна. Талант певицы высоко ценили Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, Г. А. Ларош, П. И. Чайковский.
В Консерватории: профессор 2-й степени (1884), профессор 1-й степени (1901–1917) кл. пения. Среди учениц — солистка Мариинского театра Н. П. Лузинова (1895, специальный предмет), певица А. П. Еремеева, преподаватель Народной консерватории в Санкт-Петербурге Ц. О. Ивкова (1888, аттестат), солистка российских и зарубежных театров Н. А. Папаян, певица и педагог А. Ю. Явейн.
Библиография
Литература: Памяти В. И. Рааб // Русская музыкальная газета. 1918. № 1–2. Стб. 15–19; Рааб В. И.: [библиогр. список] // Агин М. С. Вокально-энциклопедический словарь: в 5 т. Т. 4. М., 1993. С. 260; Рааб В. И. // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: [в 2-х ч.]. [Ч 2]. М., 2000. С. 3; Рааб В. И. [биогр. справка и библиогр. список] // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: энцикл. словарь-исслед. Т. 11. Кн. 2. СПб., 2010. C. 256.
Архивные источники
Профессор Рааб. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Д. 126 (1872). 23 л.; В. Рааб. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Д. 127 (1915). 2 л.; ИРМО, С.-Петербургское отделение. Дело о Наградах. ЦГИА. Ф. 408. Оп. 1. Д. 583. Л. 20; Списки преподавателей и служащих [б. г.]. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 1. С. 13 (по арх. карт. ИБО НМБ Конс.); Формулярные списки [б. г.]. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 9. Д. 126. [б. c.] (по арх. карт. ИБО НМБ Конс.); Формулярный список: декабрь, 1916. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 623/а. С. 2–3 (по арх. карт. ИБО НМБ Конс.); Списки учеников. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 7. С. 104 (по арх. карт. ИБО НМБ Конс.); Ходатайство Глазунова о предоставлении проф. Рааб пенсии. 18.02.1917. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 623/а. С. 4 (по арх. карт. ИБО НМБ Конс.).
А. Н. Цветкова, 2012