ТОМАРС (сценич. псевдоним — Осипов), Иосиф Семёнович (Иосиф Бер) (1867–1934)

Кафедра сольного пения
Профессор

ТОМАРС (сценич. псевдоним — Осипов), Иосиф Семёнович (Иосиф Бер) (1/13 августа 1867, Санкт-Петербург – 26 сентября 1934, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — оперный и концертный певец (лирический тенор), педагог. Профессор (1923).

С 14 лет брал уроки теории музыки и сольфеджио. Поступил в Консерваторию по рекомендации К. Эверарди в кл. пения С. И. Габеля (ученика Эверарди). Теоретические предметы изучал под руководством А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова (1883–1889). В годы обучения принимал участие в концертах Императорского Русского музыкального общества, выступая с оркестром под руководством А. Г. Рубинштейна. Исполнил каватину Князя («Русалка» А. С. Даргомыжского), ариозо Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), арию Ионтека («Галька» С. Монюшко), теноровую партию в Мессе до мажор Л. Бетховена (1887–1889).

Обладал подвижным, гибким голосом бархатного тембра и ярким артистическим темпераментом. С успехом выступал в консерваторских «оперных упражнениях» под руководством Й. Палечека, исполняя партию Андрея («Опричник» Чайковского, 1888), и партию Тамино («Волшебная флейта» В. Моцарта, 1889). Заслужил высокую оценку П. И. Чайковского, который присутствовал на консерваторской постановке «Опричника».

После успешного выступления в заключительном концерте выпускников (1889), стал по приглашению М. М. Ипполитова-Иванова солистом Тифлисского оперного театра, на сцене которого исполнял партии Фауста («Фауст» Ш. Гуно) и Хозе («Кармен» Ж. Бизе, 1889–1890).

Был принят в московский Большой театр, где успешно дебютировал в партии Герцога («Риголетто» Дж. Верди, 1890–1891).

Гастролировал по городам Италии — Падуя, Неаполь, Парма, Пиза, Венеция (1891–1892). Выступал в Вильно, Риге, Минске, Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринбурге. Челябинске (1892–1894). В 1894–1895 гастролировал в Германии и Австрии (Вена).

С 1896 несколько сезонов был солистом Московской Русской частной оперы С. И. Мамонтова (иногда под псевдонимом Осипов). Выступал в сценическом партнерстве с Ф. И. Шаляпиным в операх: «Фауст» Ш. Гуно, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Миньона» Ш. Тома, «Лакмэ» Л. Делиба. В составе труппы гастролировал в Нижнем Новгороде (1896) и Санкт-Петербурге (1898), где исполнял партии Берендея («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова) и Индийского гостя («Садко» Н. А. Римского-Корсакова) под управлением автора, высоко оценившего вокально-артистический талант артиста.

Вернувшись в Санкт-Петербург, выступал в оперных спектаклях Панаевского театра (1894–1896), в частных труппах А. Церетели (1898–1899, 1901–1905, Большой зал Консерватории), М. Максакова, Е. Кабанова, К. Яковлева и другие.

Участвовал в спектаклях Императорской Итальянской оперы в Санкт-Петербурге (1902–1918), где неоднократно заменял в спектаклях знаменитых итальянских теноров А. Мазини и Э. Карузо. Критики называли его «русским Мазини». Исполнял все ведущие теноровые партии русского и зарубежного репертуара.

Среди сценических партнеров — О. Баронат, М. Ван-Занд, Дж. Гальвани, Р. Г. Горская, Н. И. Забела-Врубель, В. М. Зарудная, О. И. Камионский, Т. С. Любатович, Т. Руффо, И. В. Тартаков, А. Фострём, Е. Я. Цветкова, П. И. Цесевич, Ф. И. Шаляпин. Пел под управлением дирижеров А. В. Павлова-Арбенина, Дж. Пагани, В. И. Сука, И. А. Труффи.

Томарс считался одним из лучших исполнителей партии Альмавивы («Севильский цирюльник» Д. Россини), Фауста («Фауст» Ш. Гуно), Собинина («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна), Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Манрико («Трубадур» Дж. Верди), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло); Рауля и Васко да Гама («Гугеноты» и «Африканка» Дж. Мейербера) и др.

Выступал как камерный певец, исполняя романсы А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Л. П. Штейнберга, Э. Грига. Записал на грампластинки 36 арий, романсов и дуэтов («Санкт-Петербург», «Товарищество В. И. Ребиков и Кº», 1903, 1904; «Лирофон», 1905; «Колумбия», 1907). Искусство Томарса высоко ценили Н. А. Римский-Корсаков, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Оссовский.

В 1918 ушел с оперной сцены и целиком посвятил себя вокальной педагогике, обладая ярко выраженным педагогическим талантом. Давал частные уроки пения в своей широко известной домашней школе-студии (1902–1923).

В Консерватории: профессор кл. сольного пения (1923–1934); художественный руководитель Оперной студии (1928–1934).

В 1928 ученики Томарса участвовали в Моцартовских торжествах в Зальцбурге. Среди выпускников — известные оперные и камерные певцы И. В. Васильев, Е. Э. Виттинг, О. И. Камионский, В. М. Луканин, А. Ю. Модестов, Г. М. Нэлепп, Г. Н. Орлов, Д. И. Томарс, Е. Б. Флакс, Б. М. Фрейдков, Н. Я. Чесноков.

Преподавал пение в Петровском коммерческом училище (1907–1917).

Библиография

Литература: Кнорозовский И. М. Концерт г. Томарса // Театр и искусство. 1910. № 12. С. 261 (статья подписана псевдонимом Кн-скій); Масловская С. Д. Экзамены в Петербургской консерватории // Ленинградская консерватория в воспоминаниях, 1862–1962. Л., 1962. С. 184; Барсова Л. Г. И. С. Томарс (1867–1934) // Барсова Л. Г. Из истории Петербургской вокальной школы: Эверарди, Габель, Томарс, Ирецкая: лекции. СПб., 1999. С. 53–81; Томарс И. С. // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: [в 2 ч.]. Ч. 2. М., 2000. С. 89; Барсова Л. Из круга Саввы Мамонтова. СПб., 2013. 36 c. Прим.: об И. Томарсе на с. 12–35.

Иконография

И. Томарс — Ленский. Фото // Барсова Л. Из круга Саввы Мамонтова. СПб., 2013. С. 17; Участники постановки оперы «Опричник». Крайний слева (стоит) И. Томарс, вторая слева в первом ряду — Н. Забела // Барсова Л. Из круга Саввы Мамонтова. СПб., 2013. С. 14.

Н. Б. Селиверстова, Л. П. Махова, 2013