ФАМИНЦЫН (Фаминцин, лит. псевдоним «-Н-»), Александр Сергеевич (24 октября / 5 ноября 1841, Калуга – 24 июня / 6 июля 1896, Лигово, близ Санкт-Петербурга) — музыкальный критик, теоретик, композитор, педагог. Профессор (1866). Брат ученого Андрея Сергеевича Фаминцына.
В 1847 с семьей переехал в Санкт-Петербург. Общее образование получил в 3-й петербургской гимназии. В 1862 окончил физико-математический ф-т Императорского Санкт-Петербургского университета по естествоиспытательскому разряду, получив степень кандидата естественных наук.
В Санкт-Петербурге брал уроки по музыкально-теоретическим предметам у М. Л. Сантиса и Ж. Фохта. В 1862–1864 учился в Лейпцигской консерватории у М. Гауптмана и Э. Ф. Рихтера (музыкально-теоретические предметы) и у К. Риделя и И. Мошелеса (фортепиано). В 1864–1865 занимался композицией у М. Зейфрица в Лемберге (ныне Львов).
В Санкт-Петербургской консерватории: профессор истории музыки и музыкальной эстетики (1866–1872); секретарь Художественного совета (1867–1872).
Лекции Фаминцына стали «первым обширным и самостоятельным трудом в области истории музыки на русском языке» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 35 (69). СПб., 1902. С. 288). В 1870–1880 был секретарем Главной дирекции Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества (РМО, с 16/28.03.1873 — Императорского).
Значительный вклад в развитие профессионального музыкального образования в России внесли выполненные Фаминцыным переводы трудов Э. Ф. Рихтера по гармонии, полифонии и элементарной теории музыки и Ф. Дрезеке («Руководство к правильному построению модуляции»). Редактировал русскоязычное издание «Всеобщего учебника музыки» А. Б. Маркса, опубликовал собственную работу «Начатки теории музыки: Курс средних учебных заведений (СПб., 1895).
Один из основоположников исторического изучения народной музыки в России. Среди его работ в этой области ценность представляют исследования «Скоморохи на Руси» (1889), «Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе <…>» (1889), «Гусли. Русский народный музыкальный инструмент» (1890, Большая серебряная медаль от Императорского Русского археологического общества), «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа» (1891), а также два опубликованных сборника народных песен «Русский детский песенник» (великорусских, малороссийских и польских), и «Баян» — 150 песен западноевропейских народов (русских, украинских, польских и чешских). Работы Фаминцына о скоморохах, гуслях и домре вошли в современное издание как части одной книги «Скоморохи на Руси» (СПб., 1995).
Пользовался известностью как музыкальный критик-публицист. С 1867 выступал в периодических изданиях: «Голос», «Музыкальный листок», «Пчела», «Nordische Presse», «Слово», «Баян», «Петербургский листок», «St.-Petersburger Zeitung», «Вестник Европы». Редактор газеты «Музыкальный сезон» (1869–1871). Наряду с другими критиками оказался среди персон, вошедших в работу В. Михневича «Наши знакомые: Фельетонный словарь современников. 1000 характеристик русских государственных и общественных деятелей, ученых, писателей, художников, коммерсантов, промышленников и пр. (СПб., 1884). В 1869 полемизировал с В. В. Стасовым по острым для своего времени вопросам «народности», «национальной характерности» и другим эстетическим проблемам. Среди противников Фаминцына, критиковавших его взгляды, были также Г. А. Ларош, Ц. А. Кюи, а М. П. Мусоргский сделал его героем музыкальных памфлетов «Классик» (1870) и «Раёк» (1871).
Автор музыкальных произведений — в т. ч. опер «Сарданапал» (1875, Мариинский театр), «Уриэль Акоста» (1883), симфонической картины «Шествие Дионисия», «Русской рапсодии» для скрипки с оркестром, 3-х струнных квартетов, фортепианного квинтета, пьес для фортепиано, романсов и песен.
В последние годы жизни работал над трудом «Биографический и исторический словарь русский музыкальных деятелей», материалы которого хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки.
Библиография
Основные сочинения: «Мирейль», опера в 3-х действиях, музыка Гуно // Музыкальный листок. 1873/1874. №14. С. 193–215; О сочинении С. Н. Шафранова «О складе народно-русской песенной речи, рассматриваемой в связи с напевами» // Записки императорской Академии наук. СПб., 1881. Т. 39. С. 114–197 (Прил. № 8); Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе, с особенным указанием на ее проявление в русских народных напевах, с многочисленными нотными примерами: Музыкально-этнографический этюд. СПб., 1889; Гусли — русский народный музыкальный инструмент: Исторический очерк с многочисленными рисунками и нотными примерами. СПб., 1890. (Памятники древней письменности и искусства); Домрá и сродные ей музыкальные инструменты русского народа: балалайка, кобза, бандура, торбан, гитара: Исторический очерк с многочисленными рисунками и нотными примерами Ал. С. Фаминцына. СПб., 1891; Начатки теории музыки: Курс средних учебных заведений. СПб., 1895; [Соч. А. С. Фаминцына за 1867–1895: научные исследования, критика, публицистика] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М., Киселева Т. Е. Кто писал о музыке: Био-библиогр. словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. В 4-х т. Т. III. М., 1979. С. 150–151; О сочинении г. Шафранова «О складе народно-русской песенной речи, рассматриваемой в связи с напевами» // Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы. М., 1979. С. 194–199; [Соч. А. С. Фаминцына за 1869–1895: основные исследовательские работы] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 5. М., 1981. Стб. 764–765. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7826/Фаминцын; Скоморохи на Руси: [Сборник] / вступ. ст. Н. Добронравина. СПб., 1995. 536 с.; Божества древних славян. СПб., 1995. 363 с.
Переводы: Рихтер Э. Ф. Э. Учебник гармонии. Практическое руководство к ее изучению: Сост. для Лейпциг. муз. консерватории Эрнст Фридрих Рихтер, капельмейстер при Лейпциг. ун-те... / Пер. с 6-го изд. 1866 г. [и авт. предисл.] А. Фаминцын. СПб.: изд. К. Риккера, п/ф. А. Мюнкс, 1868; Рихтер Э. Ф. Э. Элементарная теория музыки / Пер. с нем., с доп., под ред. А. С. Фаминцына. СПб.: М. Бернард, 1870. (Переизд. в 1886; 1900); Рихтер Э. Ф. Учебник фуги. Руководство к сочинению фуги и подготовительным упражнениям в подражаниях и каноне / пер. со 2-го нем. издания А. Фаминцына. СПб.: А. Битнер, 1873. 201 с.; Рихтер Э. Ф. Э. Учебник простого и двойного контрапункта. Практ. руководство к его изучению / пер. с нем. А. Фаминцына. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1903. (Первое изд. в 1874); Дрезеке Ф. Руководство к правильному построению модуляции / пер. с нем. А. Фаминцына. 1877;
Литература: Сарданапал, опера в 3-х действиях. Музыка А. С. Фаминцына (Первое представление на сцене Мариинского театра 25.11.1875) // Музыкальный листок. 1875/1876. № 10. С. 144–150; Геллер К. «Русский детский песенник»: собрание песен с народными напевами (две части) А. Фаминцына; «Баян»: 150 одноголосных и двухголосных песен для детей Г. В. Дольда и А. С. Фаминцына // Музыкальный свет. 1876. № 40 (окт.). С. 325–326; Музыкальная хроника // Воскресный листок музыки и объявлений. 1878. № 1. (нояб.). С. 7. [О 4-м концерте РМО. В программе «Шествие Дионисия», симфоническая картина А. Фаминцына]; Лисовский Н. М. Отзыв о сочинении А. С. Фаминцына «Гусли — русский народный музыкальный инструмент». (Изд. Обществом любителей древней письменности СПб, 1890). По поручению Императорского Русского археологического об-ва сост. действ. чл. об-ва Н. М. Лисовский. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1893. 23 с.; Отзыв о сочинении А. С. Фаминцына «Гусли — русский народный музыкальный инструмент» // Записки Императорского Русского археологического общества: Новая серия. 1893. Т. 6. С. LXXII–LXXIII; Денисюк Н. Некролог: А. С. Фаминцын // Нувеллист. 1896. № 5 (сент.). С. 6–8; Фаминцын А. С. // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: В 82 полутомах и 4 доп. т. СПб., 1890–1907. Т. 35 (69). СПб., 1902. С. 288; Забытая фигура // В мире музыки. 1991: Ежегодник-панорама / Ред.-сост. Л. Григорьев, Я. Платек. М., 1990. С. 130–131; Добронравин Н. Александр Фаминцын и история русской музыки // Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб.:, 1995. С. V–XII; Добронравин Н. А. С. Фаминцын — «последний из могикан» мифологической школы в России // Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1995. С. 350–354; Ключникова Е. В. «Герой» или «антигерой»?: Александр Сергеевич Фаминцын: 170 лет со дня рождения // Музыкальное обозрение. 2011. № 10. С. 26; Александр Сергеевич Фаминцын // Гитаристы и композиторы: Иллюстрированный биогр. энциклопедический словарь. URL: http://www.abc-guitars.com/pages/famintsyn.htm.
Нотография
Сарданапал: Опера в 3-х актах и 5-и карт.: Перелож. для пения и фп. СПб.: Бессель, ценз. 1875; Русский детский песенник: Собрание песен с народными напевами великороссийскими, малороссийскими и польскими. В 2-х ч. / сост. А. С. Фаминцын. Лейпциг: тип. Бера и Германа, [1875]; Баян: 150 одноголосных и двухголосных песен для детей младшего и среднего возраста, с народными напевами немецкими французскими, итальянскими, испанскими, ирландскими, шотландскими, чешскими, сербскими, шведскими, финскими, эстскими / сост. Г. А. Дольд, А. С. Фаминцын. СПб., 1876; Ч. 1–2; 2-е изд. СПб.: тип. Арнольда, 1885. 112 с.; Фаминцын А. С. Не говори: Для баса с фп. / сл. Н. Некрасова. СПб.: Я. Соколов, ценз. 1897.
Архивные источники
Списки преп. Конс. за 1868. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 4. С. 41 (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК).
А. Н. Цветкова, 2012