ГЛАДКАЯ (по мужу Кедрова), Софья (София) Николаевна (13/25 декабря 1875, по некот. источн. 1874, Санкт-Петербург – 10 марта 1965, Париж; кладбище Сент-Женевьев-де-Буа) — артистка оперы, драмы, концертная певица, педагог. Профессор 1-й степени (1921). Награждена золотой нагрудной медалью «За Усердие» на Аннинской ленте (1916). Жена певца Н. Н. Кедрова.
Родилась в семье генерала русской армии. Образование получила в Санкт-Петербургском Екатерининском институте (Санкт-Петербургском училище ордена Св. Екатерины).
Окончила Консерваторию по кл. сольного пения у Н. А. Ирецкой (1893–1898). В кл. оперного пения училась у Й. Палечека. Обладала красочным лирическим сопрано, вокальным мастерством и ярким артистическим дарованием.
Пела ведущие партии в Московской частной опере С. И. Мамонтова (1898–1900), где стала первой исполнительницей партии Домны Сабуровой в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (1899). В партнерстве с Ф. И. Шаляпиным выступила в партиях Маргариты (Ш. Гуно, «Фауст»), Веры и Ольги (оперы Н. А. Римского-Корсакова «Вера Шелога» и «Псковитянка»), Тамары («Демон» А. Г. Рубинштейна).
Дебютировала на сцене Мариинского театра в партии Маргариты («Фауст» Ш. Гуно, 1900) и была зачислена в штат на должность солистки (1900–1905). Среди лучших партий — Волхова («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Аннхен («Вольный стрелок» К. М. Вебера), Гретель («Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка), Микаэла («Кармен Ж. Бизе), Керубино («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера) и другие.
Среди сценических партнеров — Д. И. Бухтияров, О. И. Камионский, В. И. Касторский, Н. И. Забела-Врубель, И. В. Тартаков, А. П. Антоновский, В. И. Страхова, М. А. Славина, Л. В. Собинов, В. П. Шкафер, А. К. Больска и многие другие.
Одновременно эпизодически принимала участие в драматических спектаклях (1901–1902) и выступала как концертная певица вместе с мужем Н. Н. Кедровым. В 1906 оставила оперную сцену.
Участвовала в программах Кружка любителей русской музыки и симфонических концертах. Выступала в концертах Павловского музыкального вокзала. Солировала в Мессе В. А. Моцарта до минор (российская премьера, 1905), Мессе до мажор Л. Бетховена, оратории Р. Шумана «Рай и Пери», «Немецком реквиеме» И. Брамса, «Торжественной мессе» Дж. Россини. Исполняла произведения И. С. Баха и Г. Ф. Генделя.
В обширный камерный репертуар певицы входили произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. Г. Рубинштейна, А. С. Аренского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. А. Балакирева, А. К. Глазунова, Ц. А. Кюи (первая исполнительница ряда его романсов), Й. Брамса, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса, Г. Вольфа, М. Равеля, М. Регера.
В Русской музыкальной газете, хронике журнала «Музыкальный современник», газете «Слово» сохранились рецензии на выступления Гладкой, где писали о красивом, ровном во всех регистрах голосе, прекрасной дикции, глубоко продуманных трактовках и «артистическом «нерве», который имеется у всех крупных исполнителей» (Русская музыкальная газета. 1910. № 3. Стб. 84).
Концертировала в Одессе, Киеве, Николаеве, Казани, Кисловодске. В 1912 гастролировала в Париже.
Выступила в партии Донны Анны (опера А. С. Даргомыжского «Каменный гость») на сцене Императорского Михайловского театра (1916).
В Санкт-Петербургской (Петроградской) консерватории: преподаватель кл. сольного пения (1903), старший преподаватель (1907), профессор 2-й степени (1913–1917), профессор 1-й степени (1921–1922). В 1917–1921 была в отпуске по семейным обстоятельствам.
Преподавала пение в Ростовской консерватории (1917–1919), участвовала в оперных спектаклях в московском Большом театре (1920–1921).
Среди учениц — Р. Г. Горская, К. Н. Дорлиак, А. К. Кобзарева, А. М. Кропивницкая, В. И. Павловская.
Среди партнеров-ансамблистов — Н. Н. Кедров, А. Г. Жеребцова, К. Т. Серебряков, М. М. Чупрынников, Н. Н. Куклин, Я. Гандшин. Выступала с дирижерами, среди них — М. М. Ипполитов-Иванов, И. А. Труффи, Г. Варлих, М. А. Гольденблюм, Н. В. Галкин.
Эмигрировала в Германию (1922). Профессор Берлинской консерватории (1922–1928). Дальнейшая жизнь связана с Парижем (1928–1965). Была среди основателей Парижской Русской консерватории (1924), где преподавали Н. Н. Черепнин, Ф. И. Шаляпин, А. Гречанинов, А. К. Глазунов и другие известные музыканты-эмигранты. Как профессор вела оперный кл. и входила в члены Правления (с 1927). Участвовала в Исторических концертах русской музыки в Париже (1925). Член Совета Российского музыкального общества за границей (РМОЗ).
Библиография
Литература: О тех, которые «поддерживали ансамбль» // Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. Л.; М., 1940. С. 132–141. [О С. Н. Гладкой-Кедровой на с. 134–136]; Яковлев М. М. Гладкая Софья Николаевна // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 991–992. URL: http://www.musenc.ru/html/g/gladka8.html; Гладкая (по мужу Кедрова) Софья Николаевна // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: [в 2 ч.] М., 1991. С. 121–122; Петровская И. Ф. Гладкая Софья Николаевна // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: энцикл. словарь-исслед. Кн. 1. СПб., 2009. С. 237.; Гладкая-Кедрова Софья Николаевна // Российское зарубежье во Франции, 1919–2000: биогр. словарь: в 3 т. / под общ. ред. Л. Мнухина и др. М., 2008. С. 370; Софья Николаевна Гладкая // Циклопедия. [2011–2013]. URL: cyclowiki.org›wiki/Софья_Николаевна_Гладкая.
Иконография
URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/empire/482529/foto/887020/
Архивные источники
Письмо барону Константину Карловичу [Штакельбергу]. [1901?]. ОР РНБ. Ф. 816 (арх. Н. Ф. Финдейзена). Оп. 3. Ед. хр. 2816. 2 л. (1 л. чис.); Дело преподавательницы С. Н. Гладкой. Начато: 1906 // [Формулярный список за 1906 г.] ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 45. 9 л.
М. И. Алейников, Н. Б. Селиверстова, 2013