МУСИНА-ПУШКИНА, Дария (Дарья) Михайловна (1873–1947)

Вокально-режиссерский факультет
Профессор

МУСИНА-ПУШКИНА (в 1-м браке Глебова (1891–1895); во 2-м браке Озаровская (1901–1912); в 3-м браке Апушкина (1912–1937), сценический псевдоним Мусина), Дария (Дарья) Михайловна (23 января / 4 февраля 1873, с. Никольское Мологского уезда Ярославской губернии – 5 мая 1947, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; Серафимовское кладбище) — актриса театра, декламатор, мимопластик, певица, оперный режиссер, лектор, педагог. Артистка Императорских (Академических) театров (1909).

В детстве под руководством отца (ученика Д. Д. Аларда, профессора Парижской консерватории) обучалась игре на скрипке. В дальнейшем в Москве обучалась пению у Ф. П. Комиссаржевского, В. С. Тютюнника и художественному слову у К. С. Станиславского (1888–1889) в «Обществе искусства и литературы»; позже брала уроки у артиста и режиссера Александринского театра Ю. Э. Озаровского.

В 1889 в Санкт-Петербурге Мусина-Пушкина окончила Литейную женскую гимназию.

В 1890/1891 уч. г. обучалась вольнослушателем в Консерватории в кл. специального пения Н. А. Ирецкой. В 1897 вторично подавала документы, но по причине болезни (острое малокровие и общее нервное расстройство) отчислилась в 1899. Среди педагогов — Й. Палечек (оперный кл.), Н. А. Соколов (гармония); сценическому искусству обучалась у В. Н. Давыдова и В. М. Самуся.

В 1899 начала свою артистическую деятельность с поездки по Кавказу с М. Г. Савиной, после чего, удачно выступив с дебютом в трагедии Еврипида «Ифигения-жертва» и драме М. Нордау «Право любить», была зачислена в труппу Александринского театра, где проработала 8 лет (1901–1909). Играла как в пьесах классического репертуара, так и современных авторов — в трагедиях «Антигона» (заглавная роль), «Эдип в Колоне» (Исмена) Софокла, «Мессинская невеста» Ф. Шиллера (Беатриче), «Ипполит» Еврипида (Артемида); в драмах «Любимец публики» Ф. Ведекинда (Елена), «Мамуся» В. С. Лихачёва (дочь), «Венецианский купец» В. Шекспира (Джессика), «Вейганд» Й. Шлафа (Гермена); в комедиях «Горе от ума» А. С. Грибоедова (Софья), «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (Титания); в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского и др. Среди характерных ролей — Шарлотта («Вишневый сад» А. П. Чехова), Англичанка («Комета» А. М. Федорова), Немка («Пустоцвет» Н. Л. Персияниновой). В летние месяцы участвовала в гастрольных поездках по провинции с Н. Н. Ходотовым, выступая в «Идиоте» Ф. М. Достоевского (Настасья Филипповна) и «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Кручинина). В 1909 по личному желанию оставила службу в театре, но продолжала еще работать на сцене (до 1913), выступая в собственном «Театре Стиль» («Женщина в окне» Г. Гофмансталя, «Пир во время чумы» А. С. Пушкина, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда), в цикле исторических спектаклей в Китайском театре по случаю юбилея Царского села. В то же время выступала с декламацией и музыкальным чтением под аккомпанемент арфы в концертах и художественных вечерах.

В 1902 начала педагогическую деятельность с частных уроков, преподавая художественное чтение, постановку голоса для сцены и эстрады по собственной методике. Преподавала постановку голоса на Драматических курсах (ныне — Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), где среди ее учениц были И. Л. Рубинштейн, Е. И. Тиме, В. Л. Юренева. С 1904 давала уроки по драме и позднее по опере (первые ученицы были направлены Н. А. Ирецкой). С 1908 преподавала постановку слова в Школе русской драмы при Александринском театре.

В 1909 приступила к самостоятельной разработке теории мимико-пластической выразительности Ф. Дельсарта и установления методов ее преподавания, а в 1913 начала преподавание по этой системе в своей исследовательской Студии-мастерской художественной выразительности и сценического мастерства «Единое слово» имени Ф. Дельсарта по классам: мимико-пластическая выразительность, художественное слово, драма и опера (на основе разработки системы единства искусств). Ряд публичных выступлений студии привлек к ней внимание деятелей искусства разных отраслей, среди которых были культуролог Ф. Ф. Зелинский, литератор А. Ф. Кони, художник М. В. Добужинский, искусствовед В. П. Зубов, певец А. В. Андреев и профессора Петроградской консерватории Ф. С. Акименко и И. С. Миклашевская, выдвинувших идею создания Института выразительности. Однако условия 1918 не дали возможности осуществить этот проект.

Затем по собственному методу и в своей разработке Мусина преподавала введенный в ряд государственных и других учреждений предмет «мимико-пластическая выразительность на основе системы Дельсарта»: Высшие женские курсы (1916/1917), Пролеткульт (1919), Школа русской драмы (1919/1920), институт «Живое слово» (1919–1922), театральная студия 1-го Берегового (затем 2-го Балтийского) отряда моряков Балтфлота (1919–1921, также зав. студией), Государственная школа экранного искусства (1919–1921), Пролетарская драматическая студия при Культотделе Профсоюзов (1922–1924), Студия живописи и ваяния профессора В. А. Денисова (1924/1925).

В 1920-е занималась литературной деятельностью: отредактировала перевод И. А. Грузинского (Груздева) труда ученика Дельсарта A. Giraudet «Mimique»; редактировала труд по единству цвета, света и музыки А. Г. Чеснокова; работала над монографией «Изадора Дункан. Личность. Деятельность». С 1923 руководила студией (до ее закрытия в 1925) и председательствовала в исследовательской лаборатории по единству искусств при Ленинградском отделении Главной научной лаборатории. С 1924 руководила каф. драматического чтения на Государственных курсах техники речи.

В 1915–1918 — член совета петроградского Скрябинского общества.

В 1931–1946 проживала в Вологде, где преподавала в Вологодском музыкальном училище и создала оперную студию из студентов и певцов-любителей. В 1946 вернулась в Ленинград и проживала до своей кончины в Доме ветеранов сцены.

В Консерватории: старший преподаватель (1918), профессор (1922), доцент (1926–1928, по решению музыкальной подсекции ГУС’а), профессор (1928/1929) оперного кл. и кл. мимико-пластической выразительности вокального отд. исполнительского факультета; профессор (1928/1929) режиссерского класса; режиссер Оперной студии (1922–?). Под руководством Мусиной были поставлены «Орфей» К. В. Глюка, «Кащей Бессмертный», «Моцарт и Сальери», «Снегурочка» (первая постановка студии) Н. А. Римского-Корсакова, «Черевички» П. И. Чайковского. Руководила работой ассистента по режиссуре Э. И. Каплана, ведущего оперно-сценический кл. и подготовившего постановку в Оперной студии «Саламанской пещеры» Б. Паумгартнера и «Санчо Панса» Ф. А. Д. Филидора. В 1927 организовала оперно-исследовательский кружок.

Отрывки из опер «Аида» Дж. Верди и «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Пиковая дама» П. И. Чайковского поставила на сцене Мариинского театра; «Орфей» К. В. Глюка — в Михайловском театре.

Библиография

Сочинения (неопубл.): Учебная задача по гармонии: g-moll, 16 тактов. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 2. Д. 4730. Л. 14.

Литература: Исламей [Малков Н. П.] «Черевички» в Оперной студии // Жизнь искусства. 1926. № 4. С. 14; Селиверстова Н. «Дришка» или «Цикада». Дарья Мусина-Пушкина. К 160-летию Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова // Скрипичный ключ. 2022. № 2. Сентябрь. С. 32–36.

Иконография

Дарья Михайловна Мусина-Пушкина (1873–1947). URL: https://www.pinterest.ru/pin/645351821584406373/

Архивные источники

Императорское русское музыкальное общество. Санкт-Петербургское отделение. Мусина-Пушкина Дарья. 1890–1899. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 2. Д. 4730. Л. 1–14; Список служащих по состоянию на 1 февраля 1921. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 58. Л. 1–23. Прим.: о Д. Мусиной на с. 7 об.; Ленинградская государственная консерватория. Мусина-Апушкина Дарья Михайловна, преподавательница. 1924–1929. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 2213. Л. 1–36; Списки, анкеты и статистические сведения о профессорско-преподавательском составе Консерватории за 1928–1929. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 193. Л. 1–300. Прим.: о Мусиной на с. 5 об.

М. В. Михеева, 2023