ДАВЫДОВ, Владимир Николаевич (Иван Горелов) (1849–1925)

Вокально-режиссерский факультет
Профессор

ДАВЫДОВ (настоящая фамилия Горелов), Владимир (настоящее имя Иван) Николаевич) (7/19 января 1849, г. Новомиргород Херсонской губ. Российской империи, ныне Кировоградская обл. Украины – 23 июня 1925, Москва; захоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, в 1934 перезахоронен на Тихвинском кладбище, ныне — Некрополь мастеров искусств) — драматический актер, артист оперетты, чтец, педагог. Профессор (1889). Потомственный дворянин. Народный артист Республики (1922).

Окончил Тамбовскую гимназию (1866). В гимназические годы выступал в школьных спектаклях. В 1866 переехал в Москву, где получил у И. В. Самарина первые уроки актерского мастерства. Впоследствии занимался также у А. И. Шуберт — под ее руководством прорабатывал первые роли в пьесах А. Н. Островского.

В 1867–1880 выступал на провинциальных сценах (Орёл, Саратов, Казань, Воронеж, Астрахань, Тамбов и др.), большую часть времени — в составе труппы антрепризы П. М. Медведева. Артист Александринского театра (1880–1886, 1888–1924; 1918–1920 провел в Архангельске, оккупированном английскими войсками), Московского частного театра Ф. А. Корша (1886–1888), Государственного академического Малого театра (Москва, 1924–1925). Учредитель (наряду с В. П. Острогорским) Общества художественного чтения и музыки. Преподавал на Драматических курсах при Санкт-Петербургском театральном училище (с 1883). Среди учеников — Л. С. Вивьен, К. А. Зубов, А. А. Усачев, Н. Н. Ходотов, В. Л. Юренева, Л. Б. Яворская и другие крупные актеры. Частным образом у Давыдова занималась В. Ф. Комиссаржевская.

В Консерватории: преподаватель (1885–1886), профессор (1889–1891). Преподавал декламацию.

Давыдов — один из крупнейших мастеров русской театральной сцены 2-й пол. XIX – нач. XX вв., выдающийся представитель реалистического направления, продолжатель традиций, заложенных М. С. Щепкиным, А. Е. Мартыновым, П. М. Садовским. Его игра, основанная на проникновении в сущность создаваемого образа, отличалась глубоким психологизмом и внутренней правдой. Обладал безукоризненной, виртуозной актерской техникой. Сыграл около 550 различных по масштабу и амплуа ролей в пьесах, прежде всего, русских авторов: Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, А. В. Сухово-Кобылина, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. А. Горького и многочисленных второстепенных писателей. Яркие сценические образы были созданы им в пьесах У. Шекспира и Ж.-Б. Мольера. Не принимал многие новые художественные тенденции начала XX века, проявлявшиеся в режиссуре В. Э. Мейерхольда, драматургии Л. Н. Андреева и других.

Выступал также в водевилях, опереттах (Ж. Оффенбаха и других), исполнял народные песни и романсы, был куплетистом и чтецом. В качестве чтеца участвовал в литературных вечерах и концертах, одним из первых в середине 1880-х стал исполнять рассказы Чехова. В 1908 сыграл роль Расплюева в «Свадьбе Кречинского» — одном из первых отечественных игровых художественных фильмов.

Искусство Давыдова высоко ценили Островский, Толстой, Гончаров, Тургенев, Сухово-Кобылин, Лесков, Григорович, Чехов, В. В. Стасов.

Автор книги мемуаров «Рассказ о прошлом» (Л., 1931).

Библиография

Сочинения: [Соч. В. Н. Давыдова, 1956–1962] // Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков. Т. 2. М., 1963. Стб. 269.

Литература: [Лит. о В. Н. Давыдове, 1939–1959] // Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков. Т. 2. М., 1963. Стб. 269; [Альтшулер А. Я. ] Давыдов Владимир Николаевич // Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков. Т. 2. М., 1963. Стб. 265–269. [Ст подписана: Ан. Н.]; Альтшуллер А. Я.Театр прославленных мастеров: очерки истории Александринской сцены. Л., 1968. 306 с.;. Альтшуллер А. Я. В. Н. Давыдов и его современники — русские писатели. Пять содружеств // Альтшуллер А. Я. Пять рассказов о знаменитых актерах: Дуэты. Сотворчество. Содружество. Л., 1985. С. 102–144.

М. И. Алейников, 2013