ЖЕРЕБЦОВА-АНДРЕЕВА (Жеребцова-Евреинова, урожд. Жеребцова, по 1-му мужу Евреинова, 1894–1904; по 2-му мужу — Андреева), Анна Григорьевна (13/25 сентября 1868, в некоторых источниках 1870[?] или 1872[?], Гродно Гродненской губернии Российской империи, ныне Белоруссия – 23 марта 1944, Рига, Рижское Покровское кладбище, Латвия) — певица (меццо-сопрано), педагог. Профессор (1913). Член Санкт-Петербургсокго Общества камерной музыки, Санкт-Петербургского вокального общества (1911). Жена известного певца, солиста Мариинского театра Н. В. Андреева (тенор).
Родилась в семье потомственного дворянина, командующего полком Г. Г. Жеребцова. Образование получила в Екатерининском институте в Санкт-Петербурге. Обучалась пению в Консерватории в кл. Н. А. Ирецкой (1887–1892, окончила с аттестатом).
Дебютировала в концерте в Консерватории (1891). На талант певицы обратил внимание Н. А. Римский-Корсаков, пригласивший Жеребцову к участию в своих домашних музыкальных вечерах. Также одним из первых ее талант признал А. Г. Рубинштейн. Певица не обладала сильным голосом, но владела мастерством художественного воздействия, а ее исполнительские интерпретации отличалось стилистической точностью. Искусство Жеребцовой высоко оценено такими критиками как Ц. А. Кюи, В. Г. Каратыгин, А. В. Оссовский.
В 1892–1894 гастролировала в городах Германии (Кёнигсберг, Дрезден, Гамбург, Лейпциг), выступала в ансамбле с А. Рубинштейном, затем в крупнейших городах Европы (Амстердам, Гаага, Брюссель, Роттердам, Париж, Лондон). По возвращении много концертировала в Москве, Санкт-Петербурге Киеве, Одессе, Харькове, Нижнем Новгороде, Гродно и др. городах. Выступала под управлением Римского-Корсакова (Одесса, 1894), в ансамбле со своим вторым мужем Н. В. Андреевым, с Н. Н. Кедровым.
Репертуар очень широк, включал старинную и новейшую вокальную музыку европейских стран и России — в т. ч. сольные партии в кантатно-ораториальных произведениях И. С. Баха, К. В. Глюка, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, романсы и песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Р. Вагнера, Э. Грига, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Ц. А. Кюи, а также арии из опер. Большое внимание певица уделяла камерно-вокальным сочинениям современников. Впервые на русской концертной эстраде исполнила романсы С. Рахманинова («Мелодия», «Судьба», 1906), А. К. Глазунова («Муза», 1906), А. С. Аренского («Счастье», 1906), И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева (в т. ч. цикл «Гадкий утенок»), а также многие вокальные сочинения К. Дебюсси, М. Равеля, Э. Шоссона и Р. Штрауса.
Певице посвятили свои романсы Н. А. Римский-Корсаков («По небу полуночи» («Ангел»)), А. Г. Рубинштейн («Wo?», op. 15), А. С. Аренский («Поэзия»), В. В. Щербачев («Тебе не грустно»), С. С. Прокофьев («В моем саду», «Кудесник»).
А. К. Глазунов пригласил Жеребцову на работу в Консерваторию.
В Санкт-Петербургской (Петроградской) консерватории: старший преподаватель сольного пения (с 1907), профессор 2-й степени (1913–1922). Среди выпускников — М. И. Бриан, З. Н. Артемьева-Леонтьевская, Л. В. Кича (1914, диплом), Е. М. Малинина (1922, диплом).
Частными ученицами Жеребцовой были З. П. Лодий и Алиса Гессен-Дармштадская (императрица Александра Фёдоровна).
В 1922 переехала в Ригу по приглашению ректора Латвийской консерватории. Открыла там вокальную студию (1923–1944). Среди учеников в Латвии — Ж. Сладкарова-Яковлева и М. Скуинь (артистка Лиепайской оперы). Профессиональными консультациями Жеребцовой пользовались такие певицы как А. Гревиня, М. Сакс, М. Лагенфельд.
Член Русского певческого общества «Баян» в Риге (с нач. 1930-х), вела постановку голоса в открывшейся при обществе Литературно-театральной студии (с 1937).
Оставила воспоминания «Мои встречи с Н. А. Римским-Корсаковым» (опубликованы в сборнике «Русская песня в Риге», Рига, 1939).
Библиография
Сочинения: Мои встречи с Н. А. Римским-Корсаковым // Русская песня в Риге: К 75-летию Русского певческого общества «Баян» в Риге: сб. ст. / под ред. А. Перова. Рига, 1939;
Литература: Каратыгин В. Г. Концерт Жеребцовой // Каратыгин В. Г. Избранные статьи. М.; Л., 1965. С. 54–56; Оссовский А. В. Концерт А. Г. Жеребцовой // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894–1912). Л., 1971. С. 152–153; Оссовский А. В. Концерт певицы А. Г. Жеребцовой // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894–1912). Л., 1971. С. 201–203; Малинина Е. М. В переломные годы // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Изд. 2-е, доп. Кн. 2. Л., 1988. С.197–204; Жеребцова-Андреева Анна Григорьевна [творч. биогр., библиогр. список] // Пружанский А. Отечественные певцы, 1755–1917: словарь: в 2 ч. Ч. 1. М., 1991. С. 177; Петровская И. Ф. Жеребцова-Андреева [Анна Григорьевна]: [биогр. справка, библиогр. список] // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: энцикл. сл.-исслед. Т. 10. Кн. 1. СПб., 2009. С. 328; [125 лет со дня рождения русской певицы Анны Григорьевны Жеребцовой-Андреевой] // Музыкальная жизнь. 1993. № 15–16. С. 32; Журавлев С. Анна Григорьевна Жеребцова-Андреева // Русские Латвии. Институт Русского культурного наследия Латвии, 2010. URL: http://www.russkije.lv/ru/pub/read/pokrovskoe-cemetry/lica-23.html (См. также: Покровское кладбище. Слава и забвение / сост. С. Видякина, С. Ковальчук. Рига, 2004); Михайлец М. Анна Жеребцова-Андреева // Русские Латвии. Институт Русского культурного наследия Латвии, 2010. URL: http://www.russkije.lv/ru/lib/read/zherebtsova-andreyeva.html.
Иконография
Михайлец М. Анна Жеребцова-Андреева // Русские Латвии. Институт Русского культурного наследия Латвии, 2010. URL: http://www.russkije.lv/ru/lib/read/zherebtsova-andreyeva.html.
А. Н. Цветкова, 2013