ГАНДШИН (Handschin, Хандшин), Яков (Jacques Samuel, Жак Самуэль, Яков Яковлевич) (5/17 апреля 1886, Москва – 25 ноября 1955, Базель) — российско-швейцарский органист, музыковед-медиевист, музыкальный критик, педагог.
Учился органному исполнительству у М. Регера в Музыкальной академии Мюнхена (1905), К. Штраубе в Лейпциге (1906–1909). Дебютное выступление Гандшина в России состоялось 21 октября 1907 в московской лютеранской церкви св. Петра и Павла в концерте известной певицы Марии Олениной-Д’Альгейм. В 1908 несколько месяцев занимался у Ш.-М. Видора в Париже, где познакомился с достижениями французской органной школы. В 1909 был приглашен на пост руководителя класса игры на органе Санкт-Петербургской консерватории.
В 1909–1916 концертировал как органист-виртуоз с сольными концертами и в ансамбле с выдающимися исполнителями своего времени. Концерты Гандшина проходили в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Курске, Риге, Таллинне. Публика, пораженная техническим мастерством исполнителя, признала в нем лучшего органиста современной России. Являясь пропагандистом музыки И. С. Баха, участвовал в цикле концертов, организованных А. И. Зилоти и посвященных исполнению полного органного и клавирного наследия композитора (1914–1916). Гандшин существенно обновил концертный органный репертуар, включал в свои программы сочинения композиторов добаховской эпохи, современную музыку и малоизвестную российской публике органную литературу: пьесы У. Берда, А. де Кабесона (Antonio de Cabezón), М. Регера, С. Франка, Л. Боэльмана, Ж. Роже-Дюкаса. По инициативе Гандшина к органной музыке обратились русские композиторы: А. К. Глазунов, Я. Витолс, С. М. Ляпунов, С. И. Танеев, Ц. А. Кюи; их произведения были опубликованы в антологии «Современные мастера органа» («Les maîtres contemporains de l’orgue», 1913–1914, Париж). И. И. Крыжановский посвятил Гандшину органную фантазию ре-минор.
В 1910–1914 опубликовал ряд музыкально-критических статей в петербургской немецкоязычной газете «St. Petersburger Zeitung» (более 450) и немецком журнале «Signale für die musikalische Welt». Работал органистом Лютеранской церкви св. Петра в Петрограде (с 1915). В 1920 совместно с физиком В. И. Коваленковым основал лабораторию музыкальной акустики.
В Санкт-Петербургской консерватории: преподаватель игры на органе (1909), профессор 2-й степени (1915–1920). Среди учеников — С. С. Прокофьев, Л. Е. Аб (окончил в 1917), Н. Ванадзиньш (окончил в 1919). Ванадзиньш продолжил дело учителя и позже сменил его, возглавив класс органа (1920–1923) .
В 1919 прочитал в Малом зале Консерватории два курса лекций «Из истории органа и органной литературы» (до XIV века; XIV век). Научные материалы, приведенные в лекциях, частично входили в диссертационное исследование (утеряно при отъезде за границу).
С 1921 жил в Швейцарии. Служил церковным органистом в Санкт-Галлене (1921–1924), церквях Цюриха и Базеля (1924–1955).
Профессор истории музыки в Базельском университете (1930). Защитил диссертацию на тему: «Хоральные обработки и композиции с ритмизованным текстом в многоголосной музыке XIII века» («Choralbearbeitungen und Kompositionen mit rhythmischem Text in der mehrstimmigen Musik des 13. Jhs.») С 1936 вице-президент Международного музыковедческого общества (основано в Базеле в 1927). В 2009 общество учредило Премию имени Гандшина для молодых исследователей.
Многочисленные научные труды и статьи Гандшина посвящены истории средневековой музыки, вопросам интерпретации произведений И. С. Баха, теории музыки. Он также является автором монографий о М. П. Мусоргском (1924), К. Сен-Сансе (1930), И. Ф. Стравинском (1933). Из крупных исследований наиболее известны труды: «История музыки в кратком изложении» (Musikgeschichte im Überblick; 1948), «Качество звука: Введение в звуковую психологию» (Der Toncharakter: Eine Einführung in die Tonpsychologie; 1948).
В последнее десятилетие ХХ века возрос интерес к научному наследию Гандшина. Было опубликовано монографическое исследование М. Майера «Jacques Handschins „Toncharakter“: Zu den Bedingungen seiner Entstehung» (1991), вышел сборник работ «Jacques Handschin. Über reine Harmonie und temperierte Tonleitern: Ausgewählte Schriften» с предисловием М. Майера (2000). В России исследователем творчества Гандшина является Ж. В. Князева (диссертация «Жак Гандшин и русская музыкальная культура первой четверти ХХ века». СПб., 2012), автор фундаментальной монографии «Jacques Handschin in Russland. Die neu aufgefundenen Texte» (Basel, 2011).
Библиография
Cочинения: Musikgeschichte im Überblick. Luzern: Räber, 1948. 432 S.; Orgel, Orgelbau und Orgelspiel // Musica aeterna / Hrsg. von G. Schmidt. Bd. 1. Zürich, 1948. S. 329–337; Trope, Sequence, and Conductus // The New Oxford History of Music. 2. / Hrsg. von A. Hughes. London, 1952. S. 128–174; Der Toncharakter: eine Einführung in die Tonpsychologie. Zürich, 1948. (2. Aufl.: WBG, 1995. 436 S.); Camille Saint-Saёns // Jacques Handschin: Über reine Harmonie und temperierte Tonleitern. Ausgewählte Schriften / Hrsg. und eingeleitet von M. Maier. Schliengen, 2000. S. 197–218; Igor Strawinski. Versuch einer Einführung // Jacques Handschin: Über reine Harmonie und temperierte Tonleitern. Ausgewählte Schriften / Hrsg. und eingeleitet von M. Maier. Schliengen, 2000. S. 219–250; Что такое орган? // Музыкальный современник. Кн. 3. Пг., 1915. С. 53–63; Русская музыка для органа // Мелос. Кн. 2. СПб., 1918. С. 134–139; О задачах научно-теоретической секции академического подотдела // Лад. Сборник 1. Июль 1919 г. Пг., 1919. С. 11–187; О намечающемся перевороте во взглядах на полифоническую музыку XIV, XV и XVI веков // Музыкальный отдел Наркомпросса. Научная ассоциация. Известия академического подотдела. Вып. 1. Пг., 1919. С. 1–31.
Литература: Oesch H. Handschin, Jacques Samuel // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. 5. Kassel – Basel, 1956. Sp. 1440–1443; In memoriam Jacques Handschin / Ed. H. Angles, G. Birkner. Strasbourg, 1962. 200 S.; Maier M. Jacques Handschins «Toncharakter»: Zu den Bedingungen seiner Entstehung. Stuttgart, 1991. 237 S.; Kniazeva J. Jacques Handschin in Russland. Die neu aufgefundenen Texte. Basel, 2011. 1045 S.; Глебов И. Популярный органный концерт Ж. Гандшина // Жизнь искусства. 1918. № 16. С. 3; Глебов И. По поводу органного концерта Ж. Гандшина // Жизнь искусства. 1918. № 22. С. 2; Гандшин (Handschin) Жак // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 898–899. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1880/Гандшин; Ройзман Л. И. Орган в истории русской музыкальной культуры: в 2 т. 2-е изд., перераб., доп. и расшир. Т. 2. Казань, 2001. 495 с. (О музыкально-критической деятельности Ж. Гандшина на с. 181–184); Князева Ж. В. «О физиках и лириках» или о том, как подружились акустик с органистом // Иностранцы в российской науке: материалы научных чтений, приуроченных к 200-летию со дня рождения Г. И. Гесса / отв. ред. А. А. Михайлов. СПб., 2002. С. 74–79; Князева Ж. В. Петербургский швейцарец Жак Гандшин // Гуманитарные проблемы современной цивилизации: IV Международные Лихачевские научные чтения, 26–27 мая 2006 г. СПб., 2006. С. 224–226; Ахонен А. Н. Сергей Прокофьев в органном классе Якова Гандшина // Musicus. 2007. № 8. С. 39–42. URL: http://old.conservatory.ru/files/39-42_musicus_08.pdf; Князева Ж. В. Из истории одной исчезнувшей диссертации // Opera Musicologica. 2011. № 1. С. 40–76. URL: http://old.conservatory.ru/files/OM_07_Knyazeva_full.pdf; Князева Ж. В. Научное сотрудничество музыковеда Я. Я. Гандшина и физика В. И. Коваленкова: создание петроградской акустической лаборатории // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета. 2011. № 2 (124). С. 124–129 (в соавторстве с А. А. Михайловым); Князева Ж. В. Жак Гандшин о событиях 1917 года: Советская Россия глазами «нейтрального швейцарца» // Музыковедение. 2011. № 8. С. 41–47; Князева Ж. В. Бернские концерты Жака Гандшина // Музыкальная жизнь. 2011. № 9. С. 28–29; Князева Ж. В. Жак Гандшин в воспоминаниях Елены Агриколы // Старинная музыка. 2011. № 3–4. С. 41–52; Князева Ж. В. Жак Гандшин в Петербурге: у истоков мысли ученого-музыковеда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 146. С. 127–136; Мищенко М. П. Новая книга о Жаке Гандшине // Орган. 2011. № 3. С. 48; Розанова И. В. Ж. Гандшин об органных сочинениях А. К. Глазунова // Традиции органной школы Санкт-Петербургской консерватории: избранные материалы конференций (2009, 2011). СПб., 2012. С. 49–58; Зибер М. Жак Гандшин // Традиции органной школы Санкт-Петербургской консерватории: избранные материалы конференций (2009, 2011) / пер. и публ. Ж. В. Князевой. СПб., 2012. С. 45–48.
И. А. Мишина, 2013