КЕДРОВ, Николай Николаевич (1871–1940)

Кафедра сольного пения
Профессор

КЕДРОВ, Николай Николаевич (28 октября / 9 ноября 1871, Санкт-Петербург – 29 января 1940, Париж; кладбище Сан-Женевьев-де-Буа) — оперный и камерный певец (баритон), композитор, педагог. Организатор и глава Санкт-Петербургского вокального квартета (1898). Профессор (1915). Награжден Орденом Св. Станислава 3-й степени (1910). Муж С. Н. Гладкой.

Родился в семье священнослужителя (протоирея). Прошел регентский курс Императорской Придворной певческой капеллы и некоторое время руководил хором дебютантов (младшим хором) в Бесплатной музыкальной школе М. А. Балакирева. Окончил Консерваторию по специальности «сольное пение» в кл. С. И. Габеля (1894–1897). Брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова, восприняв стиль и идеалы композиторов Могучей кучки.

В годы студенчества участвовал в оперных спектаклях на сцене Большого зала Консерватории, вошел в состав первого Русского мужского вокального квартета, стал членом Санкт-Петербургского Общества музыкальных собраний (1896). В 1897 организовал и возглавил Санкт-Петербургский Русский вокальный квартет, в который входили его брат К. Н. Кедров, Н. М. Сафонов и М. М. Чупрынников. Репертуар квартета включал русские народные песни, романсы, оперную музыку, а также православные песнопения различных стилей и авторов. Дебют квартета состоялся весной 1898 в Малом зале Консерватории. С 1899 выступал в концертах Кружка любителей русской музыки, продолжал петь в оперных спектаклях на сцене Большого зала Консерватории.

Был приглашен в Московскую частную русскую оперу С. И. Мамонтова в качестве солиста (1897–1899, 1900). Первый исполнитель партии Шонара в опере «Богема» Дж. Пуччини (1898). Дебютировал на сцене московского Большого театра в партии Валентина в опере «Фауст» Ш. Гуно (1898). В Большом театре выступал в течение ряда лет (1898–1900, 1908).

С 1902 — солист Мариинского театра. Был первым исполнителем партии Саванереса в опере «Урвази» Э. Я. Длусского (1902), а также Рангони в возобновленной опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (редакция и инструментовка Н. А. Римского-Корсакова, 1906).

Продолжал выступать сольно и в составе созданного им квартета. В сольные программы включал романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Ц. А. Кюи, А. С. Аренского, Н. Ф. Соловьёва и др. В программы квартетных выступлений включал собственные сочинения.

Вместе с Санкт-Петербургским Русским вокальным квартетом участвовал в проектах С. П. Дягилева, успешно гастролируя в Европе (1908–1915). Исполнил в парижской Grand Opera партию Андрея Щелкалова в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского под управлением Ф. М. Блуменфельда (1908, 1-е исполн. оперы в Париже). Ф. И. Шаляпин, который неоднократно выступал с квартетом Н. Н. Кедрова (1911), сделал с ним совместную запись русских народных песен в Лондоне (1913–1914). Современники отмечали чистоту и ясность голосоведения, четкую артикуляцию и глубокую проникновенность исполнительской манеры квартета, звучание которого производило впечатление необычайной мощи.

Кедрову посвящены два произведения С. М. Ляпунова: «Былина о царе Иване Васильевиче Грозном» и «Пять квартетов на народные темы» для мужских голосов без сопровождения (op. 48).

Среди сценических партнеров — Н. К. Акцери, К. Н. Дорлиак, А. К. Бедлевич, Н. И. Забела-Врубель, М. В. Луначарский, И. В. Ершов, Г. А. Морской, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин. Выступал под управлением Г. Варлиха, Н. А. Римского-Корсакова, Э. Д. Эспозито, Ф. М. Блуменфельда, Н. В. Галкина.

В Консерватории: преподаватель (1904), старший преподаватель (1908), профессор 2-й степени (1915–1922) сольного и хорового пения.

Среди учеников — И. А. Лесман, С. И. Преображенский, В. Г. Шушлин, С. И. Зимин, В. В. Киселёв. Преподавал пение в Императорской Придворной певческой капелле (ок. 1917). Сочинял православные произведения, среди которых наиболее известно песнопение «Отче наш» (1922).

Эмигрировал в Берлин. Преподавал вокал в Берлинской консерватории (1922–1928). В 1928 уехал в Париж. Вместе с другими музыкантами-иммигрантами участвовал в основании Русской консерватории в Париже, где стал профессором кл. сольного пения (1928–1940). Воссоздал Квартет Н. Н. Кедрова. Основу репертуара составляли богослужебные православные песнопения, среди которых большая часть принадлежала сочинениям и переложениям самого Кедрова. Квартет давал концерты по всему миру. В частности, с большим успехом выступил в Лондоне в присутствии короля Георга V и королевской семьи (1924), дал большой концерт в парижской Сорбонне, а также гастролировал в США (конец 1920-х гг.).

Среди сочинений Кедрова наиболее известны: «Отче наш», «Благослови, душе моя, Господа», «Во царствии Твоем», «Господь, просвещение мое» и др. Духовные произведения Кедрова были опубликованы в «Нотном сборнике православного русского церковного пения» (Т. 1. Божественная литургия. Лондон, 1962; Т. 2. Всенощное бдение. Лондон, 1972).

Библиография

Литература: [Выступление Н. Н. Кедрова] // РМГ. 1901. № 1. Стб. 20; [Финдейзен Н. Ф. Концерт Н. Н. Кедрова] // РМГ. 1903. № 4. Стб. 123; [Н. Н. Кедров] // РМГ. 1903. № 4. Стб. 120–123; [Н. Н. Кедров] // РМГ. 1903. № 51. Стб. 1290; Кедров Николай Николаевич // Пружанский И. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь [в 2 ч.]: Ч. 1. М., 1991. С. 219–220; Кедров Николай Николаевич (старший) // Религиозные деятели русского зарубежья: биобиблиогр. справочник. 2007. URL: http://zarubezhje.narod.ru/kl/k_034.htm, Густова Л. Семья Кедровых // Официальный портал Белорусской Православной Церкви. Белорусская Православная Церковь. 2012. URL: http://www.church.by/resource/Dir0151/Dir0162/Page0165.html.

Архивные источники

Кедров Николай. Нач.: 1894. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 75. 11 л.; Списки преподавателей Консерватории за 1916–1917. [Кедров Н. Н.] ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 7. С. 101; Оп. 9. Д. 76. Л. 1–2; Протокол Художественного совета Консерватории от 12.09.1908. [Кедров Н. Н.] ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 528. Л. 9; Протокол Художественного совета Консерватории от 12.09.1915. [Кедров Н. Н.] ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 599. Л. 33; Три стихотворения, 1909–1915. ОР РНБ (собр. П. Л. Вакселя). Ф. 124. Ед. хр. 1995. 3 л.; Письма (3) и телеграмма к Балакиреву Милию Алексеевичу. 1892, 22 июля – 1894, 26 мая. ОР ИРЛИ (ПД) РАН. Ф. 162 (арх. М. А. Балакирева). Оп. 4. Ед. хр. 502. 7 л.; Письма (2) и записки на визитных карточках (2) Платону Львовичу Вакселю, 1903–1912 гг. и б. д. ОР РНБ. Ф. 123 (собр. П. Л. Вакселя). Ед. хр. 250. 5 л.; Письма (2) к Кавелину Константину Дмитриевичу. 1868, 18 фев. – 21 марта. ОР ИРЛИ (ПД) РАН. Ф. 119 (арх. К. Д. Кавелина). Оп. 1. Ед. хр. 77. 3 л.; Письма (2) к Соловьеву Николаю Феопемптовичу. 1903, 9 янв. – 1906, 13 марта. ОР ИРЛИ (ПД) РАН. Ф. 554 (арх. Н. Ф. Соловьева). 1. Ед. хр. 21. 3 л.; Письмо к Михаилу Викторовичу Рундальцову. 8 нояб. 1900. ОР РНБ. Ф. 124 (собр. Л. Вакселя). Ед. хр. 1996. 1 л.; Письмо к Михаилу Николаевичу Никонову. 10 дек. 1900. ОР РНБ. Ф. 521 (Никонова М. Н.). Ед. хр. 67. 1 л.; Письмо к Николаю Федоровичу Финдейзену. 9 янв. 1903 г. ОР РНБ. Ф. 816 (арх. Н. Ф. Фидейзена). Оп. 2. Ед. хр. 1459. 2 л. (1 л. чис.); Письмо к Эрнсту Петровичу Юргенсону. 19 марта 1912. ОР РНБ. Ф. 124 (собр. П. Л. Вакселя). Ед. хр. 1997. 1 л.

М. И. Алейников, Н. Б. Селиверстова, 2013